|
С. А. ВаксманТранспортные
системы городов
|
|||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
Алфавитный указатель |
|||||||||||||||||||||||||||||
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | |||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
ПРЕДИСЛОВИЕ Случилось так, что при переходе к рыночным отношениям, проблемы функционирования транспортных систем городов резко обострились при одновременном уменьшении финансирования научно-исследовательских и проектных работ в этой области. При этом сложилась следующая ситуация: 1) разработка комплексных транспортных схем, комплексных схем организации движения должна осуществляться за счет бюджетов городов, которые средств на эти цели не имеют или не выделяют; 2) объем проектных и научно-исследовательских работ падает, а специалисты уходят в коммерческие структуры (часто далекие по профилю от рассматриваемой проблематики); 3) отсутствие широкого фронта проектных и исследовательских работ ведет к утере интеллектуального потенциала. Если при этом учесть, что проблемами транспортных систем городов в СССР занималось весьма ограниченное количество ученых, специалистов - даже во времена пика интереса к этой проблематике их насчитывалось не более 100-150 человек, - то через короткое время Россия может столкнуться острой нехваткой профессионалов в этой области. Напомним, что большинство специализированных центров исследований и проектирования транспортных систем городов остались за границами России (КиевНИИПград, Гипроград-Киев, БелНИИПград-Минск, Казгипрокоммунстрой (Казкоммунпроект) - Алма-Ата...). В этих условиях необходимо, на наш взгляд, предпринять ряд шагов с целью сохранения на будущее богатого наследия в области транспортных систем городов, которое было накоплено в 60-80-х годах с тем, чтобы когда актуальность проблемы будет осознана, не начинать все с нуля. Есть ряд путей сохранения указанного потенциала: 1) создание объединений юридических и физических лиц, связанных с проблемой; 2) лоббирование в высших эшелонах власти вопросов финансирования НИР; 3) создание в экономических районах государственных и/ или частных (что предпочтительнее в будущем) институтов по проектированию и исследованию транспортных систем городов; 4) создание на спонсорские средства журнала «Транспортные системы городов»; 5) заказ группам специалистов серьезных обзоров по узловым проблемам; 6) подготовка библиографических списков и указателей по отдельным направлениям проблемы; 7) издание указателей диссертаций по проблеме ... Последние два направления реализованы в предприятии «Комвакс» путем подготовки настоящего «Указателя...» и публикации в материалах IV международной научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов» (Екатеринбург, 1998) первой части «Указателя авторефератов кандидатских и докторских диссертаций по транспортным системам городов, защищавшихся в СССР». Указатель публикаций по проблеме «Транспортные системы городов» издается впервые. В связи с этим необходимо прежде всего дать то определение понятия, которым пользовался составитель: «под транспортной системой города следует понимать совокупность транспортных коммуникаций всех видов (улицы, дороги, линии рельсового транспорта с их инженерным оборудованием и сооружениями), транспортные хозяйства и весь подвижной состав, устройства и сооружения для хранения (постоянного и временного), технического обслуживания парка подвижного состава, а также методы управления и организации городского движения, обеспечивающие передвижения людей и грузов» . Следует оговориться, что приведённое выше определение не является единственным или общепринятым. Более того, проблема терминологического единства в исследованиях транспортных систем городов является до настоящего времени нерешённой. Было бы весьма полезным подготовить «словарь терминов по транспортным системам городов». А пока такого словаря нет, следует оговорить, какие публикации не включены в данный «Указатель...». Прежде всего в него не включены нормативные документы типа строительных норм и правил (СНиП), правил и норм (ПиНы), законы и другие подобного рода издания. Далее, первоначально в «Указатель...» были включены авторефераты кандидатских и докторских диссертаций по рассматриваемой проблеме. Однако позднее было признано целесообразным выделить их в специализированный указатель . И дело даже не в странном подходе, при котором на авторефератах диссертаций указывается «на правах рукописи», в то время, как фундаментальное периодическое издание «Книжная летопись» содержит специальный раздел, посвящённый авторефератам диссертаций. Просто по мнению специалистов, с которыми обсуждался этот вопрос, для учёных, аспирантов, студентов более удобным является использование специализированного издания (а лучше - Базы данных на CD ROM), посвящённого авторефератам кандидатских и докторских диссертаций. В данный «Указатель...» не включены публикации, посвящённые техническим вопросам подвижного состава, конструктивным решениям устройств АСУ движения на улично-дорожной сети городов, приборов для учёта движения. Так же не включены в «Указатель...» описания патентов
и авторских свидетельств на устройства, применяемые при организации движения
в городах, неопубликованные диссертации, отчеты по научно-исследовательским
работам, ведомственные материалы, а также ряд популярных изданий, рассчитанных
на широкий круг читателей-неспециалистов. В «Указатель…» не включены,
как видно из его названия, зарубежные издания. Не рассматривались в нем
вопросы технологии и организации строительства городских улиц и дорожно-транспортных
сооружений. Естественно, что отбор работ в «Указатель...» носил в определенной мере субъективный характер, связанный с представлениями и научными интересами составителя и характером его личной библиотеки, которая и явилась основой для создания первого варианта «Указателя...». Тут самое время остановиться на одном вопросе, который уже давно стал общим местом в публикациях по транспортным системам городов. С начала 40-х годов и до сего времени сначала в СССР, а теперь и в России нет ни одного специализированного журнала по транспортным системам городов. Поэтому подавляющее количество публикаций по этой проблеме особенно с начала 60-х годов сосредоточено в малотиражных изданиях: сборниках трудов вузов и НИИ, сборниках материалов и тезисов докладов научных и научно-практических конференций. В первой половине 60-х годов усилиями М.С. Фишельсона специалисты этого профиля чаще всего собирались в Ленинграде на базе кафедры городского строительства ЛИСИ. Позднее ленинградцы провели четыре конференции, объединенные общим названием «Город и пассажир» . В первой половине 70-х годов ряд сборников был издан в Свердловске . Плодотворной оказалась инициатива Р.Э. Любарского в организации научно-практических конференций в Харькове и выпуске сборников по проблеме «Планировка крупнейшего города и метрополитен». Со второй половины 80-х годов основные публикации по проблеме оказались сосредоточены в двух центрах: Свердловске / Екатеринбурге, где они выпускались один раз в два года под общим названием «Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов» и в Пензе, где публикации по транспортным системам городов ежегодно включались в сборник «Планировка и застройка городов», выходящий под редакцией Ю.В. Круглова. Еще раз подчеркнем, что все указанные выше издания были малотиражными; они почти никогда не попадали даже в крупнейшие хранилища страны и почти не отражались в реферативном журнале «Городской транспорт». Указаное создает большие трудности при проведении поисковых работ, организации исследований и проектирования. Единственным длительно выходящим периодическим изданием 60-80х годов, в котором публиковались работы по транспортным системам городов, являлся сборник «В помощь градостроителю-проектировщику», выпускавшийся под эгидой института Гипроград (Киев). Однако и в этом издании обычно только один выпуск в год посвящался в основном или только рассматриваемой проблематике. Эпизодически выходили в свет сборники трудов ЦНИИПградостроительства и КиевНИИПградостроительства с публикациями по транспортным системам городов. Казалось бы при наличии в более чем 1500 городов СССР массового пассажирского транспорта должен был существовать журнал, рассматривавший проблемы транспортно-пассажирского обслуживания населения. Однако в силу ведомственной разобщенности Минавтотранс РСФСР сосредоточил свои усилия на выпуске многочисленных серий обзорного и реферативного характера. Составителю настоящего «Указателя...» приходилось видеть и разбирать залежи этих весьма ценных изданий, которые попав в АТП, там навсегда и терялись. Совершенно не случайно при переходе к рыночным отношениям прежде всего погибали ценнейшие ведомственные библиотеки областных автотранспортных управлений. Проблемы горэлектротранспорта изредка рассматривались в журнале «Жилищное и коммунальное хозяйство» (РСФСР). Правда стабильно выходил журнал «Метрострой». В связи с отмеченной выше ведомственной разобщенностью уже не выглядит парадоксальным тот факт, что данные об объемах перевозок на ГПТ публиковались в статистических сборниках только в целом по СССР и республикам, а данные по объемам автобусных перевозок в городах относились фактически к материалам «для служебного пользования» (в архиве составителя хранятся отчеты АКХ за 1961-1963гг. по итогам работы ГПТ в разрезе городов с населением более 100 тыс. жителей, которые имеют гриф «не подлежат опубликованию в открытой печати»). Единственным источником, из которого можно было черпать информацию о вышедших публикациях по транспортным системам городов, был все годы реферативный журнал «Городской транспорт». Однако выполненный в середине 60-х годов автором анализ показал, что в это весьма полезное издание попадало по нашей оценке от 15 до 25% публикаций по проблеме. Нельзя не упомянуть и выпуски обзорной информации и экспресс-информации Московского центра научно-технической информации (МГЦНТИ) по проблемам больших городов (ПБГ), многие из которых были посвящены отдельным вопросам транспортных систем городов. Причем наряду с действительно обзорными материалами часто в выпусках МГЦНТИ давались и оригинальные материалы. Отметим, что и работа ЦНТИ Минавтотранса РСФСР, и МГЦНТИ была реакцией на отсутствие журнала (журналов) по проблемам транспортных систем городов. Указанные обстоятельства обусловили трудности подготовки «Указателя...», когда многие публикации приходилось выискивать в сборниках тезисов докладов вузов, всевозможных семинаров, совещаний … , благо многие из этих сборников имеются в библиотеке составителя (вообще «Указатель…», в основном, составлен на базе личной библиотеки автора). Естественно, данный «Указатель...» не является полным, хотя составитель надеется, что примерно две трети публикаций по проблеме в «Указатель...» удалось включить. В последующем будут подготовлены дополнительные издания за период 1920-1991гг. и вторая часть, охватывающая период после 1991 года (публикации в РФ). Большую помощь в подготовке «Указателя...» оказали мои студенты и ученики. К сожалению, всех их перечислить невозможно. Сводную редакцию «Указателя...» в компьютерном варианте осуществила О.Е. Воробьева. Составитель будет признателен всем, кто предоставит дополнительную информацию как для «Указателя литературы по проблеме «Транспортные системы городов», опубликованной в СССР на русском языке», так и для «Указателя авторефератов кандидатских и докторских диссертаций по транспортным системам городов, защищавшихся в СССР». |
||||||||||||||||||||||||||||||