Материалы XI международной (четырнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции

Методологические вопросы учета транспортно-градостроительных факторов при освоении  территории

М.А.Сибрикова, А.А.Агасьянц

Основная задача градостроительства направлена на организацию и управление обширными пространствами, включающими группы населенных мест, а также отдельные поселения — как городские, так и сельские. Управление территориальными ресурсами городов — это совокупность взаимосвязей между элементами системы управления, направленная на оптимальное использование земельных ресурсов. Градостроительство является одной из форм прогнозирования, связанного с решением широкого круга социально-экономических проблем, от качества разработки концепции которых во многом зависит динамика эффективности развития общества в целом.

Прогнозирование любого объекта (и градостроительные системы не являются исключением) состоит из следующих необходимых операций: определение структуры объекта прогноза и его границ в пространстве и во времени; определение основных факторов, влияющих на изменение структуры объекта прогноза и выявление закономерностей, которым они подчиняются; сбор и подготовку достоверной исходной информации; получение вариантов прогноза; выбор критериев оценки результатов прогноза; выбор и обоснование оптимального варианта на основании выбранных критериев.

Этот традиционный подход к прогнозированию содержит  несколько весьма трудоемких стадий (собственно говоря,  все, начиная с третьей операции), которые делают процесс прогноза длительным. В настоящее время, учитывая накопленный градостроительный опыт и динамику современной жизни, можно ставить вопрос о целесообразности формирования методики экспресс-прогноза. Сроки действия градостроительной документации охватывают очень большой период, а темп изменения градостроительной ситуации и характера жизни в ее общечеловеческом понимании очень высок и имеет тенденцию к ускорению. Например, роль транспортных связей как способа поддержания нормального функционирования градостроительных систем возрастает из просто значимого фактора и переходит в ранг определяющего. Отметим, что необходим унифицированный подход к проектированию поселений и их отдельных частей, поскольку только наличие такого подхода может дать механизм оперативного прогнозирования и управления их развитием. Формальный подход к магистральной сети любого города давно выделил два типа принципиально значимых объектов: связи и узлы. Этим объектам, как известно, присущи абсолютно разные и взаимодополняющие функции. Связи осуществляют транспортную функцию, а в узлах осуществляется перераспределение транспортной нагрузки. В пределах градостроительных систем существует достаточно четкое соотношения класса пересекающихся путей сообщения и класса транспортного узла на них [4]. Дальнейшее рассмотрение ситуации в транспортном узле связано с необходимостью не просто определить его ранг, но и оценить степень его привлекательности с позиций перспектив развития системы, как потенциал развития прилегающих территорий [4].

Таким образом, можно ставить вопрос о том, что один факт формального подхода по принципу «класс магистралей – класс узла – потенциал развития» дает возможность предсказывать целесообразность того или иного способа развития прилегающих территорий. При наличии своеобразного перечня рекомендуемых или не рекомендуемых видов градостроительного использования территории, соотнесенных с рангом транспортного узла, можно говорить о возможности экспресс-прогноза градостроительного развития и выработке ориентировочных рекомендаций без трудоемких расчетов. Суть проблемы состоит именно в достаточно корректном определении градостроительных функций, достаточных для ориентировочного определения структуры любого узла.

Вторым сопутствующим вопросом является традиционный вопрос транспортного обслуживания: нормирование плотности магистралей каждого уровня. Однако, он носит преимущественно количественный характер.

На рис. 1 представлена унифицированная схема определения ранга транспортных связей на макроуровне (Микроуровень – уровень отдельного поселения на уровне постановки освещен в [2]), а на рис.2 – схема формирования стратегии освоения территории.

Изложенная концепция экспресс-прогноза была проверена так же на высоком уровне связей – межселенный и государственном [3].

Для градостроительных систем характерной является как прямая передача информации, так и управления системой и ее элементами. Поэтому к ним может быть применен известный принцип философии – от общего к частному. В области градостроительства такой подход может иметь ранг основного закона.

Рис.1. Схема определения ранга транспортных связей

Рис.2. Схема формирования стратегии использования территории

На основании вышеизложенного предлагается методика определение пространственной стратегии развития градостроительной системы, которая позволит формализовать подход к характеру землепользования и упростит решение вопросов градостроительного использования территорий на предпроектных стадиях.

Литература

1.      Агасьянц А.А. Планировочная организация транспортной инфраструктуры групповых систем населенных мест./Сб.науч.тр., - М.:ОПП ЦНИИПградостроительства, 1980, с.6-22.

2.      Костин А.М., Сибрикова М.А. К вопросу об оценке транспортной привлекательности городской территории. //Строительство и образование /Сб. науч. тр., вып. 6, т.2, ГОУ УГТУ-УПИ, Екатеринбург, 2003, с. 142 – 145.

3.     Рекомендации по формированию и развитию транспортной инфраструктуры ГСНМ.-М.: ЦНИИПградостроительства, -М.1987 – 90с.

4.      Рекомендации по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений/ ЦНИИП градостроительства. – М.: Российская промышленная компания, 1994.


© S.Waksman 2002