В современных условиях взрывной автомобилизации тенденции перевозок легковыми автомобилями приобретают первостепенное значение, особенно во внутригородском и пригородно-городском сообщениях. Для обнаружения этих тенденций взят период с 1970 по 2001 годы. На основе выявленных трендов, функциональных и статистических зависимостей был произведен прогноз перевозок до 2010 г. (рис. 1-4). За анализируемый период объем перевозок пассажиров вырос с 13,6 млрд. пассажиров в 1970 г. до 29,5 млрд. в 2001 г. Доля автотранспорта в общих перевозках внутри городов возросла соответственно о 54,8% до 57,4%. Удельный рост по отношению к другим видам транспорта (трамвай, троллейбус, метро, железные дороги внутри города, речной транспорт) не такой большой, но учитывая возрастание уровня автомобилизации к 2010 г. объем перевозок автотранспорта возрастет до 36,4 млрд. пассажиров, а его доля возрастет уже весьма существенно - до 61,1%. Таким образом, в перспективе автотранспорт прочно станет основным видом транспорта во внутригородских перевозках пассажиров. Особенно бурно растут перевозки легковыми автомобилями. Примечательно, что в 90-е годы произошел спад перевозок на автобусах по отношению к перевозкам на легковых автомобилях, которые стремительно в этот период, наоборот, увеличивались. Предложена экспертная оценка числа полос на магистральной дороге в зоне влияния города.
где Nr - число полос движения на отдельной автомагистрали в обоих направлениях на заданном расстоянии от границ города, ед.;
Н - население города с зоной его влияния, млн. чел.;
А - число автомобилей в городе и в зоне его влияния, ед.;
ci - иерархический ряд временных констант пространственной самоорганизации населения и хозяйства, ч;
r - расстояние от границ города, км (оно берется скачкообразно в соответствии со следующим рядом i времени движения - 0,5-1 - 1,5 - 2 ч);
v - средняя скорость автомобильного потока, км/ч.
Рис. 1 Внутригородское сообщение (логарифмическая шкала) 1 - общий объем перевозок всеми видами транспорта 2 - автотранспорт весь 3 - городской электротранспорт (трамвай, троллейбус, метро) 4 - пригородные железные дороги в городе 5 - речной транспорт
Рис. 2 Внутригородское сообщение 1 - общий объем перевозок только автотранспортом 2 - автобусы общего пользования (рейсовые) 3 - легковые такси 4 - легковые автомобили 5 - речной транспорт
Рис.3 и 4. Структура пассажирских перевозок во внутригороском сообщении
Кроме внутригородских сообщений был сделан аналогичный анализ по пригородному и дальнему сообщениям (см. таблицу).
Динамика и прогноз абсолютных величин объемов перевозок пассажиров во всех видах сообщения, млрд. пасс.
Год |
Все перевозки |
Только автотранспорт |
||||
Дальние |
Пригородные |
Городские |
Дальние |
Пригородны |
Городские |
|
1970 |
0,41 |
4,36 |
24,93 |
0,12 |
2,45 |
13,66 |
1980 |
0,52 |
7,8 |
34,54 |
0,21 |
5,53 |
20,49 |
1990 |
0,64 |
8,45 |
42,86 |
0,27 |
6,09 |
26,54 |
2000 |
0,37 |
6,48 |
48,97 |
0,21 |
5,28 |
27,29 |
2010 |
0,49 |
7,98 |
59,64 |
0,28 |
6,47 |
36,43 |
Из таблицы отчетливо видна возрастающая роль автотранспорта во всех видах сообщений. Можно сказать, что автотранспорт и дороги в России в наступившем веке займут первостепенное значение в пассажирских коммуникациях населения. Рост перевозок при уменьшающемся населении страны и увеличении доли населения пенсионного возраста будет свидетельствовать о значительном, благодаря автомобилизации и дорогам, возрастании социально-территориальной мобильности населения.
Заметим, что приводимые здесь величины прогнозных значений даются как середина прогнозного диапазона. Границы его в обе стороны могут составлять для 2005 г, - 5%, для 2010 г. -10%.