Несмотря на быстрый рост автомобилизации населения городов, исследования экономики использования личного автомобиля практически не велись. В 1999 г. опубликованы результаты одного из первых исследований величины и структуры затрат на содержание и эксплуатацию легковых индивидуальных автомобилей в г. Екатеринбурге, выполненных в 1997 г. [1]. В выборочной совокупности указанного исследования оказалось 21,9 % владельцев автомобилей иностранного производства.
В связи с этим в 2000 г. на специализированном автоцентре "Форд" в Екатеринбурге выполнен опрос 40 респондентов (опрос выполнила студентка Ю.С. Пода), в том числе 36 мужчин (90 %) и 4 женщин (10 %). В выборочной совокупности мужчин 47,2 % имеют возраст от 30 до 40 лет и 41,7 % - от 40 до 50 лет (в том числе, в возрасте 35-45 лет - 61,1 %). Владельцы импортного автотранспорта - женщины существенно моложе. Высшее и не законченное высшее имеют 84 % владельцев. Любопытна структура выборочной совокупности владельцев иномарок по социальной группе: руководители - 25 %, служащие - 45 %, предприниматели и студенты (!) - по 15 %. Средний возраст машин на момент опроса - 2,2 года, причем 50 % имеет возраст до 2 лет, а с возрастом более 4 лет - только 5 % .
Естественно так как анкетирование проводилось в фордовском автоцентре, основными марками являлись машины семейства "Форд" (Эксплоер 37,5 %, Мондео - 25 %, Эскорт - 12,5 %), "Мицубиси" и "Тойота" по 12,5 %. Средний годовой пробег одного автомобиля равняется 16,6 тыс. км; при этом 37,5 % автомобилей имели пробег от 15 до 20 тыс. км, а еще 25 % - от 20 до 30 тыс. км в год. Способ хранения иномарок принципиально отличается от ранее выявленных показателей: в капитальных гаражах 50 %, а по отечественным автомобилям - 23,4 %, на автостоянках соответственно 27,5 и 48,4 %; в металлических гаражах - 22,5 и 21,9 % (по отечественным автомобилям еще 6,3 % приходилось на другие способы хранения).
Удельный вес затрат на автомобиль иномарки в совокупных расходах семьи автовладельца составил 15,3 %; у 22,5 % респондентов он колебался даже от 20 до 30 % (по обследованиям 1997 г., когда почти 80 % владельцев пользовались отечественными автомобилями, средняя величина затрат на автомобиль составляла 11,1 % [1, с. 97]).
Структура затрат на содержание автомобиля иностранного произ-водства указанных выше типов в среднем имела следующий вид (с ок-руглением):
1) Хранение - 6,4%;
2) топливо - 57,4 %;
3) техосмотр - 0,8 %;
4) текущие эксплуатационные расходы - 10,1 %;
5) ремонтные работы (в том числе связанные с ДТП) - 8,8 % (в ДТП побывало 4 машины из 40 рассматривавшихся);
6) прочие расходы - 16,5 %.
Эта структура по основному компоненту - топливу - мало отличается от структуры затрат на отечественные автомобили (57,3 % и 51,6 %); да и затраты на хранение близки - 6,4 и 4,9 %. А вот другие компоненты различаются существенно. Например, затраты на ремонты в связи с износом и после ДТП по выборке иномарок составили 8,8 %, а по отечественным автомашинам - 32,7 %. В работе [1] высказана мысль, что способ хранения автомобиля предопределяет структуру затрат на его содержание. Данные опроса позволили достаточно корректно ее проверить - см. табл.
Влияние способа хранения иномарки на структуру расходов по ее содержанию (Екатеринбург) в расчете на один автомобиль в год
Статьи расходов |
Способ хранения |
|||
в гараже |
на стоянке |
|||
% |
руб /год |
% |
руб /год |
|
Хранение |
1,4 |
277, |
17,9 |
4045 |
Топливо |
57,7 |
11414 |
56,6 |
12818 |
Текущие эксплуатационные |
11,3 |
2226 |
7,7 |
1744 |
Ремонт после ДТП |
7,0 |
1379 |
2,0 |
453 |
Ремонт в связи с износом |
4,3 |
845 |
1,0 |
227 |
Прочие |
18,3 |
3634 |
14,8 |
3357 |
Итого |
100 |
19775 |
100 |
22644 |
Как видно из таблицы, существенное расхождение отмечается по статье "хранение", "ремонт после ДТП" и "ремонт в связи с износом". Етественно, приводимые данные следует рассматривать как пример для выявления тенденций.
Литература
Ваксман С.А., Зонов К.А., Ушакова Г.В, Сыпина Ю.В. Долгосрочная динамика показателей использования легкового индивидуального автотранспорта в крупном городе // Социально - экономические проблемы развития транспортных систем городов / Материалы VI международной (девятой екатеринбугской) науч. практ. конф. - Екатеринбург: УрГЭУ, 1999. С. 93-98.