Ежегодно в России от ДТП погибает около
30 тыс. человек и примерно в 6 раз больше получают ранения.
По мнению ряда специалистов, до 60% ДТП можно предотвратить,
если комплексно проводить мероприятия по повышению безопасности
дорожного движения. Однако население, как главный субъект
этих мероприятий, не всегда относится с пониманием к таким
мероприятиям. В связи с этим в апреле 2003 года выполнен
анкетный опрос, целью которого было выявление отношения
населения г. Екатеринбурга к вопросам безопасности движения.
В опросе участвовал 91 респондент трех возрастных групп:
58% - в возрасте от 20 до 29 лет, 14% - в возрасте от 30
до 39 и 28% в возрасте 40 лет и более; 45 респондентов водят
личный автомобиль (ЛА), при этом 56% водителей используют
его каждый день (73,3% мужчин и 20% женщин).
Анализ ответов на вопрос «Как хорошо Вы знаете правила
дорожного движения (ПДД)?» показал, что ПДД хорошо знают
только водители, часто использующие автомобиль (44,5%);
водители, которые используют автомобиль редко, лишь в 29
случаях из 100 хорошо знают правила; в категории водителей
практически нет респондентов, которые «почти не знают»
правил. В то же время среди пешеходов основная масса опрошенных
– знают только основные правила (78,2%) и велика доля лиц,
не знающих ПДД – 17,4%. Доля пешеходов, хорошо знающих правила
дорожного движения, составляет всего 4,4%. На вопрос о знании
команд регулировщика ответы респондентов распределились
аналогичным образом (табл. 1).
По данным табл.2 и 3 видно, что у мужчин в любом возрасте
самооценка знания ПДД выше, чем у женщин. Уровень знания
правил выше в возрасте от 30 до 40 лет и с возрастом его
оценка становится более осторожной, в то время как уровень
знания команд регулировщика по возрастным группам различается
слабо. В группе пешеходов тенденция обратная.
На уровень аварийности в городе прямое влияние оказывает
уровень контроля за соблюдением ПДД, и, прежде всего, ответственность
самих пешеходов: из 91 опрошенного за нарушение ПДД в качестве
пешехода платили штраф всего 4 человека и 9% получали предупреждение.
Это говорит либо о безнаказанности, что позволяет пешеходам
не задумываться о соблюдении ПДД, либо о слабой работе ГИБДД
с пешеходами.
На рост аварийности оказывает влияние незнание масштабов
этой проблемы. Из всех опрошенных 37% респондентов не знают
хроники ДТП, 60% - знают только поверхностно и лишь 3% регулярно
отслеживают такую информацию (последние отметили, что не
нарушают ПДД).
По материалам анкетирования 82,6% пешеходов знают ПДД (по
крайней мере основные) – табл.1, а вот не нарушает их только
4,3%. На вопрос: «Какие причины провоцируют Вас, как пешехода,
нарушать ПДД?» ответы респондентов распределились следующим
образом: на первые места респонденты ставят желание экономить
время, далее - отсутствие интенсивного транспортного потока,
а потом планировочные и иные недостатки. При этом набор
причин не зависит от пола и возраста, меняются лишь их
приоритеты.
Табл.1.Оценка респондентами знания правил дорожного движения,
%
Предмет
|
Пешеходы
|
Водители
|
|||||||
Часто используют ЛИТ
|
Редко используют ЛИТ
|
||||||||
Знаю хорошо |
Только основные |
Почти не знаю |
Знаю хорошо |
Только основные |
Почти не знаю |
Знаю хорошо |
Только основные |
Почти не знаю |
|
ПДД |
4,4 |
78,2 |
17,4 |
80 |
12 |
8 |
65 |
30 |
5 |
Команы регулировщика |
4,4 |
63 |
32,6 |
84 |
16 |
0 |
55 |
45 |
0 |
Табл.2. Зависимость уровня знаний ПДД от пола и возраста в категории «водители», %
Предмет |
Возраст, лет |
Всего |
Мужчины |
Женщины |
||||||||||||
Часто водят |
Редко водят |
Часто водят |
Редко водят |
|||||||||||||
Знаю хорошо |
Только основные |
Почти не знаю |
Знаю хорошо |
Только основные |
Почти не знаю |
Знаю хорошо |
Только основные |
Почти не знаю |
Знаю хорошо |
Только основные |
Почти не знаю |
Знаю хорошо |
Только основные |
Почти не знаю |
||
ПДД |
20-29 |
79,2 |
16,7 |
4,1 |
91,7 |
0 |
8,3 |
0 |
100 |
0 |
66,7 |
33,3 |
0 |
75 |
25 |
0 |
30-39 |
75 |
12,5 |
12,5 |
100 |
0 |
0 |
66,7 |
0 |
33,3 |
- |
- |
- |
50 |
50 |
0 |
|
40 и более |
61,5 |
30,8 |
7,7 |
57,1 |
28,6 |
14,3 |
100 |
0 |
0 |
- |
- |
- |
0 |
100 |
0 |
|
Команды регулировщика |
20-29 |
75 |
25 |
0 |
91,6 |
8,4 |
0 |
0 |
100 |
0 |
66,7 |
33,3 |
0 |
62,5 |
37,5 |
0 |
30-39 |
50 |
50 |
0 |
66,7 |
33,3 |
0 |
33,3 |
66,7 |
0 |
- |
- |
- |
50 |
50 |
0 |
|
40 и более |
76,9 |
23,1 |
0 |
85,7 |
14,3 |
0 |
75 |
25 |
0 |
- |
- |
- |
50 |
50 |
0 |
Табл.3. Зависимость уровня знаний ПДД от пола и возраста в категории «пешеходы», %
Предмет |
Возраст, лет |
Пешеходы |
||||||||
Всего |
Мужчины |
Женщины |
||||||||
Знаю хорошо |
Только основные |
Почти не знаю |
Знаю хорошо |
Только основные |
Почти не знаю |
Знаю хорошо |
Только основные |
Почти не знаю |
||
ПДД |
20-29 |
3,6 |
75 |
21,4 |
0 |
71,4 |
28,6 |
4,8 |
76,2 |
19 |
30-39 |
25 |
75 |
0 |
- |
- |
- |
25 |
75 |
0 |
|
40 и более |
78,6 |
14,3 |
7,1 |
0 |
50 |
50 |
91,7 |
8,3 |
0 |
|
Команды регулировщика |
20-29 |
0 |
57,1 |
42,9 |
0 |
57,1 |
42,9 |
0 |
57,1 |
42,9 |
30-39 |
25 |
75 |
0 |
- |
- |
- |
25 |
75,2 |
0 |
|
40 и более |
0 |
78,6 |
21,4 |
0 |
100 |
0 |
0 |
75 |
25 |
Жители Екатеринбурга – пешеходы, несмотря
на рост автомобилизации, не могут или не хотят пересмотреть
свое отношение к проблеме безопасности движения. Так, на
вопрос «Воспользуетесь ли Вы подземным пешеходным переходом
при его наличии?» только треть всех респондентов – и пешеходов,
и водителей, ответили положительно (29% мужчин и 40% женщин).
По данным табл. 4. видно, что женщины более осторожны и
законопослушны, чем мужчины, и чаще предпочитают подземный
пешеходный переход; при этом у пешеходов четко прослеживается
влияние возраста на выбор респондента: чем старше участник
опроса, тем больше вероятность, что он воспользуется подземным
пешеходным переходом. В категории водителей такая тенденция
не наблюдается. В целом можно сказать, что водители вне
зависимости от частоты использования автомобиля, склоняются
в своем выборе к наземному переходу даже при наличии подземного
пешеходного перехода. Отметим, что по данным ГИБДД г. Екатеринбурга
за 2002 год по отчетным происшествиям процент виновности
пешеходов составляет 51%, по вине пешеходов погибает 61%
из общего числа погибших в результате ДТП и 43% получает
ранение.
Основным видом нарушений ПДД пешеходами является переход
в не установленном месте: в Екатеринбурге в 2000 году –
53,8% от общего числа зарегистрированных нарушений, в 2001
– 54,1%, в 2002 году – 59,4%.
Для снижения опасности движения необходимо ограничить возможности
выхода пешеходов на проезжую часть в не установленном месте.
Такого результата можно достичь путем разделения участников
движения в разные уровни (внеуличные пешеходные переходы),
либо физического ограничения выхода пешеходов на проезжую
часть с помощью ограждающих барьеров.
По результатам опроса выявлено неоднозначное отношение
респондентов к данному мероприятию (табл. 5). Основной процент
респондентов (41-42%) считает необходимым установить ограждения
только на главных магистралях города, несмотря на обеспечение
большей безопасности при установлении барьеров повсеместно;
37-38% видят необходимость в установлении барьеров на всех
магистральных улицах. Таким образом, 80% респондентов поддерживают
это мероприятие. Следует отметить: в анкете оговаривалось,
что ограждающие барьеры могут быть любого типа (металлические
конструкции, живая изгородь и т.д.).
Табл.4. Распределение ответов на вопрос «Воспользуетесь ли Вы подземным пешеходным переходом при его наличии?», %
Возраст, лет |
Пешеходы |
Водители |
Все |
|||||||||||
Часто используют авто |
Редко используют авто |
|||||||||||||
Мужчины |
Женщины |
Мужчины |
Женщины |
Мужчины |
Женщины |
|||||||||
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
да |
нет |
|
20-29 |
28,6 |
71,4 |
23,8 |
76,2 |
8,3 |
91,7 |
0 |
100 |
0 |
100 |
12,5 |
87,5 |
17,3 |
82,7 |
30-39 |
- |
- |
100 |
0 |
66,7 |
33,3 |
- |
- |
66,7 |
33,3 |
50 |
50 |
75 |
25 |
40 и более |
0 |
100 |
66,7 |
33,3 |
14,3 |
85,7 |
- |
- |
50 |
50 |
50 |
50 |
44,4 |
55,6 |
В среднем |
22,2 |
77,8 |
46 |
54 |
18,2 |
81,8 |
0 |
100 |
50 |
50 |
25 |
75 |
33 |
67 |
По половому признаку четко прослеживается
следующая зависимость: женщины-пешеходы в 83,8% видят необходимость
в установке барьеров, в то время как мужчины согласны с
их необходимостью лишь в 55,6% случаев. Однако 44,4% мужчин-пешеходов
считают барьеры необязательными или даже ненужными, в то
время как среди женщин с таким утверждением согласилось
лишь 16,2% опрошенных. Что касается водителей, то в этой
категории прослеживается обратная тенденция. Мужчины-водители
в 86,6% случаях согласны с необходимостью установки ограждающих
барьеров; среди женщин-автовладельцев таковых оказалось
66,7%. Среди мужской половины автомобилистов 13,4% опрошенных
предполагают, что такое мероприятие не обязательно и ни
один не согласился с утверждением о бесполезности барьеров,
женщины ответили так в 26,7 и в 6,6% случаях соответственно.
Рассматривая данный вопрос с точки зрения частоты использования
автотранспорта, можно сказать, что водители, использующие
автомобиль часто, видят необходимость в ограждающих барьерах
чаще, чем участники этой же категории, использующие личный
транспорт редко (в последнем случае доля ответов с отрицательным
отношением к ограждающим барьерам составила 25% у мужчин
и 41,7% у женщин).
Несмотря на то, что практически все водители хорошо знают
ПДД, всего 7 % не нарушают их при езде. По возрастной категории
эти водители относятся к группе 40 и более лет. Основные
причины, по которым водители нарушают ПДД, распределись
следующим образом: у мужчин - экономия времени, на втором
и третьем месте стоят организационные причины (плохо видны
знаки, разметка); у женщин на первых трех местах - организационно-технические
причины.
Анализ анкет показал, что уважения между участниками движения
явно недостаточно, и это определенным образом влияет на
уровень аварийности в городе. Из всех опрошенных водителей
только треть всегда останавливается на пешеходных переходах.
При этом женщины, как ни странно, останавливаются реже,
чем мужчины (23 и 33% соответственно), 7% водителей вообще
не останавливаются на переходах и 63 останавливаются и пропускают
пешеходов только в том случае, если они уже начали переходить
или скопилось много народу (59% мужчин и 69% женщин).
Табл.5.Отношение участников движения к установке ограждающих барьеров на магистралях города, %
Варианты ответов
|
Пешеходы
|
Водители
|
||||||||
Все
|
Мужчины
|
Женщины
|
Всего
|
Все
|
Часто использующие
автомобиль
|
Редко использующие
автомобиль
|
||||
Мужчины |
Женщины |
Мужчины |
Женщины |
Мужчины |
Женщины |
|||||
1. Нужны на всех магистралях |
37 |
22,2 |
40,5 |
37,8 |
43,3 |
26,7 |
40,9 |
33,3 |
50 |
25 |
2. Нужны только на главных магистралях |
41,2 |
33,4 |
43,3 |
42,2 |
43,3 |
40 |
50 |
66,7 |
25 |
33,3 |
3. Можно не устанавливать |
10,9 |
22,2 |
8,1 |
17,8 |
13,4 |
26,7 |
9,1 |
0 |
25 |
33,3 |
4. Не нужно устанавливать чтобы
не ограничивать свободу переходов |
10,9 |
22,2 |
8,1 |
2,2 |
0 |
6,7 |
0 |
0 |
0 |
8,4 |
Итого: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
На вопрос «Удовлетворяет ли Вас качество дорожного покрытия?», примерно равное количество женщин и мужчин-водителей считают качество удовлетворительным только на главных магистралях города и, что оно зависит от района города (табл.6). По данным табл.6 можно сказать, что женщины менее требовательны к качеству дорожного покрытия (7% опрошенных качество полностью удовлетворяет), в то время как среди мужчин таких респондентов не было. Качество проезжей части полностью не удовлетворяет 53 и 63% респондентов соответственно женщин и мужчин.
Табл.6.Оценка качества дорожного покрытия
автомобилистами с точки зрения частоты
использования автомобиля, в %
Степень удовлетворенности
|
Часто
|
Редко
|
Всего
|
|||
мужчины |
женщины |
мужчины |
женщины |
мужчины |
женщины |
|
Удовлетворяет |
0 |
0 |
0 |
8,3 |
0 |
6,7 |
Только на главных магистралях города |
27,3 |
0 |
37,5 |
33,3 |
30 |
26,7 |
Не удовлетворяет |
63,6 |
100 |
62,5 |
41,7 |
63,3 |
53,3 |
Зависит от района города |
9,1 |
0 |
0 |
16,7 |
6,7 |
13,3 |
Итого: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Чем чаще респонденты используют автомобиль,
тем, естественно, меньше их удовлетворяет качество дорожного
покрытия. Особенно это прослеживается у женщин.
Несоответствие качества дорожного покрытия требованиям
движения, а также недостаточная пропускная способность магистралей
города, привели к образованию заторов на дорогах, отвлекающих
значительное время водителей от движения. По данным опроса
выявлено, что максимальное превышение времени простоя в
пробках над временем непосредственного движения составляет
2 раза, а в среднем это соотношение составило 0,65 раза.
Естественно, что и мужчины, и женщины, часто использующие
автомобиль, простаивают в пробках одинаковое количество
времени, однако автомобилисты-мужчины, которые используют
автотранспорт редко, тратят на простой в пробках в 2 раза
больше времени, чем женщины.
Анализ аварийности на дорогах города показал, что треть
водителей попадали в ДТП (табл. 7). По данным таблицы видно,
что в среднем мужчины-водители в 3 раза чаще попадают в
ДТП, при чем степень их участия в ДТП с возрастом снижается.
У женщин-водителей критическим является возраст 30-40 лет,
так как именно в этом возрасте в последнее десятилетие начало
водить автомобиль большинство женщин.
Табл.7.Удельный вес водителей, попадавших в ДТП, %
Возраст |
Мужчины |
Женщины |
Всего |
Средний стаж водителей, лет |
20-29 |
50 |
9,1 |
32 |
4 |
30-39 |
40 |
50 |
42,9 |
12 |
40 и более |
27,3 |
0 |
23,1 |
14 |
В среднем |
40 |
13,3 |
31,1 |
7,9 |
По половозрастному признаку наиболее высокая вероятность попадания в ДТП (табл. 8) отмечается у мужчин в возрасте 20-30 лет и у женщин в возрасте 30-40 лет – 0,500, наименьшая вероятность отмечена у женщин и мужчин в возрасте более 40 лет –0,231. В целом у мужчин вероятность попадания в ДТП составила 0,4, что в 3 раза выше, чем у женщин (0,133). Это еще раз подтверждает высказывание о том, что женщины водят автомобиль более аккуратно.
Табл.8.Вероятность вовлечения водителей в дорожно-транспортные происшествия в зависимости от половозрастной структуры
Возраст |
Мужчины |
Женщины |
Все |
20-29 |
0,5 |
0,091 |
0,32 |
30-39 |
0,4 |
0,5 |
0,429 |
40 и более |
0,273 |
0 |
0,231 |
В среднем |
0,4 |
0,133 |
0,311 |
Из всех попадавших в ДТП, 79% вызывали
сотрудников ГИБДД. Все водители, попадавшие в ДТП, отметили
отсутствие пострадавших при аварии. Было выявлено, что время
ожидания приезда сотрудников ГИБДД колеблется от 40 до 240
минут, в среднем - 85 минут. Определенное влияние на вызов
сотрудников ГИБДД оказывает степень затруднений, возникающих
для других транспортных средств (ТС) в результате аварии.
По данным опроса выявлено, что, чем меньше затруднений
для других ТС создают участники ДТП, тем реже они вызывают
сотрудников ГИБДД.
Чрезвычайно важным является отношение водителей к качеству
работы службы ГИБДД. Из всех опрошенных водителей ни один
не согласился с утверждением, что сотрудники ГИБДД справляются
со своей функцией, но 43% ответили, что ГИБДД не справляется
с поставленной задачей, а 57% считают, что служба ГИБДД
выполняет только карательную и фискальную функции. Все это
приводит к тому, что участники движения стремятся решать
возникающие проблемы самостоятельно.