Материалы X международной (тринадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14 - 15 июня 2004 года

Оценка отношения владельцев личных автомобилей к их техническому состоянию
в целях безопасности движения

С.А. Ваксман, О.С. Рогожкина

Парк индивидуальных легковых автомобилей в крупных городах резко вырос, что приводит к увеличению их доли в пассажирских перевозках. Одновременно растет число индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют пассажирские и грузовые автомобильные перевозки. Как следствие, серьезное внимание должно уделяться техническому состоянию автомобилей. Следует также отметить, что по сути «одномоментно» к вождению в стране пришло несколько миллионов автовладельцев в возрасте до 30 лет, при увеличении в потоках на городских улицах удельного веса импортных автомашин.
Естественно, что государственный технический осмотр, проводимый ежегодно, хотя и способствует поддержанию определенного технического уровня автопарка, но в большей мере это должно интересовать владельцев.
В связи с этим, для исследования отношения владельцев к техническому состоянию автомобилей, их обслуживанию и ремонту проведено пилотное анкетирование 100 человек.
Так как состояние автомобиля коррелирует с его возрастом, то прежде всего выявлено распределение автомобилей респондентов по возрасту : до 4 лет – 29%, 4-8 лет – 23%, 8-12 лет – 32% и более 12 лет – 16%. Средний возраст автомобиля по совокупности респондентов составил 7,4 года. Исходя из этих данных, можно было ожидать, что техническое состояние автомобилей примерно в половине случаев будет оценено высоко. Так и оказалось. Судя по табл.1, в 49% случаев техническое состояние автомобиля оценено респондентами как отличное и хорошее и только в 6 случаях из 100 - как плохое. Основная доля машин, по мнению их владельцев, находится в удовлетворительном и хорошем состоянии; при этом, чем больше возраст автомобиля, тем чаще его состояние оценивается как удовлетворительное и плохое (табл.1).При этом даже в возрасте машины до 4 лет только 13,8% владельцев таких машин оценили их состояние как отлич-ное.
Частота ремонта увеличивается с возрастом машины (табл.2) и ухудшением ее технического состояния (табл.3). В возрасте до 8 лет ремонт машины примерно в 40 случаях из 100 осуществляется время от времени.

Табл. 1. Оценка технического состояния автомобиля в зависимости от возраста машины, %

Возраст машины, лет
Техническое состояние
отличное
хорошее
удовлетворительное
плохое
Итого
до 4
13,8
48,3
37,9
0
100
4-8
8,7
43,5
39,1
8,7
100
8-12
3,1
46,9
43,8
6,2
100
12 и более
0
18,8
68,7
12,5
100
В среднем
7
42
45
6
100

Табл. 2 Частота проведения ремонта в зависимости от воз-раста машины, %

Возраст машины, лет
Частота проведения ремонта
постоянно
часто
редко
время от времени
Итого
до 4
3,5
24,1
34,5
37,9
100
4-8
4,4
26,1
30,4
39,1
100
8-12
6,2
34,3
37,5
25
100
12 и более
6,2
18,8
43,8
25
100
В среднем
5
27
36
32
100

В настоящее время владельцы транспортных средств пользуются заводскими рекомендациями по техническому обслуживанию, главным образом, на гарантийном пробеге и в первые годы эксплуатации нового автомобиля. Фирменные предприятия занимают меньшую часть рынка сервисных услуг – 33% (табл.4). Ремонт и обслуживание владельцы автомобилей в основном производят своими силами (38%), у «хорошего механика» (26%).

ТАБЛ.3. ЧАСТОТА ПРОВЕДЕНИЯ РЕМОНТА АВТОМОБИЛЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ, %

Техническое состояние
Частота проведения ремонта
постоянно
часто
редко
время от времени
Итого
отличное
14,3
14,3
57,1
14,3
100
хорошее
0
26,2
40,5
33,3
100
удовлетворительное
6,7
28,9
33,3
31,1
100
плохое
16,7
33,3
0
50
100
В среднем
5
27
36
32
100

Доля самообслуживания автомобилей высока и по мере их старения масштабы его увеличиваются (табл.4), т.к. техническое состояние машин ухудшается. Выполнять работы своими силами или с помощью друзей и родственников или у «хорошего механика» действительно дешевле, но менее эффективно и качественно, а от этого может зависеть жизнь людей. Контрольные опросы показали, что чем крупнее город, тем большая доля автовладельцев обращаются в сервисные предприятия и меньше проводит ремонт своими силами.
Можно констатировать, что чем хуже состояние автомобиля, тем реже автовладельцы производят ремонт на сертифицированных станциях технического обслуживания и тем чаще автовладельцы стараются проводить ремонт своими силами.
Согласно опросу, рекомендации заводов-изготовителей по техническому обслуживанию и ремонту выполняются владельцами в основном частично – 41% и эпизодически – 34%, что не лучшим образом сказывается на состоянии автомобиля (табл.5).
Основные причины, по которым владельцы автомобилей не выполняют заводские рекомендации по перечню и периодичности работ и не направляют свои автомобили в сервисные и ремонтные предприятия: 1) дороговизна работ на сервисных предприятиях - 24%; 2) не доверяю сервисным предприятиям - 21%; 3) не было необходимости - 22% (табл.6). Доля недоверия к сервисным предприятиям высока, что говорит о низкой их доступности для большинства населения.
Только 2% автовладельцев ответили, что у них нет причин, по которым они бы не выполняли заводских рекомендаций - это те, кто постоянно производят ремонт на сертифицированных станциях технического обслуживания и мастерских. Чем больше будет этот процент, тем, возможно,. лучше будет и автовладельцам, и для дорожной безопасности.

Табл. 4. Место проведения ремонта в зависимости
от технического состояния автомобиля, %

Место проведения ремонта
Оценка технического состояния автомобиля
отличное
хорошее
удовлетворительное
плохое
В среднем
на сертифицированных станциях технического обслуживания и мастерских, включая дилеров
29
10
4
0
8
прочие станции технического обслуживания и мастерские
29
24
27
17
25
на постах при автозаправочных станциях
0
2
2
17
у «хорошего механика»
29
26
27
17
26
своими силами
13
38
40
49
38
Итого
100
100
100
100
100

Табл.5. Частота выполнения рекомендаций завода-изготовителя по техническому обслуживанию и ремонту
автомобиля

Рекомендации выполняются:
%
полностью
18
частично
41
эпизодически
34
не выполняются никогда
7
Итого
100

Табл.6. Причины, по которым не выполняются
заводские рекомендации по перечню и периодичности работ и не направляются автомобили в сервисные и
ремонтные предприятия

причины
Периодичность выполнения
полностью
частично
эпизодически
не выполняются никогда
в среднем
дорого на сервисных предприятиях
6
27
31
14
24
не доверяю сервисным предприятиям
11
20
29
14
21
не было необходимости
61
18
9
14
22
нехватка времени
16
18
14
14
16
большие расстояния до сервисного предприятия
0
2
3
14
3
нет желания
0
13
14
30
12
нет таких причин
6
2
0
0
2
Итого
100
100
100
100
100

Таким образом, системой мер экономического характера нужно изменить ментальность автомобилистов в отношении технического состояния их машин.


© S.Waksman 2002