Переводчики с англ. яз. Л.Р. Сафарова, О. Горохова, А. Петряев
Введение. В среднем годовой пробег автомобиля колеблется от 10 до 20 тысяч километров; при этом время поездки составляет только полчаса в день, а остальную часть времени автомобиль стоит на стоянке. Проблема стоянок очень важна в центре больших городов, где сосредоточены рабочие места, деловые офисы, развлекательные центры и т.д. Проблемы стоянок упоминались А.А. Поляковым. Исследования проблемы стоянок в бывшем Советском Союзе были начаты в шестидесятых в Таллинне, Каунасе, Ленинграде, Киеве, Ереване, Алма-Ате, Вильнюсе и Шяуляе.
Население Таллинна уменьшилось за последние двенадцать лет с 500 до 420 тысяч, по следующим причинам: отток части населения; отрицательный прирост населения; переезд жителей в пригороды (поскольку последние работают в Таллинне, они очень часто используют личные автомобили).
Количество автомобилей на 1000 населения увеличилось с 26 до336 или в 15 раз. В течение последних лет центральный деловой район (ЦДР) Таллинна быстро развился за счёт строительства множества многоэтажных гостиниц, банков, жилых зданий и деловых офисов. В результате численность населения и количество рабочих мест в ЦДР выросли.
Исследования движения. С 1973 года ежегодно рассчитываются индексы движения в Таллинне на 10 главных магистралях на кордонных линиях в период между 15:00 и 18:00. В течении 1973 - 2001 годов дорожное движение увеличилось в 3,5 раза, а легкового транспорта - в 6,3 раза. Доля легковых автомобилей сегодня составляет 85%, в 1973 этот показатель составил 48%. Интенсификация дорожного движения происходит медленнее в центре города, из-за пробок на ряде перекрёстков, а главным образом в силу большой доли транспортных средств, проезжающих через центр. Это связано с 8-образной формой Таллинна. Две главных тангенциальных уличных маршрута запланированы в Таллинне, северный уже запущен, а южный будет готов к 2004 году.
Исследования стоянок. Начиная с 1966 года, в центре Таллинне ежегодно проводятся исследования стоянок, в августе в рабочее время между 12:00 и 15:00. В процессе изучения регистрируются все автомашины, находящиеся на улицах, во дворах, автостоянках и т.д. Центр города разделён на 3 зоны: исторически старый город, ЦДР и остальная часть центра (зона 3).
Табл. 1. Автомашины находящиеся в центре Таллинна
Зона |
Территория |
Количество автомашин |
Рост, раз |
||
Га |
1966 |
1990 |
2001 |
2001\1966 |
|
Старый город |
61 |
310 |
1069 |
1130 |
3,6 |
ЦДР |
144 |
396 |
2776 |
7621 |
19,2 |
Зона 3 |
331 |
526 |
3503 |
8118 |
15,4 |
Итого |
536 |
1232 |
7348 |
15,739 |
12,8 |
В 2001 году 22% транспортных средств было припарковано на улицах, 94% из этих средств составляют автомобили. Плотность стоянки была самая высокая в зоне ЦДР – 59,6 транспортных средств на гектар; таким образом, 13% зоны использовалось под стоянку. Городской коэффициент (количество транспортных средств, паркующихся в ЦДР, делится на количество зарегистрированных в городе транспортных средств) возрос с 0,045 до 0,057. Количество машин на стоянках в центре города стабилизируется, причем наблюдается тенденция уменьшения количества парковок на улице и увеличения – в других местах (не на улицах).
Исследование парковок на трех больших парковочных зонах в ЦДР позволили определить наибольшую долю их заполняемости: 1) 92% площади в Vabaduse Square (открытая платная стоянка на 200 мест); 2) 52% площади в Ravala (семиэтажная закрытая стоянка на 570 мест); 3) 47% площади в Stockmann универмаге (пятиэтажная закрытая стоянка на 400 мест). Наибольшее количество автомобилей находится на стоянках в период между 11:00 и 17:00.
Среднее время стоянки составляет 80 минут в Vabaduse Square, 162 минуты в Ravala и 48 минут в Stockmann универмаге. Парковочная зона в Ravala ориентирована на длительное время парковки и стоимость составляет 30 EEK (2$) в час и 1500 EEK (100$) в месяц. Парковочная зона в Stockmann универмаге, наоборот, ориентирована на короткое время парковки, и стоимость составляет 10 EEK в час, причем постоянные клиенты магазина могут парковаться 1,5 часа бесплатно. Повышение дохода понизило долю транспортных расходов почти в 2 раза, что в свою очередь привело к сокращению использования общественного транспорта с 85% (1966) до 30% (2001).
Тарифы стоянок. Транспортные средства, паркующиеся в городе, подразделяются на транспортные средства: доставки; принадлежащие жителям центральной части города; временных посетителей; людей, работающих в центре города. Из-за недостатка площади для парковки, в центре Таллинна были созданы платные стоянки. Тарифы парковки представлены в табл.2.
Табл. 2. Тарифы стоянок в центре Таллинна
Парковочная
зона |
Единицы |
1993 |
2002 |
2005 (запланированный) |
Срок парковки |
Жители |
EEK/месяц |
25 |
100 |
100…200 |
Нет |
Старый город |
EEK/час |
25…50* |
48 |
48 |
1…2 часа |
ЦДР |
EEK/час |
6 |
12 |
24 |
1…2 часа** |
Зона 3 |
EEK/час |
3** |
12* |
12 |
Нет |
Примечание: *Сбор при въезде, **Частично
Возможно использование ежемесячной карты стоянки, которая стоит 1500 EEK и позволяет парковаться в центре города; месяц охраняемой стоянки за пределами центральной части города стоит 350-500 EEK. Часто стоянка бесплатна для владельцев земельных участков, но только тогда, когда территория закрыта для иностранных транспортных средств.
В основном тарифы парковки должны стимулировать использование 60-85% площади стоянки в час пик. Когда доля используемой площади достигает 85%, тариф парковки должен быть пересмотрен. В основном тарифный рост позволяет временно уменьшить спрос на парковку или время стоянки.
Строительство закрытых стоянок финансировалось частными инвесторами; роль города заключалась лишь в планировочном расположении и координации проекта.
Стоянки около супермаркетов и гипермаркетов, которые расположены в основном за пределами центра города, обычно бесплатные. Автостоянка около гипермаркета Rocca al Mare рассчитана на 1000 мест плюс 1000 мест рядом с двумя спортивными залами в окрестности. Когда стоянки с различными режимами работы находятся рядом друг с другом, можно сэкономить на площади парковки, но проблемой для больших супермаркетов часто является связь с обычной сетью дорог, особенно въезды с левыми поворотами.
Методы оплаты. Примером для Таллинна служат способы оплаты, принятые в Хельсинки, но с одним главным отличием – не используются счётчики времени стоянки автомобиля. Сегодня можно оплачивать стоянку, используя перечисленные ниже варианты:
Плата на частных закрытых стоянках определяется владельцем и может меняться. Время платной стоянки на улице представлено в табл. 3.
Табл. 3. Время платной стоянки на улице
День
недели |
2002 год |
Запланированный |
Рабочие дни |
июл.18 |
сен.18 |
Суббота |
авг.15 |
сен.15 |
Воскресенье |
бесплатно |
бесплатно |
Парковочные штрафы. За неуплату стоянки любой водитель может быть оштрафован. Штраф составлял в 1995 году 250 EEK, сегодня – 600 EEK (40$), как в Хельсинки. В Таллинне только 60% водителей оплачивают штрафы незамедлительно, в то время как в Хельсинки 85-90%. С 2002 года стали штрафовать водителей, а не владельцев автомобилей. Если припаркованный автомобиль создаёт помеху движению или создаёт опасность, он может быть отбуксирован с улицы - водитель должен оплатить буксировку и охраняемую стоянку.
Закрытые стоянки. В центре Таллинна 4 закрытые стоянки, одна из которых является подземной, с общим количеством мест 1450. Подземная стоянка с 260 местами находится под главной улицей ЦДР. Её строительство обошлось в 60 миллионов EEK. Самая большая закрытая пятиэтажная стоянка на 760 мест располагается вне центра города у универсама Kristiine. Существует также ещё 3 стоянки, расположенные у супермаркетов, на 200, 240 и 360 подземных мест. У новых строений в центре города запланированы постройки автостоянок в подвалах зданий. Примером может быть многоэтажное здание, где 2 - 6 этажи – стоянка для автомобилей.
Невозможно строить закрытые стоянки рядом с жилой зоной, поскольку они будут использоваться только жителями города в ночное время суток. Закрытая стоянка в центре города может обслуживать разных клиентов, приезжающих в дневное время, а жителей города в ночное время суток. Относительно богатые люди, живущие в Старом Городе, могут ставить свои транспортные средства в зоне, прилегающей к Старому Городу.
Благодаря планировочным решениям в течение 10 – 12 лет число мест на автостоянках увеличится на 5000, из которых 3700 будут приходиться на закрытые стоянки. Частные инвесторы наряду с финансированием строительства в деловой центральной части города супермаркетов, финансируют и строительство закрытых стоянок. В перспективе могли бы появиться ещё около 2200 мест на автостоянках. Но в результате строительных работ около 1000 мест будут удалены. Таким образом, рост мест на автостоянках будет меньше, чем рост объёмов движения. Стоянка будет занимать примерно 10% территории центра города, в некоторых местах до 20%.
Иногда, например, невозможно построить большие стоянки вблизи спортивных сооружений. В Таллинне, например, у нового футбольного стадиона, рассчитанного на 10000 человек, 70% машин паркуется на близ лежащих улицах и во дворах.
Стандарты проектирования стоянок. Эстония имеет свой собственный стандарт проектирования стоянок, который разработан с использованием финских и германских стандартов [6,7]. Вместимость стоянки должна планироваться следующим образом: для компаний и офисов используется X-количество парковочных мест, делённое на Y-количество квадратных метров закрытой площади на этаже.
Стандарты фактически рассчитываются для 19 различных типов деятельности. Стандарт стоянки в центре города – используется как максимальный, а за пределами центра – как минимальный (табл.4).
Жилые дома должны иметь по меньшей мере следующую площадь парковки: центр города – 0,3 до 0,5 парковочных мест/квартиру; ЦДР- 0,7 до 0,9; Зона 3 – 0,9 до 1,0.
Табл. 4. Стандарты стоянок для нежилой зоны
Деятельность |
Центр города |
Область многоквартирных домов |
Область частной застройки |
Офис с клиентами |
1/140 |
янв.80 |
янв.50 |
Офис без клиентов |
1/300 |
1/160 |
янв.80 |
Магазины |
1/150 |
янв.80 |
янв.50 |
Индустриальный завод |
1/500 |
1/300 |
1/150 |
Политика в области стоянок. Политика в области стоянок - важная часть транспортной политики города. Цели здесь могут быть сформулированы следующим образом: