В настоящем сообщении интегрируются многочисленные публикации и дается ориентировочная динамика искомой протяженности улично-дорожной сети за продолжительное время.
Сейчас, по всей видимости, начинается новый этап повышенного внимания к строительству внутригородских улиц, проездов и внешних автомобильных дорог. Хотя программа этого строительства до конца не ясна и особенно источники ее финансирования, считаем, что обязательным элементом ее должно быть установление протяженности существующей сети, которая является естественно отправным моментом для любых обоснованных проектировок и планов. Однако до сих пор в виду разной ведомственной принадлежности такая статистическая информация в стране отсутствует.
Подведем некоторые итоги развития дорожно-мостового хозяйства в России за последние три века. Самое характерное в этом процессе: а) через динамику привлечения внимания общественности к этой проблеме косвенно видно само фактическое развитие улиц и дорог в тот или иной исторический период; б) резкое и даже непримиримое отношение во всех сферах хозяйственно-экономической, социальной и административно-правовой жизни к внутригородским улицам и проездам, с одной стороны, и внегородской дорожной сети, с другой; явление характерно только для России и нигде не наблюдается в других странах мира; в) благодаря такому разделению мы до сих пор не имеем надежных сведений о развитии городских улиц и проездов в стране за все годы.
Но не будем
голословны. Вот как обстоит дело с динамикой публикаций
по проблеме улиц и дорог, составленной по архивным материалам
автора. Результаты исторического мониторинга количества
публикаций по дорожно-мостовому хозяйству в аспекте
коммунального благоустройства населенных мест выявили
динамику весьма нетривиального характера, приведенную
в табл. 1.
Табл.1. Публикационная активность по теме
Период |
Общее число |
Интенсивность информационного потока,
|
1700-1799 |
64 |
0,65 |
1800-1869 |
166 |
2,41 |
1870-1899 |
186 |
6,41 |
1900-1909 |
244 |
27,11 |
1910-1917 |
184 |
26,29 |
1918-1929 |
155 |
14,09 |
1930-1939 |
181 |
20,11 |
1940-1949 |
84 |
9,33 |
1950-1959 |
47 |
5,22 |
По этим данным резко выделяются три исторических периода интенсивности информационного потока в год: 1900-1917 – 27, 1918-1929 – 14, 1930-1939 – 20. Удивительно, но в гужевую эпоху и начальные годы автомобилизации управляющие структуры уделяли большее внимание дорожному и коммунальному хозяйству в стране, чем в последующие периоды.
Объяснить до конца этот феномен пока не удается, но, видимо, земское управление, самоорганизация и самоуправление в структурах местной власти благотворно влияли в соответствующие годы на коммунальное строительство и благоустройство. Пришедшая на их смену жесткая централизация всей местной жизни резко ослабила внимание к нуждам коммунального хозяйства и улицам на местах.
Динамика структуры всей сети за ХХ и начало ХХI вв., интегрирующие собственные и оценки многих других авторов дается в табл. 2. С изменением границ страны в один год произошла резкая потеря протяженности улиц и дорог в городской и внегородской местности: а) в городах общая протяженность сократилась в 1,8 раза, то же с твердым покрытием – 1,3 раза, с усовершенствованными покрытиями – в 1,4 раза; б) вне городов соответственно – 2,1, 2, 1,7. Как видим, потери внегородской сети оказались большими, чем городской.
Погодовая реконструкция динамики протяженности улично-дорожной сети за последние 17 лет дала результат, приведенный в табл. 3.
Табл.2. Динамика структуры уличной и дорожной сети, тыс. км
Страна |
Год |
Городские дороги и улицы |
Внегородские |
Вся улично-дорожная сеть страны |
||||||
А) |
Б) |
В) |
А)x) |
Б) |
В)xx) |
А) |
Б) |
В) |
||
Российская |
1900 |
84 |
9,5 |
0,01 |
1060 |
30 |
0,91 |
1144 |
39,5 |
0,91 |
1915 |
105 |
30,4 |
0,1 |
1450 |
41,6 |
2,0 |
1555 |
72,0 |
2,0 |
|
СССР |
1930 |
121 |
30,7 |
0,1 |
1490 |
38 |
3,9 |
1611 |
68,7 |
4,0 |
1945 |
159 |
54 |
3,5 |
1539 |
155,3 |
17,8 |
1698 |
209,3 |
21,3 |
|
1960 |
175 |
74,6 |
22 |
1366 |
270,8 |
77,1 |
1541 |
345,4 |
99,1 |
|
1975 |
225 |
115 |
46 |
1398 |
703 |
307,2 |
1623 |
818,0 |
353,2 |
|
1990 |
273 |
187 |
150 |
2062 |
1350,6 |
653,5 |
2335 |
1537,6 |
803,5 |
|
РФ |
2005 |
220 |
149 |
129 |
891 |
750 |
537 |
1111 |
899,0 |
666 |
x)оценка учитываемой общей сети
xx)включая
по оценке главные дороги с булыжным покрытием, тыс.
км,
Обозначения в табл. 2 и 3: А) общая протяженность; Б) в том числе с твердым покрытием; В) из нее с усовершенствованными покрытиями
Табл.3. Ориентировочная реконструкция протяженности
улично-дорожной сети после распада СССР, тыс. км
Страна |
Год |
Городские сети |
Внегородские сети |
||||
А) |
Б) |
В) |
А) |
Б) |
В) |
||
СССР |
1990 |
273 |
187 |
150 |
1900 |
1350,6 |
653,5 |
Россия (РФ) |
1991 |
150 |
140 |
109 |
893 |
677 |
374 |
1992 |
158 |
140,8 |
110 |
902 |
698 |
386 |
|
1993 |
165 |
141,5 |
110 |
925 |
726 |
401 |
|
1994 |
172 |
142,3 |
111 |
945 |
743 |
411 |
|
1995 |
179 |
142,5 |
111 |
933 |
750 |
475 |
|
1996 |
186 |
142,7 |
111 |
924 |
749 |
498 |
|
1997 |
192 |
142,9 |
111 |
927 |
756 |
507 |
|
1998 |
198 |
143,2 |
112 |
916 |
752 |
505 |
|
1999 |
203 |
143,5 |
112 |
906 |
753 |
508 |
|
2000 |
212 |
143,8 |
116 |
900 |
754 |
510 |
|
2001 |
214 |
144,1 |
119 |
898 |
755 |
513 |
|
2002 |
214 |
144,4 |
119 |
898 |
756 |
516 |
|
2003 |
215 |
144,8 |
120 |
897 |
745 |
510 |
|
2004 |
217 |
145,2 |
120 |
894 |
738 |
505 |
|
2005 |
220 |
149,3 |
123 |
891 |
750 |
537 |
|
2006 (оценка) |
222 |
155 |
129 |
888 |
760 |
540 |
В этой сводке сочетаются данные, взятые из статистических сборников с ориентировочными расчетами, произведенными с помощью математико-статистических методов. Мы считаем, что отсутствие вообще какой-либо сводной информации по стране в целом по городским уличным сетям в принципе нетерпимо и понимаем, что в будущем, возможно, приведенные данные будут уточнены.
Что бросается в глаза в первую очередь при анализе этих данных: 1) весьма слабый темп прироста, приближающийся практически к нулю, дорог с твердыми и усовершенствованными покрытиями в городах и вне их;
2) это тем более настораживает, ибо еще не менее 30 % всех населенных пунктов в сельской местности не имеют благоустроенных выходов на магистрали;
3) большие средства, по всей видимости, были затрачены на текущий и капитальный ремонт – главным образом на увеличение полосности существующих магистралей, на транспортные развязки, да и расхищение средств также оказывало негативное влияние;
4) следует заметить, что в истории нашей страны не было вообще ни одного периода, когда протяженность благоустроенных улиц и дорог не увеличивалась, исключением является только рассматриваемый последний 17-летний период;
5) все это происходило при неуклонном возрастании интенсивности движения автомобилей на улицах и дорогах, включая подходы к городам; автомобилизация (число автомобилей на 1000 жителей) возросла за этот период в целом по стране в 2 раза, а по отдельным городам в 3 и более раз; при активном жилищном строительстве это уже привело к заторам и многокилометровым пробкам; по существу города и пригороды сейчас находятся в состоянии весьма недалекого паралича движения, если не принять экстренных мер;
6) выход только один – скоординировать автомобилизацию и жилищное строительство таким образом, чтобы огромные средства, получаемые жилищным строительным комплексом, в значительной мере шли на транспортную инфраструктуру, коммунальное хозяйство и благоустройство; ясно, что другого пути просто нет, ибо надежду на платные дорог мы считаем иллюзорной.
В разрабатывавшейся серии программ дорожного строительства (кстати, без внутригородских сетей) есть все: перечни титулов, расчет необходимых средств и географическое распределение необходимого строительства. Нет главного – механизмов получения средств, всего процесса финансирования и принципиальных подходов к реальному бизнес-планированию уличной и дорожной отрасли [1] .
Основные использованные источники
1. Города союза СССР. – М.: НКВД РСФСР, 1927. – 162 с.
2. Дулов А.В. Городская среда и история России. – М.: Наука, 1983.
3. Девяконов Н.Г. Шоссейные и грунтовые дороги, городские улицы и городские железные дороги в России // Журнал МПС. – 1896. – кн. 10. – с. 119-128.
4. Энциклопедия местного управления и хозяйства. Коммунальная энциклопедия. М.-Л.: Госиздат, 1927. – 1583 с.
5. Автодорожное хозяйство СССР в цифрах. Статистический справочник. – М.-Л.: Гострансиздат, 1935.
6. Гибшман А. Городское благоустройство в 1922 году // Коммунальное дело. – 1923. - № 9-10. – с. 113-128.
7. Гольберг Я. Дорожное строительство в СССР. – М., 1932 (№210, 211. Серия 1,2).
8. Гибшман А. Из дорожной статистики // Коммунальное дело. – 1924. - №5. – с. 10-12.
9. Дубелир Г. О выборах мостовых // Городское дело. – 1911. - №11-12. – с. 886-907.
10. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. т. XXVII. Россия.
11. Гольберг А. Механический транспорт и план электрификации России // Техника и экономика путей сообщения. – 1922. - № 14. – с. 76-79.
12. Алабин П., Коновалов П. Сборник сведений о настоящем состоянии городского хозяйства в главнейших городах России. – Самара, 1889.
13. Веселовский Б.Б., ред. Благоустройство деревни. – М.: НКВД РСФСР, 1925.
14. Неопиханов А. Русский транспорт и его планирование. – М – Пг.: Госиздат, 1924. – 576 с.
15. Всероссийская выставка в Н. Новгороде. – Н. Новгород, 1896.
16. Бабков В.Ф. Развитие техники дорожного строительства. – М.: Транспорт, 1988. – 272 с.
17. Шквариков В. Строительство русских городов в XVIII и начале XIX вв. // Архитектура СССР. – 1939. - №8. – с. 49-60.
18. Образцов В.Н. Станции и узлы. ч. 2. – М.: Трансжелдориздат, 1938. – 492 с.
19. Купреянов К.Н. Дорожное дело. – М.: МКХ, 1926. – 78 с.
20. Щербо Г.М. Московские мостовые за 900 лет. – М.: ТОО «Янус», 1996. – 152 с.
21. Глинка Ф. Мои заметки о признаках древнего быта и камнях, найденных в Тверской Карелии, о Бежецком уезде // Русский исторический сборник, издаваемый обществом истории и древностей российских. – М., 1837. – т. 1 – кн. 2. – с. 3-20.
22. Абрамов В.В., Маркина Л.С. Оценка протяженности участков автомобильных дорог и подходах к городам // Труды ИКТП. – вып. 70. – М., 1979. – с. 73-81.
23. Бекряев Б.А., Буданов Ю.С., Варфоломеев В.Л. и др. Дороги России. Исторический аспект. – М.: «Крук», 1996. – 408 с.
24. Николаев А.С., Житков С.М. Краткий исторический очерк развития водных и сухопутных сообщений и торговых портов в России. – Спб., 1900.
25. Некрасов В.К. Дорожное хозяйство городов РСФСР // Транспорт и дороги города. – 1937. - № 11. – с. 31-33.
26. Смирнов А.К. Городское земельное хозяйство // Коммунальное дело. – 1927. - № 10-11. – с. 18-34.
27. Отдельные сведения по городским улицам и проездам // Транспорт и дороги города. – 1932. - №1 – с. 3; 1933. - № 1. – с. 2; 1933. - № 7-8. – с. 1.
28. Веселовский Б.Б. Нормы эксплуатационно-строительные. Основные измерители по местному хозяйству. – И.: НКВД РСФСР, 1927. – 500 с.
29. Коммунальное хозяйство СССР к концу первой пятилетки. – Сборник статистических материалов. – М., 1933. – 135 с.
30. Гольденберг А.И. Коммунальное строительство в СССР. – М.: Всякохудожник, 1932. – 7с.
31. Цивцивадзе И. Строительство деревни и дорожное дело // Коммунальное хозяйство – 1924. - № 2. – с. 1-3.
32.
Коммунальное хозяйство РСФСР к началу
33. Реконструкция городов СССР 1933-1937, т. 2. – М.: Стандартизация и рационализация, 1933.
34. Госкомстат России. Жилищное хозяйство в России. – 2002. – Статистический сборник. – М., 2002.
35. Схема развития автомобильных дорог. – М.: Министерство транспорта, 2004.
36. Веселовский Б.Б. Курс экономики и организации городского хозяйство. – М.: Госпланиздат, 1951. – 411 с.
37. Веселовский Б.Б, Коммунальное хозяйство в цифрах и диаграммах 1917-1927 гг. – М.: НКВД РСФСР, 1928. – 101 с.
38.
ЦУНХУ Госплана СССР. Коммунальное хозяйства СССР к концу
первой пятилетки. Основные итоги переписи коммунального
хозяйства. –
39.
Коммунальное хозяйство РСФСР к началу
40. Ваксман С.А., Худяева Т. Автомобилизация и развитие улично-дорожной сети в городах разной крупности // Социально-экономические проблемы транспортных систем городов и зон их влияния. – Екатеринбург, 2005. – с. 61-69.
41. Добросельская Т.М. Современное состояние улично-дорожной сети и задачи ее развития в крупных городах // Труды ИКТП. – 1979. – вып. 73. – с. 158-168.
42. Веселовский Б.Б. Курс экономики и планирования коммунального хозяйства. – М.-Л.: Наркомхоз РСФСР, 1939. – 454 с.