Приводятся результаты анализа пространственного распределения автомобильных потоков по улично-дорожной сети г. Минска.
В КТС г. Минска (2006г.) базовыми данными для анализа транспортной системы города, разработки рекомендаций по ее совершенствованию, проведения расчетов перспективной нагрузки на магистрально-уличную сеть и ГОТ послужили материалы комплекса транспортно-градостроительных обследований. В этот комплекс вошли обследования передвижений жителей города, пассажиропотоков на различных видах транспорта, интенсивности, состава и направления движения транспорта на УДС, потоков транспортных средств между зонами города и автомобильными выходами из него.
Методики проведения обследований и обработки их материалов согласуются с рекомендациями пособий П3-01 «Проектирование сетей городского пассажирского транспорта» и П2-99 «Обследования транспортных потоков и прогнозирование нагрузки сети городских улиц и дорог» к строительным нормам Беларуси СНБ 3.03.02-97.
Обследования интенсивности движения транспорта включали два вида обследований:
· натурное (глазомерное) обследование состава, величины и направленности транспортных потоков в сечениях и узлах (пересечениях и примыканиях) магистральной УДС без остановки движения;
· опросное обследование межзонных перемещений (корреспонденций) грузового и немаршрутного пассажирского транспорта с определением пространственного распределения внутригородских, внешних целевых (на связях с городом) и транзитных (по отношению к городу и отдельным районам) автомобильных потоков.
Обследования проведены, в основном, в 2005г. (в отдельных сечениях и узлах – в разное время года) проинструктированными учетчиками и работниками городского и районных ГАИ.
Транспортные потоки замерялись по 20-30 минут на одном посту в период наибольшей интенсивности и стабильности движения (с 10 до 15 часов). Потоки фиксировались в 205 сечениях и узлах УДС и автодорожных входах в город с установлением состава движения и распределения его по направлениям (прямое, лево- и правоповоротные). Обследованием охвачены все магистральные и основные жилые улицы, что обеспечивает полноту картины организации движения в плане города. Такой широкий пространственный охват городской территории и подробное выявление направлений транспортных потоков в пересечениях и примыканиях УДС исходит из необходимости проведения последующих транспортных расчетов по организации движения транспорта с использованием пакета прикладных программ.
Замеры величины и направленности транспортных потоков позволили выявить:
- интенсивность движения по видам транспорта в физических и приведенных единицах на обследованных улицах и дорогах, на отдельных участках транспортной сети и в узлах;
- состав движения по видам транспорта и типам транспортных средств;
- распределение транспортных потоков по направлениям в обследованных узлах.
Материалы натурных обследований использованы для определения уровня загрузки УДС и отдельных ее элементов, а также для построения шумовой карты города.
Опросное обследование проведено на 131 сечении магистральной УДС интервьюированием водителей транспортных средств в течение 30 минут при остановке движения (метод «Шлагбаума»), которое осуществляли работники ГАИ. Указанное количество сечений определено по пунктам пересечения магистрально-дорожной сети города и въездов в него с границами 37-ми транспортных зон, на которые была разделена территория города. Опрос водителей проводился с записью ответов в специальные формы – для грузового и немаршрутного пассажирского транспорта.
Выборочная совокупность при опросе водителей транспортных средств колебалась в зависимости от величины обследуемого потока. В среднем для города выборочная совокупность обследованных транспортных средств (при опросе водителей) составила (от часовой величины):
- грузовые автомобили – 10,9%,
- автопоезда – 16,3%,
- весь грузовой транспорт – 11,2%,
- автобусы (немаршрутные) – 11,5%,
- легковые автомобили – 6,6%,
- весь немаршрутный пассажирский транспорт – 7,2%,
- все немаршрутные транспортные средства – 7,85%.
Материалы опросного обследования позволили получить:
- матрицы межзонных корреспонденций грузов (при необходимости – дифференцированно по их видам), пассажиров немаршрутного транспорта (при необходимости – по видам транспорта), потоков грузовых и пассажирских транспортных средств;
- объемы внутригородских и внешних перевозок грузов и пассажиров (за вычетом общественного транспорта);
- структуру грузоперевозок;
- целевые и транзитные автомобилепотоки;
- показатели, характеризующие грузовые и немаршрутные пассажирские перевозки (средняя грузоподъемность автомобиля, наполнение единицы подвижного состава пассажирского транспорта, коэффициент использования грузоподъемности, средняя дальность поездки по городу различных видов транспорта и др.).
Обработка материалов опросного обследования велась по программе, разработанной в УП «Белниипградостроительства» (см. пособие П-99 к СНБ 3.03.02).
Результаты обследования служат основой для расчетов перспективных автомобилепотоков при различных вариантах развития магистральной УДС, установления целевых и транзитных пассажиропотоков по отношению к городу или его отдельному району, в частности – центра.
Для Минска характерна радиальная схема магистральных автомобильных дорог, обеспечивающих выходы в пригородную зону и к основным промышленным центрам республики (Гродно, Брест, Витебск, Могилев и др). С южной стороны Минска построена автомобильная дорога I категории Брест – Минск - граница Российской Федерации.
По материалам транспортных обследований получены величины корреспондирующих связей между автомобильными входами в город и внутригородскими зонами, а также выявлено значение внешних транспортных связей в целом для города (табл. 1).
Табл. 1. Пассажиропотоки и интенсивность движения за час «пик»
немаршрутного пассажирского
и грузового транспорта
Виды транспортных связей |
Потоки за час «пик» в обе стороны |
|||||||
немаршрутный пассажирский транспорт |
грузовой транспорт |
итого |
пассажиры немаршрутного транспорта |
|||||
прив.ед. |
% |
прив.ед. |
% |
прив.ед. |
% |
чел. |
% |
|
Внутригородские |
62008 |
84,9 |
30164 |
80,7 |
92172 |
83,5 |
101139 |
82,1 |
Внешние целевые |
10312 |
14,1 |
6281 |
16,8 |
16593 |
15,0 |
20824 |
16,9 |
Транзитные |
692 |
1,0 |
933 |
2,5 |
1625 |
1,5 |
1296 |
1,0 |
Итого |
73012 |
100 |
37378 |
100 |
110390 |
100 |
123259 |
100 |
Во внешнем пассажирообмене города 43,6% пассажиров берет на себя немаршрутный транспорт с доминирующим значением легкового автомобиля. Необходимо отметить, что в общем объеме корреспондирующих транспортных потоков (по приведенным величинам – к легковому автомобилю) доля грузового транспорта в целом составляет 33,9%, а для каждого вида связей выглядит следующим образом: внутригородское движение – 32,7%, внешнее целевое – 37,9%, транзитное – 57,4%.
Наибольшая интенсивность движения грузового и пассажирского транспорта складывается на направлениях, не имеющих линий железнодорожного транспорта.
В структуре автомобильных потоков на выходах из города преобладает пассажирский транспорт, доля которого в сумме составляет 60,6% (по приведенным величинам) – табл. 2.
Табл.2. Характеристика транспортных средств (ТС) и их загрузка
Виды связей |
Средние значения величин |
||||||||
коэффициент |
наполнение |
грузоподъемность грузового ТС, т |
загрузка грузового трансп. средства, т |
||||||
грузов. |
пасс. |
легк. |
автобус |
легк.+ автобус |
грузов |
автопоезд |
грузов.+ автопоезд |
||
Внутригородские |
1,47 |
1,03 |
1,54 |
2,21 |
1,68 |
4,32 |
19,78 |
5,97 |
1,77 |
Целевые |
1,56 |
1,03 |
1,77 |
3,78 |
2,08 |
5,17 |
20,78 |
7,18 |
3,63 |
Транзитные |
1,88 |
1,02 |
2,04 |
1,50 |
1,91 |
8,44 |
20,00 |
13,64 |
7,2 |
Суммарное |
1,49 |
1,03 |
1,58 |
2,38 |
1,74 |
4,51 |
19,96 |
6,36 |
2,2 |
Полученные по материалам обследований матрицы межзонных автомобилепотоков пассажирского и грузового транспорта показали значительную неравномерность их пространственного распределения. Наибольшие величины корреспонденций пассажирских транспортных средств образуются в центре города – до 10% общего числа внутригородских корреспонденций пассажирского транспорта (в других районах – примерно от 1 до 4%). Наиболее активные пассажирские транспортные связи наблюдаются между центром города и районами высокоплотной жилой застройки и крупными торговыми центрами. Максимальные величины корреспонденций грузового транспорта образуются как внутри промышленных секторов города, так и на связях между ними.
В составе движения грузового транспорта в целом по улицам города преобладают автомобили грузоподъемностью до 2т (38,4%), а также от 2 до 8 т (46,3%), в составе движения немаршрутных автобусов – подвижной состав малой вместимости (до 99%) – табл. 3, 4.
Табл. 3. Структура обследованных транспортных средств и их
удельная загрузка
Наименование показателей |
Единица измерения |
Величина |
Состав грузового транспорта по грузоподъемности |
% |
100,0 |
грузовые автомобили, т |
|
|
- до 2 |
% |
38,4 |
- 2 - 6 |
- " - |
21,9 |
- 6 - 8 |
- " - |
24,4 |
- 8 - 14 |
- " - |
9,1 |
- более 14 |
- " - |
1,1 |
автопоезда, т |
|
|
- до 12 |
% |
0,3 |
- 12 - 20 |
- " - |
4,2 |
- 20 - 30 |
- " - |
0,6 |
Состав автобусов в движении по вместимости |
% |
100 |
- малой |
- " - |
99,0 |
- средней |
- " - |
0,9 |
- большой |
- " - |
0,1 |
- малой |
- « - |
2,2 |
- средней |
- « - |
7,2 |
- большой |
- « - |
7,5 |
Коэффициент использования грузоподъемности |
- |
0,35 |
Использование вместимости немаршрутного автобуса очень низкое (20-25%), легкового автомобиля несколько выше (30-35%). Использование грузоподъемности грузового автомобиля также незначительно – до 35% (во внутригородских перевозках еще ниже – 30%).
Табл. 4. Структурный состав транспортных средств (ТС) в движении на магистрально-уличной сети города
№ п.п. |
Грузоподъемность грузового автомоб. (т) и тип пасс. транспорта |
Кол-во ТС по натурному обследованию (генеральная совокупность) |
||
физ. ед |
доля по видам тр-та, % |
доля от суммарного состава, % |
||
Грузовой автомобиль |
||||
1 |
<= 2 |
5145 |
38,4 |
8,6 |
2 |
2-6 |
2939 |
21,9 |
4,9 |
3 |
6-8 |
3273 |
24,4 |
5,4 |
4 |
8-14 |
1215 |
9,1 |
2,0 |
5 |
>14 |
154 |
1,1 |
0,3 |
Итого грузовых автомобилей |
12725 |
94,9 |
21,2 |
|
Автопоезда |
||||
6 |
<= 12 |
42 |
0,3 |
0,1 |
7 |
12-20 |
559 |
4,2 |
0,9 |
8 |
20-30 |
80 |
0,6 |
0,1 |
Итого автопоездов |
681 |
6,1 |
1,1 |
|
Всего грузовых автомобилей |
13406 |
100,0 |
22,3 |
|
Автобусы (немаршрутные) |
||||
9 |
малые |
3465 |
7,4 |
5,7 |
10 |
средние |
32 |
0,1 |
0,1 |
11 |
большие |
4 |
- |
- |
Итого автобусов |
3501 |
7,5 |
5,8 |
|
12 |
Легковые автом. |
43166 |
92,5 |
71,9 |
Всего пассажирские ТС |
46667 |
100,0 |
|
|
Всего транспортных средств |
60074 |
|
100,0 |