На примере г. Хабаровска проводится экспресс-анализ рынка услуг автосервиса. Выявлены факторы, определяющие выбор автосервиса потребителем.
В ходе данного исследования решались следующие задачи:
· количественная оценка потенциальной емкости услуг автосервиса в г. Хабаровске;
· анализ сложившейся ситуации на рынке автосервиса;
· анализ месторасположения возможного автосервиса.
Исходными посылками, которыми руководствовались авторы исследования, являлись: 1) оно носит разведывательный характер, в основе которого лежит экспресс-оценка существующего рынка услуг автосервиса; 2) аналогов проводимых исследований на данном виде рынка в литературе нет, поэтому необходимо применение маркетинговых технологий для исследования услуг автосервиса; 3) к услугам автосервиса были отнесены смена расходных материалов, диагностика автомобилей, мелкий ремонт, шиномонтаж, мелкие кузовные работы (данные услуги достаточно условно называются таковыми, т.к. по существу они разделяются по видам работ и в итоге включают в себя большой набор уже конкретных услуг [2] ).
На первом этапе проведена оценка исходной информации – количества легковых автомобилей в г. Хабаровске и количества автосервисов – потенциальных конкурентов. На втором этапе проведены полевые исследования, в ходе которых получена информация, позволяющая оценить частоту пользования услугами потребителями, и выполнена оценка потенциального месторасположения автосервиса. Анализ загруженности автосервисов сводился к наблюдению за наполняемостью. На заключительном этапе рассчитаны частоты пользования услугами автосервиса, сформулированы выводы по его месторасположению, а также рекомендации, связанные с открытием автосервиса.
Исследование предложения со стороны фирм–автосервисов, состоит из сбора информации о количестве достаточно крупных фирм, осуществляющих большой спектр услуг автосервиса, а также выбор самых известных автосервисов и наблюдение за их загруженностью.
При обследовании рынка услуг автосервиса использованы различные способы получения информации: поквартирный опрос, анкетирование на коммерческих предприятиях, ВУЗах, а также опрос водителей в момент их заправки на АЗС. Всего опрошен 151 человек. При опросе под автомобилем понимался легковой автомобиль (без разделения по формам собственности) и микроавтобус. Чаще всего автомобилисты прибегают к услугам шиномонтажа и смены расходных материалов (табл. 1).
Табл.1. Востребованность услуг автосервиса
Вид услуги |
Частота пользования данной услуги, раз в год |
Процент |
Количество выполненных работ за год |
Смена расходных материалов |
5,5 |
1 |
1264068 |
Диагностика
|
3,0 |
12 |
612881 |
Мелкий ремонт |
4,3 |
11 |
888446 |
Шиномонтаж |
6,0 |
15 |
1183975 |
Мелкие кузовные работы |
1,6 |
23 |
286011 |
Техническое обслуживание (ТО) и ремонт автомобиля проводят в большинстве случаев в специализированных автосервисах – 57 %; на втором месте идет ремонт автомобилями своими силами - 29 %; меньше всего водители пользуются услугами незарегистрированных автосервисов. Один и тот же водитель пользуется различными местами при проведении работ по техническому обслуживанию и по ремонту автомобилей, чего в принципе и стоило ожидать.
Распределение частоты пользования услугами специализированных автомоек представлено в табл. 2. Четверть респондентов данные услуги осуществляет либо своими силами, либо вообще не делает.
Табл. 2. Распределение частоты пользования услугами автомоек
Вид услуги автомойки |
Частота пользования, раз в год |
Процент не воспользовавшихся услугами автомоек, % |
Частота пользования услугами автомоек с учетом сезонности |
Количество выполненных работ |
Доля не охваченного рынка услугами |
Мойка кузова |
27,6 |
23 % |
20,7 |
3 700 271 |
1 105 276 |
Чистка
салона |
25,0 |
28 % |
18,75 |
3 134 052 |
1 218 798 |
Химчистка салона |
5,2 |
34 % |
3,9 |
597 559 |
307 834 |
Мойка двигателя |
4,9 |
36 % |
3,675 |
546 022 |
307 137 |
Полировка кузова |
8,2 |
35 % |
6,15 |
928 028 |
499 707 |
*Из расчета исключаются 3 зимних месяца
Рис. 1. Степень важности факторов, влияющих на выбор
предоставляемых услуг
Особенный интерес представляют результаты ранжирования факторов, влияющих на выбор услуг, предоставляемых на рынке автосервиса, шиномонтажа и автомоек (рис.1).
На рынке автомоек определяющим фактором является качество выполненной работы – 68 %. Известность фирмы меньше всего интересуют опрошенных – 15%. Аналогичная ситуация складывается и на рынке услуг шиномонтажа, где известность также находится далеко позади других факторов – 20 %..
При смене расходных материалов главным фактором выбора фирмы является качество – 76 %. Практически вровень с качеством идет цена услуги – 74 %.
На другие услуги также первостепенно влияет качество их выполнения. В общем виде, основными факторами, влияющими на выбор всех видов услуг, являются (в порядке уменьшения важности): 1) качество; 2) цена; 3) сроки выполнения; 4) гарантия; 5) местоположение; 6) известность фирмы.
Исходя из количества легковых автомобилей в городе (232152
автомобиля в
Анализ показывает, что:
· наблюдается рост численности автосервисов, в особенности фирм, ориентированных на техническое обслуживание автомобиля (замена расходных материалов);
· наблюдается рост парка легковых автомобилей, что увеличивает величину спроса на услуги, как технического обслуживания, так и ремонта автомобилей;
· в связи с приобретением, в основном, автомобилей бывших в использовании и падением [4] темпов роста парка ожидается увеличение спроса на услуги автосервиса.
В Хабаровске выделено 23 крупных автосервисов. Опрос показал, что несмотря на изобилие автосервисов в городе, этот рынок не насыщен предоставлением качественных услуг. Респонденты упоминали всего 7 фирм при огромном их количестве. Фирма «555», например, вообще не рекламирует деятельность, однако она чаще всего упоминалась респондентами.
Проблемы автосервиса могут лежать в области набора квалифицированных кадров и формирования разумной тарифной политики. Основными ориентирами для организации автосервиса должны быть качество, цена, сроки выполнения и гарантия. Местоположение бизнеса на территории города также имеет определенное значение, особенно в период становления автосервиса. В дальнейшем роль этого фактора уменьшается.