Статья дает обзор проекта мониторинга поведения в дорожном движении, проведенного в 2004 году. Зачинателем проекта стал в 2001 году Департамент дорог и этот проект стал первой попыткой получить достоверные и обоснованные данные об аспектах дорожного движения в Эстонии. В ходе реализации проекта была разработана методика проведения мониторинга, осуществлено пилотное исследование и представлены в полном объеме результаты опросов и наблюдений. В 2002 и 2003 годах были проведены исследования аналогичные первому, главной их целью было сравнение результатов 2001, 2002 и 2003 годов.
Исследование 2004 года основано на методике и принципах максимально приближенных к уже использовавшимся, причем главной целью являлось достоверное сравнение с предыдущим годом, для определения тенденций.
Проект состоял из двух основных частей:
- опрос жителей (для получения оценки участников дорожного движения) по отдельным вопросам поведения в дорожном движении;
- наружные наблюдения на улицах и дорогах, для выяснения реального поведения в дорожном движении.
Первая часть мониторинга состояла из анкетного опроса 1000 жителей Эстонии и подведения результатов, с целью выяснить мнение жителей о единичных аспектах дорожного движения и состоянии его безопасности в целом.
Вторая часть (наблюдения) охватывают следующие аспекты поведения в ДД:
- выполнение требований сигналов светофора водителями (а) и пешеходами (б);
- использование света фар и указателей поворота;
- предоставление пешеходам преимущественного права на нерегулируемых пешеходных переходах;
- скорость движения и дистанции до движущегося впереди транспортного средства;
- вождение в состоянии опьянения;
- использование средств безопасности для детей;
- использование ремня безопасности.
По перечисленным темам исследования провели совместно ПО Стратум (Stratum) и ПО Научный центр безопасности движения (SoTK). По пятой подтеме были использованы данные Департамента полиции, основанные на результатах рейдов «Дуют все!».
1. Итоги наблюдений за поведением в дорожном движении в 2004г.
Основанием для определения объема и мест наблюдений стало исследование Таллиннского технического университета по пробегу, заказанное Департаментом дорог («Пробег автопарка в Эстонии в 2003 году», Таллиннский технический университет, 2004). При выборе мест наблюдения учитывалась разница между объемами движения на шоссе и в городах (пробег в тыс.км), также распределение объемов движения по разным видам дорог – основным и вспомогательным, а также по разным городам.
Табл. 1. Объем наблюдений
Подтема |
К-во опрошенных |
Невыполнение требования красного сигнала светофора – водители |
12 583 |
Невыполнение требования красного сигнала светофора – пешеходы |
3378 |
Неиспользование света фар |
19 523 |
Неиспользование указателей поворота |
8674 |
Поведение водителей на пешеходных переходах (контакты пешеходов и тр.средств) |
1830 |
Вождение в состоянии опьянения (Департамент полиции) |
176 306 |
Нарушения ограничения скорости |
68 070 |
Маленькие дистанции до впереди движущегося транспортного средства |
71 767 |
При сравнении результатов исследований 2004 года с 2003 годом значительных расхождений не отмечено за исключением следующих: 1) на несколько процентов улучшилось соблюдение требования красного сигнала светофора пешеходами; 2) несколько улучшилось соблюдение требования красного сигнала светофора водителями; 3) поведение водителей на переходах в сущности не изменилось; 4) использование света фар ухудшилось; 5) использование указателей поворота улучшилось как в Эстонии, так и в Таллинне отдельно; 6) вождение в нетрезвом состоянии сокращается, особенно в Таллинне и Харьюском уезде; 7) соблюдение требования ограничения скорости ухудшилось; 8) положение с соблюдением безопасной дистанции ухудшилось значительно; 9) положение в части использования ремня безопасности несколько ухудшилось.
Табл.
2. Удельный вес нарушителей Правил дорожного
№№ п/п |
Показатель |
Ед.изм. |
Эстония всего |
В т.ч. Таллинн |
1,1 |
Невыполнение требования красного сигнала светофора – пешеходы |
% |
9,6 |
8,8 |
1,2 |
Невыполнение требования красного сигнала светофора – водители |
% |
1,4 |
1,3 |
2 |
Неиспользование указателей поворота при его совершении |
% |
23,3 |
29,0 |
3 |
Неиспользование света фар в дневное время |
% |
0,7 |
0,6 |
4.1 |
Поведение водителей на переходах (нарушение требования уступить дорогу)Какое по счету тр.средство остановилось (в среднем)? |
трансп. средство |
2,8 |
3,6 |
4.2 |
Поведение водителей на переходах: нарушение обязанности уступить дорогу пешеходам. Удельный вес нарушителей, % |
% |
64,0 |
72,5 |
5 |
Вождение в состоянии алкогольного опьянения (нетрезвый+остаточные явления) |
% |
1,9 |
1,4 |
6,1 |
Использование световозвращателей: взрослые - не используют |
% |
52,0 |
Данных нет |
6,2 |
Использование световозвращателей: дети – не используют |
% |
29,0 |
Данных нет |
7,1 |
Использование ремня безопасности: водители - не используют |
% |
27,0 |
29,9 |
7,2 |
Использование ремня безопасности: пассажиры на переднем сиденье – не используют |
% |
24,8 |
24,4 |
7,3 |
Использование ремня безопасности: на заднем сиденье - не используют |
% |
79,7 |
74,0 |
8 |
Средства безопасности для детей: не используют |
% |
67,6 |
58,8 |
9,1 |
Несоблюдение ограничения скорости V огр=90 |
% |
24,6 |
Данных нет |
9,2 |
Несоблюдение ограничения скорости V огр=110 |
% |
2,8 |
Данных нет |
10,1 |
Маленькая дистанция (< 2 сек) V огр=90 |
% |
24,4 |
Данных нет |
10,2 |
Маленькая дистанция (< 2 сек) V огр=110 |
% |
24,2 |
Данных нет |
Табл. 3. Удельный вес % нарушителей Правил дорожного движения на основе результатов исследования 2004 и 2003 гг.
№№ п/п
|
Показатель |
Ед. изм.
|
Эстония всего |
Таллинн |
Эстония всего |
Таллинн |
2003 |
2003 |
2004 |
2004 |
|||
1,1 |
Невыполнение требований красного сигнала светофора пешеходами |
% |
11,9 |
11,0 |
9,6 |
8,8 |
1,2 |
Невыполнение требований красного сигнала светофора водителями |
% |
1,8 |
1,7 |
1,4 |
1,3 |
2 |
Неиспользование указателей поворота |
% |
26,0 |
32,0 |
23,3 |
29,0 |
3 |
Неиспользование света фар в дневное время |
% |
0,5 |
0,5 |
0,7 |
0,6 |
4 |
Поведение водителей на переходах – невыполнение требования уступить дорогу пешеходам |
% |
64,7 |
72,2 |
64,0 |
72,5 |
5 |
Вождение в состоянии алкогольного опьянения |
% |
2,0 |
3,6 |
1,9 |
1,4 |
6,1 |
Неиспользование световозвращателя - взрослые |
% |
Данных нет |
Данных нет |
52 |
Данных нет |
6,2 |
Неиспользование световозвращателя - дети |
% |
Данных нет |
Данных нет |
29 |
Данных нет |
7,1 |
Неиспользование ремня безопасности - водители |
% |
28,1 |
32,3 |
27,0 |
29,9 |
7,2 |
Неиспользование ремня безопасности – пассажиры на переднем сиденье |
% |
21,1 |
23,8 |
24,8 |
24,4 |
7,3 |
Неиспользование ремня безопасности на заднем сиденье |
% |
76,1 |
70,2 |
79,7 |
74,0 |
8 |
Неиспользование средств безопасности для детей |
% |
64,6 |
Данных нет |
67,6 |
58,8 |
9,1 |
Нарушение ограничения скорости V=90 |
% |
20,1 |
Данных нет |
24,6 |
Данных нет |
9,2 |
Нарушение ограничения скорости V=110 |
% |
3,6 |
Данных нет |
2,8 |
Данных нет |
10,1 |
Соблюдение маленькой дистанции (менее 2 сек), V=90 |
% |
14,8 |
Данных нет |
24,4 |
Данных нет |
10,2 |
Соблюдение маленькой дистанции (менее 2 сек), V=110 |
% |
19,3 |
Данных нет |
24,2 |
|
2 . Сравнение результатов мониторинга поведения в дорожном движении в Эстонии и Финляндии
В Финляндии проект осуществляется в течение более чем десяти лет, начиная с 1992 года. Последние имеющиеся данные опубликованы в 2003 году (Liikennekäyttäytymisen seuranta 2003. Liikenneturva: www.liikenneturva.fi). Так как многие подтемы мониторинга поведения в дорожном движении схожи, то определнный интерес представляет сравнение результатов в Эстонии и Финляндии – табл. 4.
Табл. 4. Сравнение поведения в дорожном движении в Эстонии и Финляндии
Показатель |
Эстония 2004 |
Финляндия 2003 |
Удельный вес участников, % |
||
Невыполнение требований красного сигнала светофора пешеходами |
9,6 |
17 |
Невыполнение требований красного сигнала светофора водителями |
1,3 |
16 |
Неиспользование указателей поворота |
23,3 |
15 |
Неиспользование световозвращателя в темное время на дороге |
нет |
60 |
Неиспользование света фар в дневное время |
0,7 |
5,0 (2002.a.) |
Поведение водителей на переходе – невыполнение требования уступить дорогу пешеходу |
64 |
нет |
Вождение в состоянии алкогольного опьянения <0,5 промилля |
1,49 |
0,92 |
Вождение в состоянии алкогольного опьянения >0,5 промилля |
0,37 |
0,21 |
Неиспользование световозвращателя |
58 (2003.a.) |
нет |
Неиспользование ремня безопасности на переднем сиденье (на шоссе) |
20,1 |
9% |
Неиспользование ремня безопасности на переднем сиденье (в населенных пунктах) |
28,7 |
17 |
Неиспользование ремня безопасности на заднем сиденье |
79,7 |
24 |
Неиспользование средств безопасности для детей |
67,6 |
4 |
Нарушение ограничения скорости движения Vогр=90/80, нарушение ограничения более 10 км/ч |
24,6 |
8,0 |
Нарушение ограничения скорости V=110/100 |
2,8 |
8,3 |
Соблюдение дистанции до впереди идущего транспортного средства (менее 0,5 сек) на шоссе |
3,5 |
1,0 |
Соблюдение дистанции до впереди идущего транспортного средства (менее 1 сек) на шоссе |
6,5 |
20,8 |
[1] Науч. рук. – доцент, к.т.н. С.А. Ваксман