Система финансово-экономических показателей для оценки

деятельности предприятий городского общественного
транспорта

С.А. Ваксман

Приведена предлагаемая система финансово-экономических показателей оценки деятельности предприятий-перевозчиков ГОТ.

Себестоимость перевозок – один из важнейших обобщающих экономических показателей. В нем отражается уровень технической оснащенности, организации труда и производства, использования основных фондов, полноты сбора выручки, режима экономии и др. Изменения себестоимости прямо связаны с ростом или снижением убытков от эксплуатации.

Себестоимость перевозок – это выраженные в денежной форме издержки предприятий и, в первую очередь, расходы на заработную плату, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов и некоторые другие затраты. Рассчитывается себестоимость всего объема работы (продукции) и удельная себестоимость, приходящаяся на единицу измерения этого объема – себестоимость перевозки одного пассажира, одного пассажиро-км, одного место-км.

Состав себестоимости по элементам затрат:

-  материальные затраты – стоимость сырья, материалов, энергоносителей, запасных частей, комплектующих изделий и т.п., необходимых для обеспечения процесса транспортного производства, а также стоимость всех работ и услуг, выполняемых другими предприятиями;

-  затраты на оплату труда – все выплаты, включаемые в состав заработной платы, социальные выплаты, компенсации, премии, единовременные вознаграждения, другие виды оплат, непосредственно связанные с оплатой труда;

- отчисления на социальные нужды – обязательные отчисления государственным органам социального и медицинского страхования, пенсионного фонда, фонда занятости от затрат, отраженных в составе элемента «оплата труда»;

- амортизация основных фондов есть сумма отчислений на их полное восстановление, рассчитанная по балансовой стоимости и установленным нормам;

-    прочие затраты – затраты, которые входят в себестоимость продукции или работ, но не включаются в ранее названные элементы.

Оценивая эффективность работы любого предприятия ГОТ, необходимо провести финансовый анализ, методика которого включает два взаимосвязанных блока: анализ финансового состояния предприятия и анализ финансовых результатов его деятельности. Первый обычно включает общую оценку финансового состояния и его динамику за отчетный период, характеристики финансовой устойчивости и ликвидности. Второй характеризует структуру и динамику абсолютных показателей финансовых результатов, анализ рентабельности и других объективных характеристик деятельности. Основой для анализа финансового состояния предприятия служит его бухгалтерский баланс.

Обобщающим показателем финансовой устойчивости является излишек или недостаток средств для финансовых затрат и формирования запасов (наличие собственных оборотных средств, собственных и заемных источников и т.п. как раздельно, так и по общей их величине). Принято выделять четыре уровня состояния финансовой ситуации и соответствующего экономического поведения: абсолютная устойчивость, нормальная устойчивость, неустойчивое финансовое состояние, кризисное финансовое состояние.

Для оценки финансового состояния предприятия особенно большое значение имеет анализ его платежеспособности. Платежеспособность есть возможность своевременно, без привлечения внешних источников рассчитываться за полученные товары и услуги, выплачивать заработную плату, вносить платежи в бюджет и т.п. Она определяет во многом всю хозяйственную практику предприятия.

Для оценки платежеспособности можно использовать показатель чистых активов как разницы активов, принимаемых к расчету, и краткосрочных обязательств, принимаемых к расчету.

ЧА=стр.(300-220-244-252)-(610+620+630+660),  (1) 

С 2004 года ЧА=стр.(300-244-252)-(590+690-640).     (2)

Чистые активы – это активы, свободные от обязательств. Их анализ проводят по изменению абсолютной величины, а также удельного веса в имуществе предприятия. Чистые активы характеризуют не только платежеспособность предприятия, но и его финансовую устойчивость.

В дополнение к чистым активам рассчитываются чистые оборотные активы (чистый оборотный капитал).

ЧОК=стр.290-220-244-252-(610+620+630+660)  (3)

Его анализ проводят по изменению абсолютных сумм и удельного веса в имуществе.

Существуют следующие коэффициенты для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия (табл. 1):

Коэффициент текущей ликвидноститл) позволяет оценить общую обеспеченность предприятия оборотными средствами и его возможность вести хозяйственную деятельность и своевременно погашать свои срочные обязательства. Он определяется отношением фактической стоимости имеющихся у предприятия оборотных средств (производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов) – к сумме срочных обязательств предприятия в виде краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности всех видов.

Ктл= ,  (4)

где ОА – оборотные активы,

КО – краткосрочные обязательства.

 

Коэффициент обеспеченности собственными средствами осос) также определяет наличие у предприятия собственных оборотных средств в размерах, достаточных для его финансовой устойчивости. Он представляет собой отношение разности между объемами источников собственных средств и фактической стоимостью основных средств и прочих внеоборотных активов к фактической стоимости имеющихся в наличии оборотных средств.

Табл. 1. Коэффициенты для оценки удовлетворительности структуры баланса предприятия [6]

Коэффициент

Норматив

Формула расчета

Ктл - коэф-т текущей ликвидности

1,5-2,0

Ктл=ОА/КО=стр.(290-244-252)/стр.(610+620+630+660)

Косос - коэф-т обеспеченности собственными оборотными средствами

-

Косос=СОС/ОА=(СК-ВА)/ОА=стр.(490-190)/стр.290

Кал - коэф-т абсолютной ликвидности

0,2-0,25

Кал=(ДС+КФВ)/КО=стр.(250+260)/стр.(610+620+630+660)

Кол - коэф-т общей ликвидности

1,0-2,0

Кол=(ДС+КФВ+ДЗ+З)\КО=стр.(230+240+250+260+270)/стр.(610+620+630+660)

Ккрл - коэф-т критической ликвидности

0,7-0,8

Ккрл=(ДС+КФВ+ДЗ+ПОА)/КО=стр.(230+240+250+260+270)/стр.(610+620+630+660)

Кавт – коэф-т автономии

>=0,5

Кавт=СК\Вб=стр.490/стр.700

Кс - коэф-т соотношения

<=1

Кс=ЗС/СК=стр.620/стр.490

Км - коэф-т маневренности

0,3-0,5

Км=СОС/СК=стр.(490-190)/стр.490

Кососоа - коэф-т обеспеченности собственными оборотными средствами оборотных активов

>=1

Кососоа=СОС/ОА=стр.(490-190)/стр.490

Кососз - коэф-т обеспеченности собственными оборотными средствами запасов

0,6-0,8

Кососз=СОС/З=стр.(490-190)/стр.210

Кпа - индекс постоянного актива

0,5-0,7

Кпа=ВА/СК=стр.190/стр.490

 

Косос= , (5)

где СОС – собственные оборотные средства;

ОА – оборотные активы;

СК – собственный капитал;

ВА – внеоборотные активы.

Коэффициент абсолютной ликвидности есть отношение суммы имеющихся у предприятия денежных средств и краткосрочных ценных бумаг к сумме краткосрочных обязательств предприятия. Этот коэффициент показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств.

Кал= ,   (6)

где ДС – денежные средства;

КФВ – краткосрочные финансовые вложения;

КО – краткосрочные обязательства.

Коэффициент общей ликвидностиол) показывает достаточность оборотных средств у предприятия для покрытия краткосрочных обязательств. Также характеризует запас финансовой прочности вследствие превышения оборотных активов над краткосрочными обязательствами.

Кол= ,  (7)

где ДС – денежные средства;

КФВ – краткосрочные финансовые вложения;

ДЗ – денежные запасы;

З – запасы;

КО – краткосрочные обязательства.

Коэффициент критической ликвидностикрл) указывает, какая часть краткосрочных обязательств в случае критической ситуации может быть немедленно погашена за счет денежных средств, реализации ценных бумаг и поступлений по расчетам с клиентами. При этом, учитывая нереальность взыскания всей долгосрочной дебиторской задолженности, ее не принимают в расчет коэффициента.

 

Ккрл= ,   (8)

где ПОА – прочие оборотные активы.

Также могут быть рассчитаны следующие финансовые коэффициенты:

Коэффициент автономииавт) – доля собственных источников средств в общем итоге баланса.

Кавт= , (9)

где СК – собственный капитал;

Вб – валюта баланса.

Коэффициент соотношения (коэффициент финансовой активности или плечо финансового рычага)с) – отношение величины обязательств предприятия по кредитам и займам к величине источников собственных средств.

Кс= ,   (10)

где ЗС – заемные средства.

Коэффициент маневренности (Км) – отношение собственных оборотных средств предприятия к общей величине источников собственных средств.

Км= ,  (11)

где СОС – собственные оборотные средства.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами оборотных активов (Кососоа) характеризует наличие собственных оборотных средств необходимых для финансовой устойчивости предприятия. Высокие значения Кососоа свидетельствуют о том, что материальные запасы покрыты в основном собственными средствами, а заемные средства покрывают отвлечение средств в дебиторскую задолженность.

Кососоа= ,  (12)

где ОА – оборотные активы.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами запасовососз) характеризует наличие собственных оборотных средств для создания запасов.

Кососз= ,  (13)

где З – запасы.

Индекс постоянного актива (Кпа):

Кпа= ,   (14)

где ВА – внеоборотные активы.

К абсолютным показателям, характеризующим финансовые результаты деятельности предприятия (второй блок анализа), относятся:

·   прибыль или убыток от реализации услуг или продукции

Пр=Вр-Зр-НДС   (15)

·   балансовая прибыль или убыток

Пб=Пр+Ппр+Пвн   (16)

·   налогооблагаемая прибыль

Пн=Пб-Пкн   (17)

·   чистая прибыль

Пч=Пб-Нп-Но,   (18)

где Вр – выручка от реализации;

Зр – затраты на реализацию;

Ппр – результат от прочей реализации;

Пвн – прибыль от внереализационных операций;

Пкн – сумма корректировки за счет льгот и особых условий налогообложения;

Нп – налог на прибыль;

Но – налог с суммы, превышающей нормативы оплаты труда.

В качестве финансовых коэффициентов при оценке рентабельности выступают:

коэффициент рентабельности продаж

;   (19)

коэффициент рентабельности всего капитала

;   (20)

коэффициент рентабельности основных средств (и прочих внеоборотных активов)

;   (21)

коэффициент рентабельности собственного капитала

,   (22)

где Бср – средний за период итог баланса;

Оср – средняя за период сумма основных средств и прочих внеоборотных активов по балансу;

Иср – средняя за период величина источников собственных средств;

Кср – тоже долгосрочных кредитов и займов.

Сведем рассмотренные показатели в таблицу (табл. 2).

 

Табл. 2. Показатели финансового результата и коэффициенты
рентабельности деятельности предприятия

Показатели

Формула расчета

1. Прибыль от перевозки

Пр=Вр-Зр-НДС

2. Финансовый результат от прочих доходов и расходов

Фп=Дп-Рп

3. Финансовый результат от внереализационных доходов и расходов

Фв=Дв-Рв

4. Общий финансовый результат (прибыль до налогообложения)

Пн=Пб-Пкн

5. Распределение активов (% к валюте баланса):

 

внеоборотные активы

ВА/Вб*100

оборотные активы

ОА/Вб*100

6. Распределение источников средств, %:

 

собственные

СК/Вб*100

заемные

ЗС/Вб*100

7. Ликвидность и платежеспособность:

 

отношение оборотных активов к текущим пассивам

ОА/КО=стр.(290-244-252)/стр.(610+620+630+660)

отношение наиболее ликвидных активов к текущим пассивам

ДС/КО=стр.250/стр.(610+620+630+660)

отношение труднореализуемых активов к величине оборотных активов

(ВА-ДФВ)/ОА=стр.(190-140)/стр.290

8. Рентабельность, %:

 

совокупных активов

Кр2=Пр/Вб*100

оборотных активов

Кр3=Пр/ОА*100

собственного капитала

Кр4=Пб(Пр)/СК*100

продаж

Кр1=Вр/Пр

 

[1] Светуньков С.Г. Количественные методы прогнозирования эволюционных составляющих экономической динамики. - Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственного университета, 1999. - 117 с.

[2] Ваксман С.А., Головырских М.В. Статистика городского общественного транспорта в условиях перехода к рыночным отношениям // Социально-экономические проблемы транспортных систем городов и зон их влияния. / Материалы VIII Международной (одиннадцатой екатеринбургской) науч.-практ. конф. Екатеринбург: Издательство АМБ, 2002. – С. 157-162.

[3] 1. Формы отчетности Екатеринбургского метрополитена; 2. Формы отчетности Екатеринбургского муниципального предприятия автобусных предприятий; 3. Формы отчетности Екатеринбургского трамвайно-троллейбусного управления

[4] 1. Формы отчетности Екатеринбургского метрополитена; 2. Формы отчетности Екатеринбургского муниципального предприятия автобусных предприятий; 3. Формы отчетности Екатеринбургского трамвайно-троллейбусного управления

[5] Коссой Ю. М. Экономика и управление на городском электрическом транспорте. – М.: Мастерство, 2002. С. 25-29.

[6] См: Савицкая Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2005, 320с.; Титов В.И. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005, 352с.; Хотинская Г.И., Харитонова Т.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия (на примере предприятия сферя услуг). М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2004, 240с.; Ярин Г.А., Хворов Ю.И., Ярина Е.Г. Анализ хозяйственной деятельности. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.экон.ун-та, 2004, 184с.


© S.Waksman 2002