Историометрический подход к транспортному
прогнозированию

Г.А. Гольц, Г.Г. Гольц

Рассматривается приложение предложенного Г.А. Гольцем
историометрического подхода к прогнозированию объема грузовых магистральных перевозок.

 

В рамках этого подхода внимание было уделено зависимости объема грузовых магистральных перевозок от действующих факторов в динамике. Сначала была собрана исходная статистическая информация за 300 лет, чтобы выяснить, от каких главных факторов зависит уровень грузовых магистральных перевозок. Это было важно еще и потому, что именно их объем в динамике тесно связан с ВВП.

Попытка выявить универсальную зависимость за весь период не дала хороших результатов. По виду экспериментальных результатов было принято решение разбить период на 5 временных отрезков. По каждому из них определены вид многофакторной динамической зависимости, уровень тесноты этой связи, отклонения фактических данных от полученных статистических зависимостей (условной теории). В табл. 1 приводятся указанные характеристики.

Все расчеты проведены для страны в границах на соответствующую дату (Российское государство, Российская империя, СССР). Примечательно, что на каждом этапе развития страны все приведенные параметры имели значительные изменения – менялись факторы и уровень тесноты их связи с магистральными грузовыми перевозками.

Предварительное исследование было сделано для того чтобы в дальнейшем подойти к новому периоду развития страны после распада Союза. Историометрический анализ отчетливо показал, что для резких территориальных, экономических, социальных изменений помимо количественного требуется качественный анализ, чтобы подойти к адекватному прогнозированию транспортного комплекса на дальнюю перспективу.

 

 

Табл. 1. Параметры экспериментальной обработки статистического материала

Период

Факторы

Вид связи

К-т детерминации

Максимальное отклонение

1700-1750

Сбор зерновых, выплавка чугуна, численность реально урбанизированного населения

Линейная множественная регрессия

0,986

От -6,4

до +10,7

1751-1799

Сбор зерновых, численность лошадей, численность реально урбанизированного населения

Линейная множественная регрессия

0,999

От -0,2

до +0,4

1800-1863

Сбор зерновых, численность реально урбанизированного населения

Нелинейная двухфакторная зависимость

0,933

От -54,3 до +29,7

1864-1949

Сбор зерновых, численность реально урбанизированного населения

Нелинейная двухфакторная зависимость

0,974

От -166,8 до +43,0

1950-1990

Выплавка чугуна, численность реально урбанизированного населения

Нелинейная двухфакторная зависимость

0,998

От -8,4

до +5,9

 

Следует обратить внимание, что показатель реально урбанизированного населения неизменно оказывает влияние на перевозки на всех рассмотренных этапах развития страны. Этот показатель был введен 10 лет назад и описывается следующей формулой:

,

где Ну – реально урбанизированное население, млн. чел.;

 Нг – численность городского населения, млн. чел.;

 Но – общая численность населения страны, региона, млн. чел.

Усовершенствованный показатель урбанизации был содержательно обоснован тем, что измеритель официальной урбанизации по нашей стране совершенно не адекватен аналогичному показателю по другим, особенно развитым странам. Приведенный в табл. 1 результат отчетливо показал, что для российских условий именно эта модернизация дала возможность адекватно показать его роль в развитии страны.

Другим важным, на наш взгляд, результатом является совершенно однозначное подтверждение того факта, что обычная стандартная математическая статистика с ее статистическими параметрами обработки согласия с фактами, не дает возможности судить о реальной картине, т.к. даже при очень высоком коэффициенте детерминации (близком к 1), отклонения по отдельным точкам могут достигать 170%. Поэтому следует при уверенном транспортном прогнозировании отказаться от прежних методов – временных трендов (тенденций) и оставить их только для предварительных ориентаций.

Представляется, что историометрический подход в дальнейшем может быть развит и в направлении решения давней задачи межрайонных корреспонденций. Однако для этого потребуется хороший мониторинг учета, величина корреспонденций и действующих на них факторов в ретроспективе.


© S.Waksman 2002