С.А.Ваксман
С Киевом у меня многое связано: сам киевлянин; став жителем Свердловска,
практически каждый год прилетал
«домой». Говорю это к тому, что многих коллег-киевлян
знаю не только по статьям и выступлениям на конференциях,
но и по застольным беседам, и в повседневной жизни, по творческим
(и не только!) спорам… Именно поэтому могу (так мне по крайней
мере кажется) выделить главное во многих из тех, с кем сталкивался
в Киеве.
Женя Рейцен – это фонтан дел, забот, устремлений, подчас внешне очень
далеких от транспортных систем городов. Он всегда на острие,
в порыве, причем его ещё надо сдерживать. Посудите сами: вице-президент
поэтического клуба «Стих и Я» (Киевский госуниверситет строительства
и архитектуры); готовит сборник из 100 стихотворений (с 1985
по 2005 годы), на 15 из них написана музыка и, что уже совсем удивительно, они исполняются; мастер спорта Украины
международного класса, гроссмейстер по шахматной композиции,
судья национальной и международной категории по шахматной
композиции, дважды вице-чемпион мира (2001, 2004гг);
Президент комиссии по шахматной композиции Украины
(с1996г.), член Исполкома Федерации шахмат Украины (с
2001г.), с1996г.представитель Украины в ФИДЕ (Комиссия по
шахматной композиции).
Ну ладно, бывают же люди ещё и не с таким количеством увлечений и должностей!
Так нет, им составлено около 300 шахматных композиций, более
100 из которых опубликованы, он главный редактор «Ежегодника
Украины по шахматной композиции» и главный редактор нового
журнала «Проблемист Украины» (я получил в подарок №1этого журнала, иначе и не знал бы,
что вынесено в его заголовок), который объявил международный
конкурс составления «Рейцен – 70». Как Вы понимаете, последняя
цифра и есть повод для написания этой статьи. А к шахматам
я ещё вернусь в конце и приведу первую шахматную задачу-миниатюру
Е.А.Рейцена (миниатюрами называется задачи с числом фигур
не более 7), опубликованную
в газете «Киевская правда» 12 апреля 1962 года! А теперь обратимся
к тому, что интересует меня больше всего – к Евгению Александровичу
Рейцену и его деятельности на благо развития транспортных
систем городов.
Родился Женя 6 ноября 1935г. в Киеве. Не хотелось бы, но приходится сказать
о трудном Женином детстве, так как оно все «замешано» на нашей
истории. Отец, Александр Александрович Рейцен, начальник боепитания
Киевского 14-го артполка, по навету был арестован и расстрелян
22 ноября 1937 года, когда сыну только исполнилось два годика.
Реабилитирован в 1957г. Мать, Татьяна Кондратьевна, как ЧСИР
(напомню молодым: член семьи изменника Родины) по этапу через
Бутырку была отправлена на Урал в Ивдельлаг (реабилитирована
только в 1958г.). В Киев Татьяна Кондратьевна смогла вернуться
только в 1961г., когда сыну уже было 26 лет! Воспитали Женю
бабушка и дедушка.
В 1953г. Женя закончил среднюю школу №9 на Подоле (а я в 1956г. – школу
№17 там же неподалеку). Учился в КИСИ и там же впервые выступил
с докладом на научной конференции 1960 г. на тему «Рациональное
освещение городских улиц и площадей». Это направление по сути
дела и стало темой кандидатской диссертации: «Изыскания рациональных
методов повышения безопасности движения при искусственном
освещении улиц». Тема была предложена зав.кафедрой ГС КИСИ
Георгием Филипповиемч Богацким. Защита диссертации состоялась
в конце июня 1972 г.
Практически без передышки Рейцен сформулировал для себя тему следующей
диссертации «Градостроительные принципы построения оптимальных
автоматизированных систем управления дорожным движением с
учетом планировочной структуры города».
С начала 80-х годов Е.А. начинает руководить работами аспирантов. Первым
его аспирантом был представитель Кипра Симеу Андреас, который
блестяще защитил диссертацию в 1984г. Следует сказать, что
в то время специализированного Совета при кафедре ГС КИСИ
не было и приходилось просить разрешения у ВАК СССР на одноразовую
защиту на специализированном совете архитектурного факультета.
Что это такое – знают только те, кто прошел через эту процедуру.
Пришлось ее пройти и второй аспирантке Евгения
Александровича – С.В. Дубовой, которая успешно защитила
диссертацию по теме: «Исследование качества работы городского
пассажирского транспорта и АСУДД». На успехах Е.А. как руководителя
аспирантов, сказался опыт руководства студенческими исследованиями.
Вот почему в его аспирантуру попадали студенты, которые начинали
исследования с 3-го курса. Правда, в одном из интервью Е.А.
рассказывал, что одного будущего аспиранта он отобрал еще
на первом курсе. Это был Михаил Хейло, который окончил КИСИ
в 1980 году, оставлен при кафедре ГС, стал стажером,
аспирантом, опубликовал ряд интересных работ, но трагически
погиб. Всего Евгением Александровичем подготовлено 12 аспирантов,
5 из которых защитились, а трое готовятся к защите в 2005
году. Начиная с 1996 года, 10 студентов под его руководством
защитили магистерские работы.
Не смотря на большие достижения по решению проблемы построения автоматизированных
систем управления дорожным движением с учетом планировочной
структуры городов в масштабах СССР, докторскую диссертацию
по не зависящим от него причинам Евгений Александрович не
защитил. По моим наблюдениям, это его никогда не расстраивало.
Ко времени окончания Е.А. докторантуры исследования эффективности
АСУДД в городах были проведены в Харькове, Минске, Свердловске,
Новосибирске, Алма-Ате, Фрунзе и других городах, по инициативе
Е.А. при Житомирском филиале института Укркоммундорпроект
создан отдела проектирования АСУДД в городах Украины. В 1984
г. по завершении докторантуры Е.А. представил Совету института
результаты исследования, которые тогдашний ректор КИСИ А.М.
Тугай отметил как «самое эффективное использование пребывания
в докторантуре». К сожалению, в середине 80-х годов в стране
было всего 4 профильных доктора наук в четырех разных городах.
Как следствие, единственный докторский совет при МИСИ, где
можно было защищать диссертацию,
в 1985 г. закрылся; в том же году расформировывается
ВНИИБД МВД СССР…Впрочем я уже об этом писал, так как ситуация,
рассмотренная выше, характерна и для сегодняшнего дня - профильных
докторов наук по транспортным системам городов в России почти
нет. Должен сказать, что «докторские» разработки Е.А. не пропали
даром и в 1986-1990гг. научно-исследовательская группа при
кафедре ГС КИСИ разработала техзадания на проектирование АСУДД
в 20-и городах Украины; 12 систем уже действуют.
В 1990 году впервые в СССР выходит нормативный документ «Временные нормы
проектирования комплексных схем организации дорожного движения
в городах Украины», созданный под руководством Е.А.Рейцена,
а в 1991-1992гг. впервые для Украины (насколько мне известно)
разрабатывается КСОД для Краматорска, Горловки, Николаева.
Интересно, что все, кто входил в число исполнителей данной
темы, являлись выпускниками
факультета ГС, а в последствии стали аспирантами Е.А.Рейцена.
В 90-х годах Е.А.Рейцен разрабатывает строительные нормы Украины по наружному
освещению транспортных развязок, городских улиц и дорог (введены
в действие в 2001г.), потом руководит разработкой проекта
новых норм «Состав, содержание и порядок согласования комплексных
схем организации дорожного движения в городах Украины».
Что еще? Можно было бы рассказать
о трагических совпадениях в жизни Е.А. (его мама умерла в
тот день, когда в 1937г. погиб отец), и о лирических (и мама,
и Женя, и его сыновья появились на свет в одном и том же знаменитом
киевском роддоме Зайцева), и о том, что он был способным спортсменом,
и что он ответственный секретарь сборника «Градостроительство
и территориальное планирование», где впервые бал напечатан
мой «Указатель авторефератов кандидатских и докторских диссертаций
по ТСГ (версия 1999г.), но под другими фамилиями, пожурить
за «многостаночность»… В конце 2004 года Евгений Александрович
переизбран на должность профессора кафедры городского строительства,
им опубликовано 175 печатных работ и около 70 методических
работ. Остается пожелать ему научной и любой другой творческой
неуемности до 120 лет!
Ну а обещанный этюд? Вот он.
День, когда Человек впервые полетел в Космос
Мат в 3 хода
1.Kd3! цугцванг 1…Кр:d3 2.Фв4 Кре3 3.Фd2x 2. … a2
3.Фв3х - это главный вариант.