ГЛИК ФЕЛИКС ГИРШЕВИЧ

С.А. Ваксман

Мне давно хотелось рассказать о Феликсе Гиршевиче Глике. И дело вовсе не в том, что он мой стародавний друг, а некое явление, характерное, как мне кажется, для направления, именуемого «транспортные системы городов». Моему поколению ученых, специалистов (а мы с Феликсом Гиршевичем принадлежим к поколению шестидесятников и формально по признаку возраста, и духовно) пришлось, к счастью, участвовать в третьем, по моим расчетам, этапе возрождения науки о городском движении и транспорте и, c сожалением, наблюдать резкий спад исследовательских и проектных работ в этой области на территории бывшего СССР к концу нынешнего столетия, особенно в России.

Так о каком же явлении на примере Ф.Г. Глика идет речь? Дело в том, что в науке о транспортных системах городов грань между учеными ВУЗов, НИИ и проектировщиками оказалась размытой. И совсем даже не потому, что ряд проектантов имеет ученые степени и звания (Э. Шаповалов, И. Ниедола, Ю. Левитан...). Отмечу, что имел место и обратный процесс, когда многие ученые занимались конкретными проектами. Характер работы над транспортными системами городов, когда нужно учитывать множество внешних по отношению к этим системам взаимопротиворечивых факторов, потребовал (выковал!) из проектантов транспортников-градостроителей группу специалистов и ученых, которым некогда было ожидать результатов исследований ученых. Поэтому они вынуждены были сами создавать методы обследований, разрабатывать расчетные модели и мощнейшее программное обеспечение (помнится, при разработке ТЭО первой очереди строительства Свердловского метрополитена рассчитывалось более 20 вариантов стадийного развития этого вида транспорта)...
Вот об одном из таких специалистов, внесшем огромный вклад не только в практику разработки транспортных вопросов генеральных планов городов Белоруссии, комплексных транспортных схем, но и в теорию городского движения Феликсе Гиршевича Глике мне и хотелось бы рассказать, касаясь только результатов его научных исследований, полученных «без отрыва» от проектной работы.

Феликс Гиршевич Глик родился 26 ноября 1937г. в Минске.

В 1960г. закончил Белорусский Лесотехнический Институт (БЛТИ) по широкопрофильной специальности - инженер-технолог. Тут необходимо заметить, что волна специалистов по транспортным системам городов и зонам их влияния 60-х годов, сложилась из двух ветвей: тех, кто имел образование по специальности «Городское строительство и хозяйство» - выпускников ВУЗов Москвы, Ленинграда, Киева, Свердловска, Челябинска и специалистов других направлений, пришедших в эту вновь возродившуюся в то время тематику - дорожников, архитекторов, выпускников автомобильно-дорожных ВУЗов...

После работы в должности мастера на песчано-гравийном карьере под Минском Феликс Гиршевич в 1962г. приходит в тематику транспортно-пассажирского обслуживания населения городов. Сначала он работает начальником отдела пассажирских перевозок научно-исследовательской лаборатории автомобильного транспорта Минавтотранса БССР, а затем в период с 1965 по 1971 год - главным инженером проектов института «Минскпроект». С 1971 и по сей день, т.е.33 года, ГИП и главный специалист отдела транспортных систем ГП «БелНИИПградостроительства».

Творческая деятельность Ф.Г. Глика с точки зрения ее тематики периодизируется довольно четко. Начинал он, как и многие из нас, с транспортных обследований, их организации, проведения, обработки и анализа материалов и разработки на основе этих материалов предложений по совершенствованию транспортных систем городов. Напомню, что в романтический период начала 60-х годов все города без исключения испытывали острейший голод в информации о закономерностях передвижений населения, формировании пасспотоков, загрузке улично-дорожных сетей транспортными потоками. Надо отметить, что в тот период не было наработанного опыта проведения таких обследований, отсутствовали методики и рекомендации. Поэтому каждый раз все работы начинались с нуля. В 1962 году под руководством Ф.Г. Глика табличным методом впервые было приведено обследование пассажиропотоков на автобусных маршрутах Минска; в том же Минске под руководством Ф.Г. Глика в 1963 году, опять-таки впервые, проведены массовые обследования передвижении населения с трудовыми целями, а в 1966 году - по всем целям.

К середине 60-х годов прошлого века материалами таких обследований обладали совсем немного городов страны: Киев, Кишинев (А.К. Старинкевич, Е.С. Олейников), Свердловск (Л.А. Данциг, С.А. Ваксман, В.П. Сеткин), Баку (С.В. Шапошников), Харьков и Донецк (Р.Э. Любарский), Москва (М.0. Хауке,.Е.А. Баркова Н.А Руднева,), Новосибирск (З.Я. Борисовский, Л.Я. Гвоздева), Ленинград (М.С. Фишельсон, М.В. Зенгбуш), Ташкент (А.И. Ванке), Тбилиси (Ю.3. Шершевский) и Минск. Отмечу, что это были обследования разного объема - от 1,3 тыс. респондентов до 25 тыс. в Свердловске и до 80 тыс. в Харькове.

В последующие годы все виды обследований продвижений населения, расселения, состава и интенсивности движения транспорта в Минске, областных центрах, и в других городах Белоруссии до сего времени связаны с именем Феликса Гиршевича.

Накопленный им опыт обследовательских работ нашел отражение в «Руководстве по проведению транспортных обследований в городах», первая редакция которого вышла в 1978г., а позднее, в 1982 году, опубликована для применения во всех городах СССР [22]; в разработке этих «Руководств» пришлось принимать участие и автору этого материала. К концу 60-х годов обследования внутригородского движения были выполнены уже в нескольких десятках городов и наступило время осмысления их результатов. Ф.Г. Глик в соавторстве с А.Е. Роговиным: публикует книгу «Развитие систем пассажирского транспорта в крупных городах» [13], ценность которой не исчерпана за прошедшие годы. Сравнительно недавно мне пришлось для проверки гипотезы о зависимости коэффициента вариации затрат времени на передвижения от их математического ожидания снова вернуться к этой книге и удивиться, сколько в ней полезной информации. С сожалением надо отметить, что указанная монография на многие годы осталась чуть ли не единственной публикацией такого рода по конкретному городу.
С увеличением объемов информации о закономерностях внутригородских передвижений стала очевидной необходимость исследований на стыке «город-зона его влияния». Насколько мне известно, Ф.Г. Глик впервые исследовал закономерности передвижений/поездок пригородного населения в город-центр и передвижений этого контингента по территории города. Такого рода исследование 1974 года, выполненное Ф.Г. Гликом, не имело прецедентов ни в СССР, ни (осмелюсь это заметить) за рубежом. Позднее аналогичные обследования были выполнены в городах Минске, Могилеве, Гродно, Бобруйске, Полоцке и Новополоцке. Тут я подхожу к трудному для меня моменту. Зная хорошо работы Ф.Г. Глика по этому направлению, я убедил его представить на защиту кандидатскую диссертацию. Казалось бы чего проще: множество пионерных разработок, их многочисленная реализация в проектах и в натуре. Буду откровенен: Феликс Гиршевич категорически отказывался от работы над кандидатской диссертацией, считал, что ученая степень ему ни к чему. Но я был настойчив. И в результате совместного с А.А. Поляковым давления сумел убедить Ф.Г. Глика, что это нужно НАУКЕ. Так как Ф.Г. Глик не умеет делать ничего наполовину, то, увлекшись, он написал работу «Исследование закономерностей внутригородских передвижений приезжего пригородного населения в городах-центрах». Работа охватывала широкий круг малоизученных вопросов, которые в теории и практике градостроительства и до настоящего времени не подучили достаточного развития (или вообще не освещались). Перечислю ее основные достижения, которых хватило бы на несколько диссертаций.

1.Установлены закономерности передвижений пригородного населения в города Белоруссии на большом материале обследований, проведенных за период 15 лет с 1963 по 1978гг.

2. Установлены подвижность и структура внутригородских передвижений пригородного населения, длительность пребывания его в городе-центре.

3. Выявлены неравномерность распределения этих передвижений по затратам времени и территории города, влияние внутригородских поездок пригородного населения на загрузку пассажирского транспорта.

4. Разработаны методики расчетов поездок пригородного населения в город-центр и на его территории, принципы размещения узлов пригородного транспорта в плане города.

5. Предложена методика конструирования маршрутной системы ГПТ с учетом поездок пригородного населения.

А потом случилось непоправимое: на защите, при огромном стечении специалистов и в отсутствие научного руководителя под давлением Н.Н. Кима - председателя докторского Совета МИСИ, в котором было только три специалиста по транспортным системам, диссертация была завалена в полном смысле этого слова. Защищался Феликс замечательно, отчетливо было видно, насколько он выше как ученый многих членов Совета и той возни, которая возникла вокруг него из-за внутренних межкафедеральных распрей. Но мерилом научных достижений остается время и практика. Во множестве исследований и проектных разработок со ссылкой на Ф.Г. Глика использовались результаты его диссертации; выявленные им закономерности неоднократно подтверждались... Впрочем, пусть эпизод с неутверждением этой работы остается на совести тех, кто сотворил это злое и ненаучное действо. К НАУКЕ же оно никакого отношения не имеет.

К чести Ф.Г. Глика, эпизод с диссертацией не повлиял на его творчество - им разработаны методики и постановка задач по расчету нагрузки сетей пассажирского транспорта в городах - совместно с А.Е. Роговиным и рядом специалистов ~ КАРАТ-800; книга вышла в 1975г. [12]. Несколько лет назад программа расчетов переработана по усовершенствованной методике и получила название «АРПАС». К этому времени возникла новая проблема: конструирование маршрутной системы ГОТ. Нельзя сказать, что эта задача до Ф.Г. Глика не решалась. Однако в такой завершенной и красивой форме, как это сделал он, в практике СССР еще не было. Позднее эта методика применялась неоднократно.
Казалось бы рассказанного выше вполне достаточно для вывода о состоявшемся ученом и проектанте.

Ф.Г. Гликом опубликовано более 50 работ, сделаны доклады на самых престижных конференциях. Но все же есть элементы, которые нужно упомянуть хотя бы тезисно о направлениях исследований, не рассмотренных выше. В 1984г. он разработал и применил комплексную методику выявления интенсивности межзонных (межрайонных) грузовых, немаршрутных пассажирских связей и пасспотоков с использованием метода «шлагбаум» (до этого аналогичный метод применялся, насколько мне известно, только в Свердловске и Караганде); разработал экспресс-метод обследования подвижности; разработал метод расчета перспективной интенсивности движения грузового и пассажирского транспорта в городах, метод определения ареала влияния города-центра, принципы размещения пригородных автостанций в городах, метод определения емкости расчетных транспортных районов по прибытию с нетрудовыми целями и т.д.

Что совсем замечательно, так это создание с участием Ф.Г. Глика ряда пособий для проектировщиков Белоруссии: «Обследование транспортных потоков и прогнозирование нагрузки сети городских улиц и дорог»; «Сеть улиц и дорог городов, поселков и сельских населенных мест» (кстати, ответственным разработчиком по этому пособию был С.А. Брандин - также очень интересный проектировщик-исследователь, о котором надо бы рассказать отдельно); «Проектирование сетей городского пассажирского транспорта». Добавлю: он автор транспортных разделов генпланов многих городов Белоруссии, соавтор (вместе с Д.Е. Кравцовым и Ф.К. Касумовым) первой КТС Минска, первого ТЭО метрополитена Минска, ГИП по КТС гг. Гродно, Бреста, Полоцка, Новополоцка, Борисова... Не буду перечислять многочисленные ПДП, схемы и проекты районных планировок...

Когда-то «Литературная газета» вела рубрику «Если бы директором был я». Так вот, если бы я был руководителем Республики Беларусь, то ввел бы для Ф.Г. Глика специальное звание «Почетный градостроитель-транспортник». Он это звание заслужил!
В 2002 году Международное Жюри по присуждению медали имени А.А.Полякова «За выдающиеся достижения в развитии транспортных систем городов» приняло решение наградить медалью ГЛИКА ФЕЛИКСА ГИРШЕВИЧА (БелНИИПградостроительства, г.Минск, Республика Беларусь) по номинациям «Проектировщик» и «Ученый»

Основные публикации Ф.Г.Глика по транспортным системам городов

1. Глик Ф.Г. Комплекс обследований для разработки схемы развития пассажирского транспорта. .// Транспорт и планировка городов Вильнюса и Каунаса / Материалы межреспубл. конф. -Каунас, 1968, с. 73-74.
2. Глик Ф.Г. Обследование передвижений населения Минска // Городской транспорт - Киев: Буд1вельник, 1968, с. 50-55 (В помощь проектировщику-градостроителю, тема З).
3. Роговин А.Е., Глик Ф.Г. Задачи и приемы транспортных обследований. // Архитектура и градостроительство. / Тезисы докладов респ. конф. молодых ученых БССР, Вып. II. - Минск: Изд-во ИСИА, 1969, с. 65-71.
4. Глик Ф.Г. Влияние структуры транспортных магистралей г. Минска на организацию пассажирских связей. // Развитие и улучшение эксплуатации городского электротранспорта/Тезисы докл. науч.-техн. совещ. - Минск, 1970, с. 35-36. 5. Глик Ф.Г. Формирование трудовых связей пригородного населения Минска // Проектирование сетей городского транспорта / В помощь проектировщику-градостроителю, вып. 3. - Киев: Буд1вельник, 1972, с. 55-58.
6. Глик Ф.Г. Особенности транспортных миграционных связей в зонах влияния городов Минск и Гродно // Преобразование городской среды / Тезисы докл. респ. науч.-техн. конф. - Минск: Полымя, 1973, с. 48-50.
7. Глик Ф.Г. Задачи прогнозирования интенсивности транспортных связей пригородного населения с городом-центром. // Городское строительство и коммунальное хозяйство. Транспорт. / Материалы V респ. конф. по вопросам строительства и архитектуры. - Вильнюс, 1974, с. 58-60.
8. Глик Ф.Г. Принципы прогнозирования объема кратковременных посещений больших городов Белоруссии в проектах их планировки // Современное состояние и перспективы развития транспортных систем крупного города / Тезисы докладов ко II Свердловской науч.-практич. конф., вып. 1 —Свердловск, 1974, с. 97-102.
9. Глик Ф.Г. Подвижность жителей пригородных зон в центре системы расселения // Транспортные проблемы современного градостроительства / тезисы докладов всесоюзного семинара. — Киев, 1975, с. 65-66.
10. Глик Ф.Г. Транспортное обслуживание пригородного населения в городе-центре // Комплексные транспортные схемы городов. - Киев: Буд1вельник, 1975, с.46-51 (В помощь проектировщику-градостроителю).
11. Роговин А.Е., Глик Ф.Г., Козловская З.Н. Некоторые вопросы прогнозирования емкостей транспортных районов для расчета межрайонных корреспонденции. // Город и пассажир. Градостроительные проблемы развития пассажирского транспорта / Тезисы докладов к III Ленинградской науч. конф. - Л.: Стройиздат, 1975, с. 90-97.
12. Роговин А.Е., 1 лик Ф.Г., Копейкин В.Н., Мирицкий Л.Б., Ногай Н.М., Шмараков В.М. Расчет нагрузки сетей пассажирского транспорта в городе. / Под редакцией к.т.н. А.Е. Роговина. - Минск: Изд-во БГУ им. В.И. Ленина, 1975. - 104с.
13. Глик Ф.Г., Роговин А.Е. Развитие системы пассажирского транспорта в крупных городах (на примере Минска) - М.: Стройиздат, 1977. - 100с.
14. Глик Ф.Г. Закономерности передвижений приезжего населения по территории больших городов Белоруссии. // Проблемы комплексного развития транспортных систем городов / Тезисы докладов и сообщений Всесоюзного науч.-техн. семинара. - Минск, 1978, с. 166-168.
15. Глик Ф.Г. Закономерности передвижений приезжих по территории больших городов Белоруссии // Проблемы комплексного развития транспортных систем городов / Тезисы докладов и сообщений Всесоюзного науч.-техн. семинара (г. Минск, 17-19 мая 1978г.). - Минск, 1978, с. 166-169.
16. Глик Ф.Г., Мартишонок Г.В. Влияние внешних транспортных связей на формирование планировочной структуры малых городов // Вопросы строительства и архитектуры / Республ. межвед. сб. Вып. VIII. - Минск: Вышэйшая школа, 1978, с. 102-107.
17. Глик Ф.Г. О прогнозировании объемов передвижений пригородного населения к городу-центру // Город и пассажир / материалы IV Ленинградской науч.-техн. конф. -Ленинград: Стройиздат, 1979, с. 125-126.
18. Глик Ф.Г. Прогнозирование объема передвижений пригородного населения к городу-центру // Город и транспортное комплексное развитие транспортных систем крупных городов и их зоны / IV Ленинградская науч.-техн. конф. - М., 1979, с. 125-126.
19. Брандин С.А., Глик Ф.Г. Принципы планировочного решения крупного узла взаимодействия городского и внешнего транспорта. // Метрополитен и планировка
крупнейшего города / Тезисы докл. респ. научн.-техн. конф. - Харьков: ХИИКС, 1980,с.69-71.
20 Глик Ф.Г. Влияние внутригородских передвижений приезжего пригородного населения на систему массового транспорта города-центра // Социально-экономические проблемы больших городов и пути их решения / Материалы творческой встречи. — Минск, 1981, с. 130-133.
21. Глик Ф.Г., Брандин С.А. Влияние пригородного транспорта на формирование магистрально-уличной сети города-центра // Развитие сети городских улиц и дорог / Тезисы докл. Всесоюзной науч.-техн. конф. - Шауляй, 1981, с. 40-42.
22. Роговин А.Е., Глик Ф.Г., Козловская З.Н., Хадсан И.Г., Каган М. И.. КривошеевД.П., Ставничий Ю.А., Ваксман С.А. Руководство по проведению транспортных обследований в городах. - М.: Стройиздат, 1982. - 73с.
23. Глик Ф.Г. Выявление распределений передвижений пригородного населения по затратам времени для расчетных моделей // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов среднего Урала. - Свердловск, 1986, с. 15-16.
24. Глик Ф.Г. Структура целевых передвижений пригородного населения к городам-центрам систем расселения БССР // Территориальная организация Белорусской ССР и перспективы развития населенных мест. - Минск, 1986, с. 70-74.
25. Глик Ф.Г. Интерактивное конструирование маршрутной системы городского пассажирского транспорта// Градостроительство. Вып. 39. -Киев: Буд1вельник, 1987, с. 100-106.
26. Глик Ф.Г. Выявление интенсивности межрайонных грузовых и немаршрутных пассажирских связей в городах // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов / Тезисы докл. II Свердловской конф. — Свердловск, 1988, с. 94-96.
27. Глик Ф.Г. Пространственное распределение передвижений приезжих в городе // Городской пассажирский транспорт / Материалы Всесоюзной науч.-практ. конф. -Л. .-Наука, 1988, с. 172-173.
28. Глик Ф.Г. Методика расчета интенсивности движения грузового и пассажирского транспорта в городах /У Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов / Тезисы докл. III Свердловской конф. - Свердловск, 1990, с. 93-95.
29. Глик Ф.Г. Методы прогнозирования загрузки сети магистральных улиц городов // Схемы и проекты организации движения в городах р условиях самоуправления территорий / Тезисы докл. науч.-практ. семинара. - Свердловск, 1991, с. 24-27.
30. Глик Ф.Г. Факторный анализ вариантов развития транспортных систем // Схемы и проекты организации движения в городах в условиях самоуправления территорий /Тезисы докл. науч.-практ. семинара. -Свердловск, 1991, с. 9-11.
31. Глик Ф.Г. Метод экспрессного обследования подвижности населения города // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов / Тезисы докл. IV Екатеринбургской (I междун.) конф. - Екатеринбург, 1992, с. 29-30.
32. Ваксман С.А., Глик Ф.Г., Швец В.Л. Транспортное районирование города // Региональная экономика и региональная политика. - Екатеринбург: УрГЭУ, 1994, с. 180-188.
33. Глик Ф.Г. Развертка матрицы межзонных корреспонденции автомобилепотоков // Социально-экономические проблемы развития трансп. систем городов / Материалы и тезисы докл. II междун. (V Екатеринбургской) конф. - Екатеринбург: Ком-вакс, 1994, с. 66-68.
34. Глик Ф.Г., Брандин С.А. Концепция развития пассажирского транспорта Республики Беларусь в условиях социально-экономической нестабильности // Социально-экономические проблемы развития трансп. систем городов / Материалы и тезисы докл. II междун. (V Екатеринбургской) конф. - Екатеринбург: Комвакс, 1994, с. 16-20.
35. Глик Ф.Г., Ваксман С.А. Временная неравномерность центростремительных потоков в групповых системах населенных мест // Социально-экономические проблемы развития трансп. систем городов / Материалы и тезисы докл. II междун. (V Екатеринбургской) конф. - Екатеринбург: Комвакс, 1994, с. 16-20.
36. Глик Ф.Г. Исследование автомобильных и пассажирских потоков на участке Брест-Минск-граница Российской Федерации трансевропейского коридора Берлин-Варшава - Минск-Москва. // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов / Материалы III междун. (VI Екатеринбургской) науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Комвакс, 1996, с. 47-49.
37. Глик Ф.Г. Транспортная составляющая оценки городских земель // Социально-экономические проблемы развития трансп. систем городов / Материалы III междун. (VI Екатеринбургской) науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Комвакс, 1996, с. 32-35.
P.S. Публикации после 1966г. –см. на сайте www.waksman.fromru.com



© S.Waksman, 2002