Материалы VIII международной (одиннадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14-15 июня 2002 годаЛ.В. БулавинаВременная неравномерность передвижений населения в г. ЕкатеринбургеВ ноябре 2000-январе 2001г. и мае-июне 2001г. фондом "Социум" совместно с УГТУ-УПИ проведены выборочные анкетные обследования передвижений жителей г. Екатеринбурга. Объем анкетных выборочных обследований 2000-2001г. составил зимой - 25858 человек в возрасте от 7 лет и старше, летом - 5180 (всего 34038 жителей или 2,6% от общей численности населения). В социальной структуре городского населения преобладают пенсионеры 23,5%, рабочие - 18,9%, служащие - 15,8%, школьники - 13,8%. Различия в соотношении социальных групп по районам существенны, что сказывается на характеристиках передвижений и потребности в транспорте. Наибольший процент возрастных групп старше 55 лет наблюдается в жилых районах: Нижнеисетский - 54,5%, Центральный - 39,8%, Пионерский - 37,6%, при среднем проценте этой возрастной категории по всем обследованным районам - 26%. В последние годы снижение рождаемости и старение населения приводит к снижению общей подвижности населения. Наиболее существенно у возрастных групп различается целевая структура передвижений. В связи с социально-экономическими преобразованиями в обществе и спадом промышленного производства резко в 1,87 раза по сравнению с 1986г. снизилась доля градообразующей группы, но при этом увеличилась в 1,69 раза доля населения, занятого в обслуживающей сфере, доля несамодеятельного населения, в которое вошли и безработные трудоспособного возраста (1,9% всего населения) увеличилась в 1,17 раза (табл.1). Несмотря на произошедшие в обществе изменения, целевая структура передвижений практически не изменилась (табл.2). На долю трудовых, деловых и учебных передвижений приходится 50,4% общего объема передвижений (в 1965 г. - 50%), на долю культурно-бытовых - 49,6% (в 1965 г. - 50%). Среди культурно-бытовых передвижений преобладают бытовые - 75,7%. Сопоставление с результатами обследований 1965 г. показывает, что соотношение передвижений по трудовым и нетрудовым целям изменилось незначительно, но при этом отмечается уменьшение доли передвижений к объектам культуры и увеличение доли к бытовым объектам. Табл. 1. Динамика структуры населения г. Екатеринбурга
Табл. 2 Целевая структура передвижений
Доля передвижений, приходящихся на максимально загруженный день, различается незначительно и составляет зимой 16,6%, летом - 16,2%; коэффициент суточной неравномерности составляет 1,16 - зимой и 1,13 - летом. В распределении передвижений по часам суток отмечается два пика - утренний с 7 до 8 часов - 11.7% всех передвижений (в 1965г. -16,3%) и вечерний с 17 до 18 часов - 9.8% (в 1965г. - 16,7% с 16 до 17 часов). По сравнению с 1965 годом уменьшилась неравномерность распределения передвижений по часам суток, нет ярко выраженного вечернего пика. Его время сместилось на час позже, увеличилось количество передвижений в межпиковый период, появился третий, дневной пик с 12 до 13 часов - 8.6%. Утренний пик стал преобладать над вечерним. Наибольшей неравномерностью по часам суток характеризуются трудовые и учебные передвижения. Культурно-бытовые передвижения совершаются в основном с 10 до 16 часов - на этот период приходится 70% всех культурно-бытовых передвижений с одним дневным пиком в 13-14 часов (табл. 3). Табл. 3. Удельный вес передвижений в час пик в зависимости от цели передвижения
Распределение посадок пассажиров ГОТ по часам суток характеризуется наибольшей неравномерностью для автобуса, наименьшей - для трамвая. У трамвая вечерний час-пик растянулся на два часа с 16 до 18часов, с 12 до 18 часов наблюдается примерно одинаковая загрузка. У автобуса и троллейбуса четко выражены утренний и вечерний пики, причем, утренний пик выше вечернего. Характер распределения передвижений по часам суток в летний и зимний период очень близок (табл. 4). Табл. 4 Коэффициенты неравномерности за 18-часовой период работы транспорта
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||