Неповторимый Гольц о себе
(из писем Г.А.Гольца – С.А.Ваксману)
Тезисы к творческой биографии
23 января 2009г. не стало Григория Абрамовича Гольца –
кандидата технических и доктора географических наук. Писать об этом трудно, очень
трудно. Многие из нас называли его Главным Теоретиком транспортных систем. Не
только называли, но и признавали
Мне писать о Грише особенно трудно. Гольц был закрытым человеком. Не могу сказать, что мы с ним
всегда дружили, но в последние лет 25-30 лет мы интенсивно переписывались и
переговаривались по телефону. В задуманной мной серии изданий под условным
названием «Жизнь замечательных транспортников (биобиблиография ученых и
специалистов)» первый выпуск предполагалось посвятить Григорию Абрамовичу – мы
интенсивно обсуждали возможное построение выпусков. В редактируемом мной
сборнике международных конференций по транспортным системам городов и зон их
влияния Г.А.Гольц ежегодно публиковал 1-3 работы. Это
не значит, что я со всем написанным им был согласен. Но, несомненно, Г.А.Гольц был Ученым со своим голосом и взглядом. Его не
все признавали - он активно вторгался не только в смежные с транспортными
системами городов области знания, но и, казалось бы, в весьма далекие.
Сейчас я не могу, да и просто не хочу анализировать
научное творчество Г.А.Гольца. Попробую кратко рассказать о Григории Абрамовиче,
используя его письма.
Григорий Абрамович родился 1 сентября 1933 года в
Москве. Его отец Абрам Григорьевич родился в 1887г. и погиб на фронте в 1941г.
Мать – Гольц Анна Яковлевна, урожденная Кулигина, родилась в 1901г. и умерла в 1967г. Среднюю школу
он окончил в 1951г., а Московский инженерно-экономический институт (автотранспортный
факультет) – в 1956г. по специальности инженер-экономист. В
1965г. защитил кандидатскую диссертацию (к.т.н.), а в 1986г. – докторскую
(д.г.н.)
Григорий Абрамович прошел все виды трудовой
деятельности – производственная, проектная, исследовательская, педагогическая.
Много лет он проработал в Институте комплексных транспортных проблем при
Госплане СССР (1966-1975), Институте географии АН СССР (1975-1989), Институте
прогнозирования РАН (с 1989г.), преподавал в Университете «Дубна» (с 1997г.). У
Г.А. три сына: Леонид (р. 1959) – живет в Германии, Григорий
(р.1980) – кэн и Георгий (р.1984) – аспирант,
готовится к защите.
Подробно о себе Г.А. рассказал на сайте www.waksman.ru («Регистр специалистов транспортных систем»). Там же приведен
список трудов Г.А. Но вот кусочек из письма Г.А. мне
от 24 июня 2008г.: «Здравствуй дорогой Семен Аронович! Со «статьями» я
перебрал, каюсь. Но знаешь, мне всё время приходят предложения участвовать в
разных публикациях. Я решаю только по одному критерию: есть ли у меня что-то
сказать новое на эту тему. Если потерять эту линию, можно скатиться к
графоману». Это был ответ на мои претензии по поводу слишком большого
количества статей, отсутствия продвижения в написании мемуаров, о чем мы
договорились, и в подготовке второго и третьего тома потрясающей книги
«Культура и экономика России за три века, XVIII-XXвв. Том 1: Менталитет,
транспорт, информация (прошлое, настоящее, будущее) - Новосибирск: Сибирский
хронограф.- 2002.-536с.». Обращаю внимание на тираж этой книги в 2002 году –
5000 экз.!!! Впервые позволяю себе воспроизвести дарственную надпись на этой
книге, которой горжусь: «Дорогому Семену Ароновичу с дружбой и любовью. Гольц. 3 апреля 2003г.»
Тут самое время перейти к научным достижениям Григория
Абрамовича, которые он сформулировал сам:
– критерий пространственной самоорганизации населения;
– коэффициент транспортной обеспеченности;
– пространственно-временной изоморфизм территориальной
организации;
–связь между социальной напряженностью и
социально-информационным обеспечением;
– реальная урбанизация и её
расчет;
–метод высокоточного моделирования
социально-экономических процессов.
Г.А. писал мне: «Это, на мой взгляд, самое главное. Со
стороны могут быть и другие оценки». Я бы очень рекомендовал нашим коллегам (и
себе!) периодически останавливаться и так же беспощадно как Г.А. подводить
итоги сделанному.
И ещё одна фраза из письма, которая применительно к
Г.А. кажется мне ключевой: «Получается в итоге, что это…больше тянет не на «чистого»
транспортника, а на транспортника философа…В таком
духе сейчас мало кто работает».
Г.А. брался за решение в стране и за рубежом
совершенно нетривиальных практических задач – эта сторона его деятельности, на
мой взгляд, совершенно не изучена. В одном из писем он писал: «И ещё у меня
есть одна способность. Свои фундаментальные результаты я не отказывался
внедрять в практику, если есть ясно выраженная потребность или заказ, в тех
случаях, когда никто другой не берется за решение задачи. В такой работе я
получаю истинное удовольствие».А вот другое письмо: «Вчера выступал в Государственной Думе (23 июня 2008г. Г.А.Гольц в рамках проекта «Транспорт объединяет Россию»
выступил с докладом «Стандарты транспортной мобильности и доступности
отдаленных районов России» - СВ) Основная идея –
необходимость синхронного развития транспорта с жилищным строительством,
особенно в городах. В Москве, например, этот процесс десинхронизации уже вошел
в состояние необратимости».
Этот материал начинается со слов «неповторимый Гольц». Неповторимый не в том смысле, что каждый человек
неповторим Гриша ясно ощущал свою особость: «…мне
представляется, что мои рецензенты далеко не раскусили мой характер и идеалы.
Главное, они всё время стремились меня уложить в определенную школу,
направление. Это бесполезно. Каждый раз я настраиваюсь на решение сверхзадачи,
зная, что без фундаментальной основы её не решить».
Наконец последнее: «Решил тебе написать о себе потому,
что как я не противился, ты всё равно будешь писать обо мне. Думаю, что в таком
духе, как здесь изображено, мало кто меня представляет…Понимаю,
что может быть я тебя обескуражил, но пойми, что писать о себе самому очень и
очень трудно. Пусть пишут другие…».
Мне хочется, чтобы коллеги, которые имели счастье
общаться с Григорием Абрамовичем, работать с ним написали свои воспоминания;
мечтаю найти спонсоров, чтобы издать книгу о Г.А.Гольце.