Соловьёв Алексей Фёдорович
(1911, Харьков — 1959, Ленинград)

В 1929 г. поступил в Донской Политехнический институт в Ростове на Дону, куда семья переехала из Харькова в связи с назначением отца профессором Ростовского медицинского института. В 1931 г. перевёлся в Ленинградский политехнический институт, который окончил в 1935г., получив квалификацию инженера по электрификации транспорта.

В декабре 1935г. поступил в «Гипрогор» (Ленинград), инженер по транспорту, затем ст. инженер. В 1941 г. уволился в связи с сокращением объёма работ. С декабря 1941 г. по март 1942г. работал бойцом пожарной охраны в окружной автобазе ЛВО. В марте 1942 г. уволен в связи с переходом на инвалидность и вновь поступил в «Гипрогор», эвакуировался из Ленинграда в Уфу, где приступил к работе в Урало-Башкирском спецпроектбюро «Гипрогора». Проработал в нём до августа 1943 г. и затем был переведен в Сарапул — в центральный аппарат «Гипрогора».

В марте 1944 г. вместе с «Гипрогором» переехал в Москву, в феврале 1945 г. переведен в Ленинградское проектное бюро «Гипрогора». Приказ №109 от 07.09.45 06 откомандировании старшего шокенера сектора планировки Соловьёва А.Ф. в распоряжение Ленинградского бюро «Гипрогора» подписал и.о. директора «Гипрогора» проф. Витман В.А.

В 1950 г. — руководитель транспортной группы. В 50-е годы участвовал в разработке транспортных разделов генеральных планов и ПДП многих городов страны — проекта планировки Кировскстроя (Апатиты) в 1951-1952 гг., Советская Гавань — ПДП, 1954г.‚ проект планировки г.Сокол (1955), проект планировки И застройки Симферополя, 1955 г. и других.

В 1957 г. он является главным специалистом института. В 1958 г. — главный специалист АПМ-1. В 1959 г. исключён из списков личного состава института в связи со смертью. Он умер по дороге на работу в такси.

За продолжительный период работы в «Ленгипрогоре» Соловьёв А.Ф. обеспечил методическое и техническое руководство проектными работами института по своей специальности. Друг Г.В. Шелейховского, хорошо знавший А.Х. Зильберталя, обладавший незаурядными математическими способностями, Алексей Федорович много сделал для становления и развития теории транспортных городских систем. Перу А.Ф.Соловьёва принадлежит ряд работ: «Передвижения жителей города», 1947г. (машинописное издание), «Расчёт показателей по гаражам и автостоянкам для проектов детальной планировки жилых районов» (распоряжением 329 от 16.07.57 по Л.О. Гипрогора этими показателями, ввиду отсутствия «официальных нормативов по этому вопросу», предписывалось руководствоваться всем мастерским Ленипрогора). Также в его наследии осталась масса интереснейших рукописных наработок, касающшкся методики расчета пассажиропотоков (развитие гравитационной модели Ю.А. Шацкого), технико-экономического сравнения различных видов транспорта, определения шага городских магистралей и многих других.

Награды: медали «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в ВОВ».

Ещё раз отметим, что труд Г.В.Шелейховского «Транспортные основания композиции городского плана» был создан в 1936 году в г. Ленинграде на базе проектирования ряда городов (Челябинск, Минск, Смоленск, Ярославль и др.), в разработке которых участвовали специалисты «Гипрогора» инженеры Я.С. Ротенберг, И.Д. Перов, И.Л. Перлин, А.Ф.Соловьёв и др..

Свердлин Л.И.:
     Обладавший высокими математическими способностями, Алексей Федорович много сделал для становления и развития теории транспортных городских систем. К сожалению, он не сумел, не успел, а быть может и не хотел, публиковать свои ценнейшие работы в печати, поэтому имя его современным коллегам практически неизвестно.
     Фактически Алексей Федорович руководил разработкой моего дипломного проекта, а не профессор ПИСИ М.С. Фишельсон, школу которого я прошел и который числился официальным руководителем. Более того, сам Фишельсон многое почерпнул из того, что было в моем дипломном проекте подсказано Соловьевым.
     Ни с чем несравним Соловьевский метод обучения молодых специалистов. Сажал рядом, терпеливо читал рукопись их очередной работы‚ объяснял промахи, подчеркивал и развивал удачные решения. Впоследствии и я перенял такой способ обучения молодых сотрудников и не раз убеждался в его эффективности.
     Выступления Алексея Федоровича на совещаниях и семинарах искрились глубокой аргументацией, последовательностью и логикой изложения материала, подлинной интеллигентностью.
     А.Ф. Соловьев рано ушел из жизни в мае 1959г в возрасте всего лшпь 48 лет. Умер он по дороге на работу в такси. Я часто вспоинаю его с чувством глубокой благодарности за то, что именно он заложил основы моего профессионализма и бережного отношения к еще не опытным, но подающим надеждысотрудникам.


© S.Waksman, 2002