Юрий Антонович Шацкий
(1909-1981)

Ю.З. Шершевский

Забыть этого человека нельзя. Полагаю, что так считают все, кто общался с ним сколь-нибудь заметный период времени.

Самые плодотворные 33 года его жизни были отданы работе в «Гипрогоре» - государственном институте проектирования городов (Москва). Здесь, участвуя в решения разных градостроительных вопросов, он специализировался на планировке городских транспортных коммуникаций.

Юрий Антонович родился в 1906 г. в семье знаменитого тогда педагога. Перенесённая в детстве тяжелейшая болезнь вынудила его остальную часть жизни передвигаться на костылях. Физический недуг волю не сломил — Юрий Антонович в довольно трудное время получил высшее техническое образование, а в упомянутом «Гипрогоре» начал работать в 1941 г.

Трудно сказать, в каком из разрабатывавшихся планировочных проектов Юрий Антонович не принял участия. И всегда это участие для коллег было желанным.

В 60-е годы «Гипрогор» изобиловал стихийно возникавшими диспутами по планировочным вопросам. И многие из них были инициированы Юрием Антоновичем. Особенно хороши были споры о необходимости планировочно отделять пути следования пешеходов и общественного транспорта от движения автомобилей. Грядущий автомобильный «бум» тогда мало кем воспринимался всерьёз, особенно архитекторами. Для некоторых из них улицы, лишённые большого автомобильного движения, представляюсь «мёртвыми», нежелательными в городе элементами. Нет необходимости объяснять, какую точку зрения отстаивал Юрий Антонович, а с каким пылом он это делал — вообще воспроизвести невозможно.

«Гипрогор» того времени — это почти индустриальное предприятие по интенсивному производству и выпуску планировочной продукции: районных планировок, генпланов, детальных планировок и т.п. Однако и в этих условиях Юрий Антонович ухитрялся проводить вполне научные для нашей специальности исследования. Популяризация и внедрение в практику работ Г.В.Шелейховского, пионерные теоретические разработки по выявлению закономерностей расселения относительно мест приложения труда, методика работы с матрицами, определявшими миграции населения внутри города, планировочные основы решения транспортных развязок — это укороченный список вопросов, над которыми он работал и по которым оставил практические результаты и группу учеников-последователей.

Для Юрия Антоновича не существовало законченных проектных решений. Бывало, что на заключительной стадии работы он вдруг начинал критиковать её слабые места, включая собственные принятые ранее решения. Естественно, что в производственных условиях это часто воспринималось не однозначно, особенно руководством. Желание беспредельно улучшать проектные решения часто приводило к невозможности уложиться в заданные сроки. В условиях существовавшей системы социалистических обязательств, соревнований и премий это также не способствовало благосклонному к нему отношению. В результате в начале 70-х годов начали ощущаться понятные трения и, в условиях накапливающейся усталости и ухудшения здоровья, в 1974 году Юрий Антонович решил выйти на пенсию.

Стремление внести профессиональный вклад в улучшение жизни проявлялось у Юрия Антоновича и за пределами «Гипрогора». Сразу после первой реконструкции путепровода у Белорусского вокзала он послал в соответствующее ведомство свои соображения о том, как следует повысить удобство и безопасность пешеходных путей. В результате к монументальному сооружению сбоку была пристроена деревянная пешеходная лестница, сразу же наполнившаяся людским потоком и получившая у сослуживцев устойчивое название «лестница Шацкого». Эта лестница существует и сейчас, только стала широкой и гранитной. Народа на ней всегда много.

Были и другие результаты его попыток С гордостью Юрий Антонович демонстрировал ответ на своё предложение об изменении направления людских потоков на одной из станций метро: «Никаких изменений не требуется, поскольку Московский метрополитен — лучший в мире».
Не следует думать, что Юрия Антоновича интересовали только специальные профессиональные вопросы. Энциклопедист по натуре, он готов был дискутировать об устройстве вселенной, любил решать всякого рода головоломки, очень занимали его разные «перевёртыши» и обратные словари.
Поразительным было его отношение к своему физическому недостатку. Неизбежным элементом работы было натурное обследование территории. Занимаясь, например, г. Сочи, Юрий Антонович помногу часов ходил по горной местности, получая, как говорил, большое удовольствие. Далеко не все здоровые члены группы выдерживали эти маршруты даже с меньшим удовольствием. В 1966 г. мы с Юрием Антоновичем собрались в выходной день съездить из Тулы на Оку, в Велегож. Ехать надо было на электричке, а затем 13 км автобусом. На пересадке выяснилось, что автобус недавно ушёл, а следующий — через 4 часа. «Ну и пройдёмся пешком» — спокойно предложил Юрий Антонович. Шли мы в быстром темпе и — не сомневаюсь — дошли бы, если бы на полпути нас не подобрал попутный самосвал.

Шутки и розыгрыши тоже были не чужды Юрию Антоновичу. Зная, например, что одна из сотрудниц смежного отдела разводит и коллекционирует кактусы, он однажды утвердил вертикально в цветочном горшке огурец, утыкал его какими-то палочками и объявил редчайшим видом кактуса. Несколько дней любительница ходила смотреть на чудо, заводила разговоры о покупке или обмене. В конце концов, Юрий Антонович великодушно подарил ей изделие, заявив, что ему оно «ни к чему». Когда истина вскрылась, обида была быстро прощена.
Умер Ю.А. Шацкий в 1981г. Похоронили его на Митинском кладбище. От института его провожало всего несколько человек.

Опубликованных печатных работ после Юрия Антоновича почти не осталось, если не считать нескольких статей в выходившем раньше в Киеве сборнике «В помощь проектировщику». Но воспоминания о совместной работе, о самом общении с ним, о его громадном рабочем столе, в несколько ярусов заваленном книгами, папками, чертежами и бумагами, о постоянной кружке чая в середине этого стола - останутся до тех пор, пока ещё живы те из нас, кому эта работа и общение были подарены судьбой.

Публикации Ю.А. Шацкого

1. Практика расчета перспективной работы городского пассажирского транспорта в проектах планировки городов (опыт «Гипрогора»).// Семинар по вопросам городского движения и транспорта (Москва 28июля — 13 августа 1964г.)/ Материалы. — М., 1964. С.42 — 61
2. Методы расчета расселения в генеральном плане города.//Вопросы городского транспорта. — Киев: Бу/пвельник, 1970. С.71-84 (в помощь проектировщику градостроителю, вып. 3)
3. Расчет схемы расселения и трудовых корреспонденций при разработке генерального плана системы города// Развитие городского транспорта Киев: Будiвельник, 1971. С. 3-15 (в помощь проектировщику - градостроителю, вып. 4).


© S.Waksman, 2002