АЛЕКСАНДЕР КАРЛ ЭДУАРДОВИЧ


З.В. Азаренкова


Карл Эдуардович родился 1 марта 1912 года в г. Берлине (Германия). Его родители (отец – юрист, мать – педагог-искусствовед) относились к первой волне немецких социал-демократов (К. Либкнехт, Р. Люксембург, К. Цеткин, Меринг и др.). Усиление реакции привело к вынужденной эмиграции семьи в середине 20-х гг. в СССР. В 1932 г. Карл Эдуардович стал студентом Московского архитектурного института, который закончил с отличием в 1937 году по специальности «Архитектура планировки и проектирования городов и населенных пунктов» (председателем ГЭКа был А. Щусев).

Творческая деятельность Карла Эдуардовича как архитектора с 1937 г. развернулась в проектной мастерской строительства Дворца Советов, но была прервана войной. В 1941 году он был мобилизован и работал на строительстве укреплений на Карельском фронте; в 1942 году занимался восста-новлением школ в Малоярославецком районе Московской области, а затем работал в Куйбышевском райжилуправлении г. Москвы инженером по эксплуатации жилого фонда. Летом 1944 г. Карл Эдуардович вернулся к любимому делу – архитектуре. Он стал старшим архитектором Гипрогора.

Увлеченность архитектурным проектированием, желание углубиться в профессиональные знания привели К.Э. Александера в аспирантуру Академии архитектуры СССР, куда он был принят как победитель всесоюзного конкурса в 1948 году.
По окончании аспирантуры Карл Эдуардович работал в НИИградостроительства Академии архитектуры СССР в должности старшего архитектора в секторах планировки и застройки малых городов, жилых районов и микрорайонов; с 1957 г. – старшим инженером, с 1960 г. – главным инженером отдела городского движения, городского и внешнего транспорта ЦНИИПградостроительства; с 1968 г. (после защиты диссертации) – старшим научным сотрудником этого же отдела. Защита диссертации на тему «Факторы, определяющие скорость передвижения по городу при пользовании скоростным рельсовым транспортом (градостроительные вопросы)» состоялась 18 октября 1967 года. Следует отметить, что, в отличие от общепринятой схемы, у Карла Эдуардовича не было научного руководителя диссертации; но зато научным консультантом выступал А.М. Якшин, а первым оппонентом – А.А. Поляков. По решению Объединенного совета при Центральном научно-исследовательском и проектном институте типового и экспериментального проектирования жилища ему присуждена ученая степень кандидата технических наук.
В 1974 году Карл Эдуардович решением Высшей аттестационной комиссии был утвержден в ученом звании старшего научного сотрудника по специальности «Городское строительство и хозяйство» (диплом МСН № 073929).

Карл Эдуардович вел широкую научно-исследовательскую работу в отделе городского и внешнего транспорта ЦНИИПградостроительства по трем направлениям:
В последние годы творчества Карл Эдуардович считал целесообразным осуществить комплекс мероприятий по совершенствованию инфраструктуры метрополитена г. Москвы. Перегрузка ряда станций (по данным 1986 г. около 40) требовала, по его мнению, незамедлительного устройства на них вторых входов с четырьмя лентами эскалаторов, обладающими необходимыми резервами пропускной способности в периоды ремонта. При этом предлагалось планировочным решением увязать вторые входы с узлами пересадки между метрополитеном и железнодорожными платформами пригородно-городского сообщения. Высказывались предложения о создании Южной дуговой линии мелкого заложения на базе действующего участка метрополитена Каширская-Каховская, формировании новых диаметров и др. Однако, решение вопросов коренного улучшения транспортного обслуживания городского населения Карл Эдуардович видел в активном использовании для внутригородских сообщений железных дорог, проходящих по городским территориям и, в частности, укладка обособленной пары путей, предназначенных для движения пригородно-городских электропоездов, сооружение железнодорожных диаметров для пропуска таких поездов через город, минуя вокзальные комплексы. Предлагался по существу новый вид скоростного рельсового транспорта – региональный экспресс-метрополитен (РЭМ). Электропоезда РЭМ должны обращаться по метропо-литенному, то есть жестко-параллельному графику, гарантирующему ритмичность движения с малыми интервалами. В межпиковые периоды снижение интенсивности перевозок может достигаться уменьшением числа вагонов в поездах.
Протяженная и разветвленная сеть железнодорожных линий на территориях крупнейших городов с большим числом станций и остановочных пунктов в планировочной структуре сети скоростного рельсового транспорта занимает не меньшее место, чем метрополитен. Очевидно, что зоны обслуживания этих двух видов скоростного рельсового транспорта должны активно дополнять друг друга.

Работы К.Э. Александера по проблеме развития скоростного рельсового транспорта в крупнейших городах стали фундаментом для разработки моей кандидатской диссертации на тему «Градостроительные условия формирования пассажирских высокоскоростных пригородно-городских сообщений».

К.Э. Александером опубликовано более 60 научных работ. Он владел несколькими языками, активно участвовал в общественной жизни ЦНИИП градостроительства, Союза архитекторов СССР, был лектором общества «Знание». Карл Эдуардович – ветеран труда, награждался почетными грамотами и медалями.

Его нет с нами, но мы всегда будем помнить этого интеллигентного, умного и отзывчивого человека.

Список публикаций К.Э. Александера

1. Александер К.Э. Первоочередные вопросы развития Московского метрополитена. / Городское хозяйство Москвы, 1956, № 6 , с. 4-10
2. Александер К.Э. Построение улиц селитебной территории. / Проблемы советского градостроительства. - М.: Госстройиздат. № 6, 1957.
3. Александер К.Э. К вопросу о повышении пропускной способности линии. // Московский метрополитен, 1961, №59
4. Александер К.Э., Голубев Г.Е. О комплексном решении сети метрополитена и пригородных железных дорог. - Строительство и архитектура Москвы, 1961, № 5, с. 7-10
5. Александер К.Э. Пешеходные тоннели в городах. / Проблемы советского градостроительства. М.: Госстройиздат. № 10, 1963, с.76-89
6. Александер К.Э., Добрер Б.И., Кудрявцев О.К. Пешеходные эстакады и тоннели в городах. - М.: Госстойиздат, 1963, 116 с.
7. Александер К.Э., Ходатаев В. Транспортные и пешеходные пересечения в зарубежных городах. // Практика проектирования строительства и эксплуатации транспортных и пешеходных пересечений в разных уровнях. - М.: МДНТП, 1963.
8. Александер К.Э. Скорость передвижения на метрополитене. // Метрострой, 1966, с.27-29
9. Александер К.Э., Плешкова Р.А., Руднева Н.А. Некоторые зависимости между трудовым расселением и семейным положением трудящихся. // Город и пассажир / Тезисы докладов к I Ленинградской научн. конф. по исслед. и прогноз. пассажиропотоков. Ноябрь, 1969г.). -Ленинград, 1969, с. 56-73
10. Александер К.Э., Руднева Н., Плешакова Р. Исследование зависимостей между трудовым расселением и числом работающих в семьях. // Распределение затрат времени на трудовые передвижения.). - М.: ЦНИИПградостроитель-ства, 1969, вып. 1, 57 с.
11. Александер К.Э., Руднева Н. А., Плешакова Р.А. Расселение семей трудящихся относительно приложения труда. // Применение математических методов и вычислительной техники в градостроительных задачах. - М., 1972, с. 127-147 (Сб. науч. тр. ЦНИИПградостроительства)
12. Александер К.Э., Каган М.И., Руднева Н. А. Влияние градостроительной ситуации на подвижность городского населения. // Городской транспорт и организация городского движения / Тезисы докладов к научн.-практич. конф. 16-19 января). - Свердловск, 1973, с. 49-58
13. Александер К.Э., Каган М.И., Кривошеев Д.П., Руднева Н.А. Формирование исходных данных для разработки комплексных транспортных схем. / Комплексные транспортные схемы городов. - Киев: Будiвельник, 1974, с. 51-60 (В помощь проектировщику-градостроителю)
14. Александер К.Э., Руднева Н. Исследование зависимостей между трудовым расселением и числом работающих в семьях. // Дальность трудовых корреспонденций и пространственное распределение мест работы. - М.: Стройиздат, 1974, вып.2, 100 с.
15. Александер К.Э., Руднева Н.А. Обоснование качественной оценки транспортных решений в проектах детальной планировки. // Повышение качества транспортно-планировочных решений в градостроительном проектировании. - М., 1977, с. 19-32 (Сб. науч. тр. ЦНИИП градостроительства)
16. Александер К. Принципы проектирования дорожно-транспорных систем жилых районов. // Оздоровление городской среды при реконструкции и обновлении жилых структур. / Совместные исследования по плану науч.-техн. сотрудничества между СССР и ГДР. - М.: Стройиздат, 1978, с. 69-71
17. Александер К., Руднева Н. Тенденции развития улично-дорожных систем городов в свете реализации комплексных транспортных схем. // Развитие сети городских улиц и дорог. / Тез. докл. Всесеюз. научн.-техн.конф., 21-22 мая 1981 г., Шауляй. Ч. I. – Шауляй, 1981, с. 70-71
18. Александер К.Э. Тенденции в развитии городских улично-дорожных систем // Проблемы и перспективы развития автомобильного транспорта крупных городов на примере г. Москвы / Тезисы докладов на Всесоюз. науч.-техн. конф. в г.Москве 31 мая - 2 июня 1979г.). М., 1981, с.255-260.
19. Александер К.Э., Руднева Н.А. Взаимодействие автобусного транспорта и метрополитена в крупнейших городах // Комплексное развитие автомобильного транспорта крупных городов на примере г. Москвы / Тезисы докладов II Всесоюз. науч.-техн. конф. (г. Москва, 11 июня-13 июня 1981 г.). М., 1981, с.120-123
20. Александер К.Э., Бордуков И.В. Скоростной рельсовый транспорт в крупнейших городах: перспективы развития. // Проектирование и инженерные изыскания, 1984, №4, с. 17-21.
21. Александер К.Э., Руднева Н.А. Скоростной рельсовый транспорт в градостроительстве. - М.: Стройиздат, 1985
22. Александер К. О совершенствовании инфраструктуры Московского метрополитена. // Метрострой, 1986, №5, с. 14-15.
23. Александер К.Э., Бордуков И.В. Не надо бояться мечтать [транспортные проблемы Москвы] // Городское хозяйство Москвы, 1986, №11, с. 19-21.
24. Александер К. Новая линия метрополитена в столице ГДР. // Метрострой, 1987, №5, с. 28-29.
25. Александер К.Э. Метро для нас и внуков. // Городское хозяйство Москвы, 1987, №12, с. 15-16.
26. Александер К. Метрополитены Лондона и Москвы в сопоставлении показателей. // Метрострой, 1988, №8, с. 24-27

© S.Waksman, 2002