Расчет параметров уравнения оптимальной вместимости
подвижного состава ГОТ

                                                                                                                                                           С.В. Скирковский

Приведены зависимости затрат на 1 км пробега и за 1 час работы автобусов от вместимости транспортного средства и определены уравнения зависимостей Sкм = f(q), Sч= f(q).

 

Эффективность использования автобусов различной вместимости далеко не одинакова. Использование автобусов малой вместимости при большой мощности пассажиропотоков увеличивает необходимое число транспортных средств, повышает загрузку улиц и потребность в водителях. Применение же автобусов большой вместимости на направлениях с пассажиропотоками малой мощности приводит к значительным интервалам движения автобусов и к излишним затратам времени пассажиров на ожидание.

Оптимальное значение пассажировместимости единицы пассажирского транспортного средства определяется формулой [1]:

где Qпчр – среднечасовой пассажиропоток на наиболее загруженном участке маршрута по периодам; ηсм – средний коэффициент сменности пассажиров за один рейс пассажирского транспортного средства на маршруте; kнер –коэффициент неравномерности пассажиропотока по участкам маршрута за оборот пассажирского транспортного средства; lo – длина оборота на маршруте, км; aкм1, aч1, – параметры зависимостей Sкм aкм1 aкм2q, Sч aч1 aч2q.

 

По данным АП № 6 г. Гомеля сформированы исходные данные для расчета параметров уравнения оптимального значения пассажировместимости единицы пассажирского транспортного средства (табл. 1).

На графиках (рис. 1 и 2) приведены зависимости затрат на 1 км пробега и за 1 час работы автобусов от вместимости транспортного средства и определены уравнения зависимостей Sкм = f(q), Sч= f(q).

Табл.1. Затраты на 1 км пробега и за 1 час работы автобусов

различной  вместимости

 

Значение показателя по маркам

МАЗ

105

ИК280

МАЗ 104

МАЗ 103

ЛАЗ

42021

ИК 260

МАН

Богдан

Газель 5673

q

170

120

110

100

83

75

70

45

15

Cкм

1083

810

958

958

754

740

568

362

224

Cчас

14851

14263

13064

13064

10082

10490

10574

8956

7151

 

Рис. 1. График зависимости затрат на 1 км пробега автобусов
от вместимости ТС

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 2. График зависимости затрат за 1 час работы автобусов
от вместимости ТС

Таким образом, зависимость, позволяющая рассчитать затраты на 1 км пробега транспортного средства на маршруте: Sкм = 201,9 + 5,89q; за 1 час работы транспортного средства на маршруте: Sч = 6595 + 54,74q, а параметры зависимостей для расчета оптимальной вместимости: aкм1 = 201,9, aкм2 = 5,89, aч1 = 6595, aч2 = 54,74.

 

Литература

1.Седюкевич В.Н., Скировский С.В. Выбор вместимости транспортных средств для городских перевозок пассажиров в регулярном сообщении. //Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния» / Материалы XI Международной науч.-практ. конф. – Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2005.-с.199-202.