К обоснованию применения мини-колец и компактных колец
А.С. Липницкий, А.Ю. Михайлов
Статья посвящена возможности применения мини-колец и
компактных колец на местных
УДС городов Российской Федерации. Мировая практика применения пересечений
такого вида показала их очень высокую эффективность.
Проблема высокого уровня аварийности в городах Российской
Федерации общеизвестна. Статистика ДТП и данные топографического анализа
показывают, что большое количество ДТП случается на нерегулируемых
перекрестках. В качестве примера приведем
статистику ДТП на 26 нерегулируемых перекрестках в Свердловском районе
г. Иркутска за
●
среднее количество ДТП на одном перекрестке в год - 87,37;
●
среднее количество ДТП с пострадавшими на одном перекрестке в год - 6,33;
●
среднее количество пострадавших на одном перекрестке в год - 9,96;
●
среднее количество погибших на одном перекрестке в год – 0,37.
Высокая аварийность на местной
УДС (т.е. местных улицах жилых районов и т.д.)
обусловлена существующим состоянием ОДД на нерегулируемых перекрестках. Вместе с тем, опыт современной зарубежной практики ОДД доказал, что
имеется эффективное средство повышения безопасности на местной УДС – успокоение
движения (Traffic calming).
Успокоение движения -
это методы создания физических и визуальных препятствий движению на большой
скорости на требуемых участках УДС [3]. Анализ зарубежной литературы показал,
что средства успокоения движения могут быть классифицированы в 13 категорий [2]:
●
канализирование, разделение полос (channelization)
●
применение крутых поворотов-чикэнс
(chicanes)
●
организация доступа (gateway
treatments)
●
отклонение траектории на перекрестке (intersection diverters)
●
организация парковочных зон (on-street parking)
●
применение кольцевых пересечений (roundabouts)
●
использование «лежачих полицейских» (speed humps)
●
использование возвышений дорожного полотна с изменением текстуры (speed tables)
●
применение тупиковых улиц (street
closures)
● перепланировка улиц (street design alterations)
●
сужение улиц (street narrowing)
●
применение элементов управления движением (traffic controls)
●
применение ограничений на размеры транспортных средств (vehicle size restrictions).
Рассмотрев
классификацию средств успокоения движения, можно сделать вывод, что существует
достаточно большое количество различных средств успокоения движения, и их выбор
осуществляется исходя из конкретных условий движения и решаемых задач. Для
снижения аварийности непосредственно на перекрестках вместо обычных
нерегулируемых пересечений успешно применяются кольца малого диаметра и
мини-кольца. В настоящее время мини-кольца и компактные кольца как альтернатива
обычным нерегулируемым перекресткам используются с большим успехом по всему
миру. Этот опыт зарубежных стран по переоборудованию нерегулируемых перекрестков
в мини-кольца и компактные кольца [4-10] обобщен нами в таблице 1.
Табл.1. Изменение аварийности при
применении мини-колец
Страна |
Количество ДТП за год |
Изменение показателя,
% |
|
До |
После в мини-кольцо |
||
Австралия |
1,045 |
0,57 |
-45 |
Бельгия
|
1,352 |
0,789 |
-42 |
Великобритания |
- |
1,77 |
- |
Нидерланды |
4,9 |
2,4 |
-51 |
США |
5,9 |
1,43 |
-75 |
Франция |
1,42 |
0,31 |
-78 |
Проанализировав табл. 1, можно делать заключение, что мини-кольца
и компактные являются чрезвычайно эффективным инструментом снижения аварийности,
которое составляет от 40 до 80%. Безопасность движения на кольцевом пересечении
объясняется тем, что:
●
количество конфликтных точек может быть снижено с 32 до 8 по сравнению с
обычным пересечением;
●
участники ДД, въезжающие на пересечение, должны уступить дорогу участникам, двигающимся по кольцу, вне зависимости от того, с какой
боковой улицы они въезжают;
●все
движение внутри пересечения поступает с одного направления; тем самым участники
движения не должны следить за движением с нескольких направлений, чтобы найти
свой временной интервал для въезда на пересечение;
●
устраняется необходимость левого поворота перед встречным движением.
Увеличению общего
количества кольцевых пересечений способствует
то, что, в отличие от многих других средств успокоения движения, область их
применения достаточно обширна. В нашей стране нет классификации мини-колец и
компактных колец, но в других странах вопросами применения кольцевых
пересечений занимаются достаточно глубоко (табл.2 классификация кольцевых пересечений
малого диаметра в США). Вместе с этим остается открытым вопрос о диапазонах
значений интенсивности движения, при которых целесообразно использовать
мини-кольца и, наоборот, нерегулируемые пересечения. При проезде кольцевого
пересечения транспортному потоку, в том числе главного направления, приходится
снижать скорость заметно больше, чем при проезде обычного нерегулируемого
перекрестка, что влечет дополнительные потери времени.
Следовательно, необходимо
определить максимально допустимые значения интенсивностей на мини-кольцах, при
которых кольцевые пересечения являются эффективными. Другими словами, следует
определить, когда задержки транспорта на мини-кольцах и компактных кольцах
сопоставимы с задержками транспорта на нерегулируемых перекрестках. При этом
верхняя граница для исследования интенсивностей задана ГОСТ Р 52289-2004 «Технические
средства организации дорожного движения» [1];
выше данной границы рекомендуется применять регулируемые пересечения.
Табл. 2 - Кольца малого и среднего диаметра
(Roundabouts
an Informational Guide. US
Department of Transportation. FHWA-RD-00-067)
Тип
кольцевого пересечения |
Расчетная
скорость, км/ч |
Внешний
диаметр кольцевой проезжей части, м |
|
Мини-кольцо Mini-Roundabout |
|
25 |
13 — 25 |
Городское компактное кольцо Urban Compact Roundabout |
|
25 |
25 — 30 |
Городское кольцо (по одной полосе на входе) Urban Single
Lane Roundabout |
|
35 |
30 — 40 |
Представляется, что такое сопоставительное
исследование должно выполняться моделированием задержек и очередей на обычных
нерегулируемых пересечениях и мини-кольцах при одинаковых задаваемых
интенсивностях и составе потоков. Моделирование будет производиться с
применением программных продуктов (VISSIM, АIМSUN) и численного моделирования. Критериями оценки
являются: средние и суммарные задержки;
длины очередей; пропускная способность;
Для обеспечения корректности
результатов должны использоваться параметры, характерные для российских условий
дорожного движения, например, значения граничных интервалов, что требует
детального изучения характеристик движения на кольцевых пересечениях и нерегулируемых
перекрестках. В настоящее время
Транспортная лаборатория ИрГТУ выполняет такие исследования
с целью определения области эффективного использования мини и компактных колец.
Литература
1. ГОСТ
Р 52289-2004 Технические средства организации
дорожного движения. М.: Стандартинформ, 2005 -103 с.
2. Dawn P. Guegan, Peter T. Martin and Wayne
D. Cottrell.: Prioritizing Traffic
Calming Projects Using the Analytic Hierarchy Process.
3. Aburahma A., Ramiz
Al Assar: Traffic Calming in the U.S.A: A CRITICAL
STATE OF THE ART REVIEW.
4. Taekratok
T.: Modern roundabouts for
5. Jacquemart
G.: Modern Roundabout Practice in the
6. Antoine D.: The safety of roundabouts and traffic lights in, Belgium
D.G. Department of Motorways and Highways, Walloon Ministry of Equipment and
Transports, 2003.-20 р.
7. Kennedy J.: Review of Accident Research at
Roundabouts, Wokingham,
8. Brilon, W.: Roundabouts :
A State of the Art in
9. Flannery.
A.: Geometric Design and Safety aspects of Roundabouts.
10. Guichet B.: Evolution of Roundabouts in