Совершенствование методов организации
дорожного движения в Донецком регионе
И.П. Энглези,
И.Я. Денищенко, Е.А. Рейцен
Рассматриваются
пути совершенствования методов организации дорожного движения на примере
Донецкого региона (Украина) и освещается возможный методологический подход к
исследованию этих вопросов.
На сегодня проблема обеспечения безопасности дорожного
движения является сверхактуальной. Все попытки решить
эту проблему в рамках существующей уже более 50 лет структуры к положительным
результатам не приводят. Одной из причин, порождающей данную ситуацию, является
отсутствие чётких, однозначных формулировок для категорий, понятий и терминов,
используемых в исследовании проблемы. Сделаем попытку устранить этот недостаток
применительно к исследованию такой области предметной деятельности как управление обеспечением безопасности дорожного
движения.
Авторы [3] формулируют проблему следующим образом:
«Проблема в обеспечении безопасности дорожного движения состоит в осознании
специалистами данной области предметной деятельности невозможности
кардинального улучшения настоящей ситуации (снижения уровня ДТП с гибелью и травмированием людей, утратой автотранспортных средств,
потерей грузов и крайне негативного влияния последствий аварий на техногенно-экологическую обстановку окружающей среды)
существующими управляющими воздействиями, методами и средствами». Эта проблема порождает другую – необходимость разработки
методологии исследования системы управления обеспечением безопасности дорожного
движения (СУОБДД), которая заключается в целесообразности решения
научно-технических и проектных задач данного научного направления на единой,
эффективной и верифицированной методологической основе, начиная с задач
построения моделей систем для различных уровней эпистемологии (познания)
различной степени декомпозиции (подсистемы, функциональные компоненты, элементы
и т.д.) и заканчивая задачами оценки технико-экономической эффективности
процессов системного управления. Парадигма научного исследования СУОБДД
заключается в применении современного аппарата научных исследований, использующего
системный анализ в приложении к сложным транспортным организационно-техническим
системам в совокупности с методами рискологии и
теории возможностей (теории нечётких множеств). Теперь сформулируем объект и предмет
исследования и цель работы.
Объект
исследования: Система управления обеспечением безопасности
дорожного движения (СУОБДД).
Предмет
исследования: Методология анализа и
синтеза (исследования) СУОБДД.
Цель работы: Разработка эффективной методологии анализа и синтеза
СУОБДД, позволяющая проводить исследования сложной транспортной
организационно-технической, социотехнической системы
на различных уровнях отображения действительности.
В нашем случае научная концепция исследования состоит
в том, что при анализе сложившегося состояния и синтезе перспективной СУОБДД на
основе современной системной методологии принципиально не разграничиваются интегративно-функциональный, процессуальный, ситуационный,
сценарный, логический подходы, а используются их положительные аспекты с целью
максимального приближения к решению реально существующей проблемы обеспечения
безопасности дорожного движения. Чтоб
указанная парадигма была воплощена в жизнь, для Донецкого региона уже сейчас
разрабатывается экспертная система принятия решений по повышению безопасности
движения в городах, суть которой представлена в [4].
Донецку выпала честь вместе с Киевом,
Днепропетровском и Львовом принимать чемпионат Европы по футболу «Евро-2012».
Естественно, Донецк готовит и обновляет к предстоящему футбольному форуму всю
дорожно-транспортную и спортивную инфраструктуру. В Донецке готов новый стадион
«Бриллиантовая арена», рассчитанный на 50 тыс. мест (стоимость проекта $250
млн., работа над ним велась в Лондоне, Манчестере и Донецке); стадион претендует на пятизвёздочную
аккредитацию УЕФА. При его проектировании одним из
важнейших вопросов стала безопасность людей и в этом плане сооружение в полной
мере отвечает как украинским, так и общеевропейским стандартам. Подъезды и
оборудованные турникетами входы позволяют полностью заполнить стадион за 1 час,
а в случае необходимости эвакуировать
всех посетителей в течение восьми минут. Напомним в этой связи печальный опыт
Киева, где разгрузочную для пешеходов площадь перед стадионом «Олимпийский»
застроили торговым комплексом «Троицкий», который сейчас сносят…
Например, ведётся строительство
взлётно-посадочной полосы аэропорта «Донецк» и планируется постройка нового
международного терминала. Исправно функционируют в Донецке и основные виды
общественного транспорта: автобусы, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы. На
стадии строительства находится метрополитен, который свяжет центр города с
железнодорожным вокзалом и жилыми массивами. Сам же железнодорожный вокзал
подлежит реконструкции, и сейчас власти города ищут для этого проекта инвесторов.
Добраться от вокзала до стадиона не составит никакого труда – 10 минут езды .
Донецк
позаботится и о гостях, которые приедут на Евро-2012. К городу ведут европейский
маршрут Е50, международная автомобильная дорога М 04, национальные
автомобильные дороги Н 15, Н 20, Н 21.К 2011 году город собирается приобрести
250 новых автобусов, 150 троллейбусов и 150 трамваев. Планируется заменить 1500
существующих микроавтобусов на 340 автобусов большой вместимости. 80 новых
троллейбусов и 54 трамвая позволят разгрузить улицы и дороги Донецка, обеспечив
его жителей и приезжих хорошим транспортным обслуживанием. А гостей, которые
будут жить за пределами города, порадуют
обновленный автобусный парк на пригородном сообщении и качество дорог.
Много внимания
уделяется избавлению от возможных заторов и организации автостоянок. Требования УЕФА предполагают размещение парковочных мест на
территории, прилегающей к стадиону в радиусе до
Однако, с точки
зрения обеспечения безопасности дорожного движения по сравнению с другими областями Украины (
Распределение ДТП по городам Донецкой области, где их
сосредоточено более 50, показано в табл. 1.
Табл. 1. Распределение ДТП в городах Донецкой области
Группа городов с населением |
К-во городов |
Доля (в %) от всего населения городов области |
Доля ДТП (в %) от общего к-ва ДТП в городах
области |
Крупнейшие (свыше 1 млн.) |
1 |
26,0 |
33,3 |
Большие (250 – 500 тыс.) |
3 |
29,8 |
26,2 |
Средние (50 – 250 тыс.) |
12 |
26,5 |
23,1 |
Малые (до 50 тыс.) |
36 |
17,7 |
17,4 |
Для Донецка «Гипроградом»
заканчивается разработка нового генплана и разработку его в основном ведут
выпускники транспортной специализации факультета городского строительства КИСИ
(Э. Шаповалов, Б. Скоробогатов, Д.Жуков, А. Богданов и др.). Следующим этапом
будет последовательная разработка КСТ и КСОД для Донецка, который станет первым
городом в Украине (не считая Киева, где такую работу выполняет «Киевпроект»), который пройдёт всю градостроительно-транспортную
цепочку. К сожалению, новый ДНБ по проектированию комплексных схем организации
дорожного движения в городах Украины, из-за бюрократических проволочек, вот уже
несколько лет находится на «утверждении».
В преддверии «Евро-2012» Главным управлением промышленности
и развития инфраструктуры облгосадминистрации и Областным
научно-методическим центром Донецкого института автомобильного транспорта, а
также УГАИ ГУ МВД Украины в Донецкой области разработана «Программа развития
автомобильного транспорта Донецкой области на 2008 – 2012 гг.» [1]. Цель программы
– повышение качества предоставления транспортных услуг населению, а также
безопасности дорожного движения, снижение аварийности на УДС области. В декабре
2005 года началась работа над проектом «Безопасный город» [2]. Проект
реализуется на базе программного комплекса «Интеллект», производства компании
ITV. Цель проекта – оснастить
ключевые объекты города масштабной видеоохранной
сетью, помогающей обеспечить повышенные меры безопасности в общественных
местах, а также усилить информационную базу правоохранительных органов и других
уполномоченных служб. В данное время централизованной системой видеоконтроля
оборудованы центральные площади города, здания Областной Администрации,
управление ГАИ УМВД Донецкой области, дороги, перекрёстки на центральных
улицах, и пешеходные зоны. Предполагается, что в едином комплексе, на базе
«Интеллекта», кроме функционирующей системы видеонаблюдения,
будет реализована система экстренной связи на улицах города, развитие
мониторинга дорожного движения, распознавания государственных регистрационных
автомобильных знаков. Дальнейшие перспективы проекта состоят в объединении
видеоинформации, получаемой из разных городов Донецкой области, в установке
телекамер на центральных площадях города, вокзалах и т.п. Столь масштабная
система видеоконтроля на территории Украины организуется впервые.
Литература
1. Енглезі І.П., Бєлов Ю.В.,
Долгополов С.М., Рейцен Є.О. Програма
підвищення безпеки руху у Донецькому регіоні /Наук.-техн. Збірник «Містобудування та територіальне планування» №30, 2008, К.: КНУБА С.107-115.
2. Доклады
участников 1 Международной научно-практической конференции «Безопасный город:
организационные механизмы разработки и финансирование проекта с учётом
международного опыта», 15 ноября 2006г., г.Киев, 48с.
3. Петрашевский О.Л., Редзюк А.М.
Методологические аспекты исследования системы управления обеспечением
безопасности дорожного движения //Збірник доповідей 10 Міжнар. Науково-практ. Конференції «Ринок послуг комплексних
транспортних систем та прикладні
проблеми логістики» - К.: Міністерство транспорту та зв’язку
України, 2008, С. 3-7.
4. Толок А.В. Проблемы создания экспертной системы принятия решений по повышению безопасности движения в городах // Збірн. «Містобудування та територіальне планування» №31,
2008, К.: КНУБА С.374-379.