Многоликая экономика России: постановка проблемы

и пути ее решения

Г.А. Гольц, Г.Г.Картавенко

Текст статьи  связан с современным финансовым кризисом и ролью транспорта в его исследовании

 

Сущность проблемной ситуации. С начала августа  2008 года начался новый период в развитии мировой экономики: произошел так называемый  финансовый кризис. Нам старались объяснить, что он начался оттого, что многие американцы не смогли рассчитаться по своим кредитам. Для банков США это понятно. Но почему это явление распространилось на весь земной шар и нарушило положительный ход нашей экономики, почему в  России началось сокращение производства и увольнения? СМИ показывают выступление крупных экономистов, включая нобелевских лауреатов по экономике. Никто из них не может объяснить причины, ход и перспективы этого явления. В этой ситуации создается впечатление, что под видом «неминуемого распространения кризиса», обществу хотят внушить мысль, что надо как-то поднапрячься, затянуть пояса и отдать средства тем банкам и организациям, которые виноваты в этой кризисной ситуации. 

Пути научного объяснения и разрешения этой кризисной ситуации. Как подойти  к объяснению сложного явления, тем более отягченного психологическими и чувственными восприятиями многих людей? Методологи науки в таких случаях рекомендуют разбить явление на многие элементы и процессы, а затем вновь их соединить в системном взаимодействии всех элементов. Мы так и поступим. Сначала представим экономику России как конгломерат многих слоев экономической и социальной деятельности. Вот эта схема: 1) реальная экономика (госсектор и частный сектор); 2) неформальная или теневая экономика; 3) коррупционная экономика; 4) спекулятивная экономика фондового рынка.

Объективное знание о процессах взаимодействия этих разных сфер экономики может быть получено, на наш взгляд, с помощью установления количественно выраженных соотношений между этими четырьмя подсистемами общей экономики. Здесь, прежде всего надо понять, что существуют такие социально-экономические, психобиологические показатели общественного развития, которые по отдельности и в совокупности отражают изменения в экономике. Это, прежде всего транспорт, демография и экология. Поэтому параллельно с показателями перечисленных выше подсистем экономики необходимо следить, что происходит и с  интегральными показателями социально-экономических процессов.

Исследовательские шаги по намеченному пути. Сначала надо создать банк исходных данных. На первых порах наиболее доступная информация может быть собрана для этих целей по реальной экономике: энергопотребление, промышленная и с/х продукция, услуги, торговля, добыча полезных ископаемых и т.п. Для того, чтобы была уверенность в корректности исходной информационной базы, лучше всего ее иметь в погодовом разрезе с 1950 по 2010 год в границах страны на соответствующую дату. Такая работа частично уже проведена, сейчас  необходимо ее продлить и углубить. Следующий блок разбиения исходной информации - государственный и частный секторы. К сожалению, Росстат фиксирует достоверные показатели  главным образом госсектора; по частному сектору информация не вполне надежна, приходиться ее досчитывать косвенными методами.

Переходим к следующей подсистеме экономики - теневой, ибо частный сектор «забрел» в такие причудливые формы ухода от налогов, что невозможно выявить по многим позициям  реальное производство материальных ценностей и услуг. В этой части  можно опираться на результаты некоторых исследователей и оценки экспертов, в том числе на сопоставительный анализ уровня теневой экономики по ряду стран.

Следующая подсистема – коррупционная экономика. Мы знаем, что эта сфера за последние 10-15 лет так сильно развилась, что психологически и морально в нашем обществе она стала обычным явлением и стилем жизни.

И последняя подсистема – спекулятивная игра на фондовых рынках, где по существу из ничего создаются большие состояния. За многие годы существования развитых биржевых операций люди в развитых странах психологически привыкли к возникновению таких виртуальных богатств. В России первая биржа была организована еще Петром 1 после посещения Голландии. Этот процесс затем затормозился, а при советской власти был вообще запрещен. Поэтому наше общественное сознание не готово к восприятию и, особенно, последствиям этой виртуальной экономики. Те экономисты, которые пытаются оперировать терминами и понятиями биржевой игры, в России не понимаются и отвергаются общественным сознанием. По существу это две антагонистические экономические культуры и рассчитывать на быстрый переход от одной культуры к другой не приходится. Думается, что современный финансовый кризис – это, главным образом, психологический кризис в культуре.

Операционный путь исследования взаимодействия подсистем экономики. Для того чтобы объективно подойти к взаимодействию этих 4 подсистем большой экономики необходимо установить, повторимся, связи между ними в количественной форме. Таких связей будет 4*4-4=12; эти 12 связей и являются целью нашего исследования. Нам представляется, что без знания этих взаимодействий трудно рассчитывать на внятное понимание, прогноз и методы управления финансовой деятельностью в нашем государстве.

Самым надежным показателем процессов в экономике являются транспортные показатели. Многие экономисты и транспортники еще с середины 19 века высказывались, что через транспорт и его функционирование и статистику можно понять историко-экономические процессы развития общества. Это как бы материальная основа всего происходящего в обществе. Вторым таким интегральным показателем, но очень глубоко скрытым от нас, являются численность населения и собственно демографические процессы, которые за этим стоят. Но здесь связи не так прозрачны, как по транспорту. Следующим обобщающим интегральным показателем является экологическое состояние страны и регионов, ибо все, что производит общество, в конце концов, превращается в отходы либо технологического характера, либо  жизнедеятельности. Не смотря на глубокие исследования многих ученых всего мира, эта сверхактуальная тема еще не вышла из стадии накопления материала и реальных практических рекомендации. Основополагающие рекомендации экологов до сих пор подвергается сомнению.

Высказанные общие идеи и постановка проблемы в дальнейшем необходимо подкрепить программой конкретных научных и практических действий.