http://labgrad.ru/konferenciya-2013
III
международная научно-практическая конференция ПРЕОБРАЗОВАНИЕ
ТРАНСПОРТНО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОСТРАНСТВ ГОРОДОВ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.
УЗЕЛ ЛАДОЖСКОГО ВОКЗАЛА
30 июня - 6 июля 2013
Положение
о конференции: http://labgrad.ru/polozhenie-o-konferencii
Программа
конференции: http://labgrad.ru/programma-konferencii
Научный
комитет: http://labgrad.ru/nauchnyy-komitet
Регистрация:
http://labgrad.ru/registraciya
Контакты:
http://labgrad.ru/kontakty
Приглашаем
Вас принять участие в 3-й международной научно-практической
конференции «Преобразование транспортно-коммуникационных
пространств городов. Санкт-Петербург. Узел Ладожского
вокзала».Конференция проводится НП «Национальная Гильдия
Градостроителей», Санкт-Петербургским государственным
архитектурно-строительным университетом и ООО «Лаборатория
градопланирования» под эгидой Правительства Санкт-Петербурга
при участии Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД»,
Санкт-Петербургского государственного университета, ЗАО
«Петербургский НИПИГрад». Генеральный информационный
партнер - РосБизнесКонсалтинг. Мы надеемся, что результаты работы
конференции послужат улучшению общего понимания целей, задач и
возможных технических решений преобразования сложного транспортного
узла Ладожского вокзала всеми участниками градостроительной
деятельности; восстановлению комплексного подхода к планированию
развития транспортно-коммуникационных пространств городов в новых
социально-экономических условиях; повышению квалификации специалистов
в области градостроительного и транспортного планирования, управления
развитием территории.
НАУЧНЫЙ КОМИТЕТ
Председатель комитета:
Бочаров Юрий Петрович - д. арх., действительный член Российской академии архитектурных и строительных наук, профессор Московской государственной академии городского хозяйства и строительства (Россия);
Сопредседатель комитета: Петрович Михаил Любомирович доцент Высшей школы экономики (Россия);
Члены комитета:
Вучик Вукан доктор, профессор Университета Пенсильвании (США);
Михайлов Александр Юрьевич д.т.н., профессор Национального исследовательский Иркутский государственный технический университет (Россия);
Семенцов Сергей Владимирович д. арх., профессор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (Россия);
Энгель Барбара доктор, член Немецкой академии градостроительства и ландшафтной архитектуры (Германия);
Шестернева Наталья Николаевна к.арх., доцент Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (Россия);
Ваксман Семен Аронович к.т.н., председатель Оргкомитета международных конференций по транспортным системам городов (Россия);
Карпов Александр Семенович к.б.н., директор Центра экспертиз ЭКОМ (Россия);
Сваткова Елена Анатольевна директор компании АвтоДорожный Консалтинг (Россия).
http://www.itpgrad.ru/node/589
7
тенденций развития территорий США
По
итогам последней переписи населения в США экономист Гарвардского
Университета Эдвард Глейзер сформулировал 7 тенденций развития
территории.
Как
и во многих странах, национальная перепись в США проходит регулярно,
являясь источником данных для планирования государственных программ и
для электоральных нужд. Перепись проводится раз в 10 лет, начиная с
1790 года. По итогам переписи населения 2010 года экономист
Гарвардского Университета Эдвард Глейзер сформулировал 7 тенденций
развития территории. Впрочем, ученый ставил себе целью не только
выявить тенденции, сколько предложить федеральным и местным
чиновникам ответы на вопросы о том, какие действия могут
способствовать развитию депрессивных территорий. Единицей анализа
стали округа – административно-территориальные единицы внутри
штатов, количество которых в США составляет 3140. Итак, тенденции
первого десятилетия ХХI века:
1.
Население выросло в тех округах, где доход стал выше в сравнении с
2000 годом.
Население
20% богатейших округов выросло на 15%. В беднейших 40% округов
отмечена убыль или незначительный прирост населения. Американцы
«голосуют ногами» и переезжают в те регионы, где с
большей вероятностью найдут применение своему труду, увеличивая
национальную производительность в целом.
2.
Рост населения можно предсказать по январской температуре в
округе.
Это
связано как с естественной притягательностью «теплых краев»,
так и с тем, что в этих зонах более благоприятная обстановка для
новых поселенцев. Дело не в самой температуре – рост доходов в
южных штатах связан с законами, привлекательными для развития там
индустриального производства. Кроме того, в южных регионах меньше
ограничений, связанных с жилищным строительством и, как результат,
жилищный бум.
3. Население возвращается на побережье.
В 19 веке американцев привлекали природные богатства бескрайних просторов внутренних территорий, сегодня они возвращаются обратно, в старые портовые города, в то время, когда внутренние индустриальные центры с трудом сохраняют численность. Дело в современной экономике, где получение доходов во многом связано с сервисом и требует личного контакта. Поэтому легкодостижимые друг для друга приморские центры выигрывают, а самые малонаселенные регионы продолжают терять население.
Карта
плотности населения США:
4.
Люди переезжают в большие города. Но не слишком большие. Притом, что
большая часть ВВП создается в крупнейших городах, прирост населения
туда, если сравнить данные 2000 и 2010 годов, не самый большой. Люди
хотят жить в населенных местах, но не в перенаселенных, и Глейзер
отмечает несколько причин к этому: высокая стоимость строительства,
неудобство пользования автотранспортом и транспортная перегруженность
и прочее.
5.
Уровень образования в округе влияет на рост населения и рост
доходов.
По
словам Глейзера, те округа, где в 2000 году было больше выпускников
колледжей, в 2010 году показали как рост доходов, так и
продолжающийся рост выпускников вузов. Образование притягивает деньги
и новое образование – и то, и другое одинаково важно. К умным
жителям охотнее притягиваются новые мигранты. Дело не только в
психологическом климате, но и в уровне сервиса, инфраструктуры и
т.п.
6.
Население покидает старые индустриальные центры.
Занятость
в массовом промышленном производстве и жизнь в городах,
организованных для нужд огромных фабрик – признак 20 века. В
1980-е именно эти города были центрами развития и прироста населения.
Нынче инфраструктура Фордовских заводов в упадке и былые
индустриальные центры уже не являются магнитами, притягивающим
людей.
7.
Жилищная политика ограничивает рост населения.
Последняя
тенденция, по мнению Э.Глейзера, связана с ценой на недвижимость в
том или ином округе. Там, где в 2000 году была самая низкая цена на
жилье, в следующие 10 лет наблюдался наименьший прирост населения. За
исключением немногих округов, где другие притягательные факторы
способствовали желанию платить любые деньги, наибольший прирост
населения оказался в тех округах, где стоимость жилья колебалась на
среднем уровне. В целом, прирост населения в самые дорогие регионы
невелик, а самый значительный рост показывают округа, где ни природа,
ни законы не заставляют много тратить для того, чтобы быть
обеспеченным жильем.
С
полной версией отчета Э.Глейзера можно ознакомиться по ссылке:
http://www.hks.harvard.edu/var/ezp_site/storage/fckeditor/file/census_final%281%29.pdf
О
внутренней миграции и проблеме развития территорий в России
Карта
плотности населения России :
В
отличие от США и других стран, в которых внутренняя миграция
выступает в роли основного механизма перераспределения населения
между регионами в ответ на изменение экономических,
социально-демографических, политических и др. условий жизни, в России
уровень миграционной подвижности населения является крайне низким.
Так, если среднестатистический житель США меняет место жительства в
течение своей жизни примерно 13 раз, Великобритании — около 7
раз, то среднестатистический гражданин России — чуть более 1,5
раза.
России
присуще крайне неравномерное территориальное распределение
производительных сил в сочетании с существованием локально замкнутых
региональных рынков труда. Последнее обусловливает сохранение очагов
застойной безработицы, в то время как в ряде регионов наблюдается
нехватка рабочей силы по отдельным отраслям и профессиям.
О
степени остроты проблемы повышения внутренней мобильности населения в
России можно, в частности, судить по значительной межрегиональной
вариации уровней доходов населения. Так, коэффициент межрегиональной
вариации номинальной заработной платы в России в 2005 году составлял
58%, среднедушевых расходов населения — 55%, уровня безработицы
— 61%.
Направление
внутренней миграции России четкое — в центр. Наиболее
привлекательными территориями помимо Москвы и Санкт-Петербурга
являются города Южного федерального округа: там более благоприятный
климат, в том числе и деловой.
По
данным исследования кадрового холдинга АНКОР «Движение
персонала на территории Российской Федерации», проведенного в
конце 2011 года, 40% переехавших сделали это из-за стремления к
профессиональному и карьерному развитию, 31% — из-за желания
улучшить условия жизни и свое материальное благосостояние, 19% —
из-за отсутствия рабочих мест на территории проживания.
Кадровое
истощение регионов резко сокращает их способность развиваться.
Эксперты сходятся во мнении, что проблему можно решить исключительно
экономическими мерами: грамотной жилищной политикой, привлечением
инвестиций в региональную экономику и комплексным подходом к
управлению развитием территорий.