Размещение АЗС в городе и сельской местности

А.А. Агасьянц

Автомобильный парк в РФ вырос за последние 10 лет примерно в 1,5 раза и составил по состоянию на 2001 год 23,5 млн. автомобилей, в том числе 17,6 млн. легковых автомобилей (78%), что обеспечивает уровень автомобилизации населения в целом по РФ соответственно 158 и 124 авт. на 1 тыс. населения. При этом отмечается крайняя неравномерность насыщения ре-гионов автомобилями. В отдельных городах уровень автомобили-зации выше в 2 раза и более.

На общем фоне стремительного роста автомобильного парка в РФ особое место занимает Москва – как центр Москов-ского региона с общей численностью населения около 20 млн. человек и в силу своего уникального географического положения – в узле важнейших автомагистралей федерального и междуна-родного значения.

Численность приписанного к Москве автотранспорта (без Московской области) составляет: по грузовым автомобилям – около 5%; по автобусам – 7%; по легковым автомобилям – 10% от автопарка по России в целом. Эти показатели за последние два года несколько снизились из-за более высоких темпов роста об-щего количества автотранспортных средств в РФ (9,2%) по срав-нению с Москвой (5,3%); при этом количество легковых автомо-билей увеличилось в целом по России на 11,5%, против 6% в Мо-скве. Динамика роста количества автомобилей в целом соответ-ствует динамике потребления моторного топлива. Так, в Москве при росте количества автомашин в период 1992 по 2000 г.г. на 116%, потребление моторного топлива возросло на 133,6%. В те-чение 2000 г. потребление топлива снизилось на 11,3% по срав-нению с 1999 г. при росте общего количества автотранспорта на 5,3%, что частично объясняется приобретением состоятельной частью населения вторых и третьих автомобилей и, как следст-вие, сокращением среднего пробега на один автомобиль. Это должно учитываться при выработке стратегии развития сети ав-тозаправочных станций (АЗС) и автозаправочных комплек-сов(АЗК).

Размещение АЗС на территории населенных мест и на трассах дорог должно носить обоснованный программный харак-тер, позволяющий формировать целостную систему удобных и рентабельных заправочных и сопутствующих им объектов и уст-ройств.
АЗС, как правило, оборудуются стационарными топливо-раздаточными колонками (ТРК), подземными резервуарами для горючего (по видам топлива и одного резервуара аварийного слива), рабочими и бытовыми помещениями для персонала, по-жарными постами и др. сооружениями в зависимости от значи-мости АЗС в системе заправочных станций. В состав АЗС может входить также станция технического обслуживания (СТО) и то-гда такой комплекс помимо служебных помещений должен включать помещение для отдыха и питания посетителей, мойки автомобилей, автостоянку и др. Следует различать, по крайней мере, три категории АЗС по пропускной способности (заправок в сутки): категория 1 – свыше 1000; категория II – от500 до 1000; категория III – до 500.

Категория 1 – это базовые автозаправочные и обслужи-вающие комплексы, размещаемые, как правило, на трассах авто-мобильных дорог международного и федерального значения на расстоянии друг от друга не менее 100 км. Предназначаются для круглосуточного обслуживания посетителей и автомобилей с предоставлением широкого комплекса услуг. Включают собст-венно АЗС, СТО, гостиницу, ресторан, магазины, медпункт и др.

Категория П – высокооборудованный тип заправочных станций с пунктом технического обслуживания. Размещаются на территории больших и крупных городов (свыше 250 тыс. чел.), преимущественно в периферийной зоне, а также на автомобиль-ных дорогах международного, федерального и республиканского значения на расстоянии от других АЗК и АЗС не менее 10 км. Могут включать также охраняемую стоянку автомобилей с наве-сом, мойку, кафе, помещение для кратковременного отдыха посе-тителей, санузлы и др.

Категория Ш – самый массовый тип АЗС, дополняющий систему автозаправочных в больших и крупных городах, форми-рующий систему в малых и средних городах (до 150 тыс. чел.), а также на автомобильных дорогах всех категорий. Размещаются на расстоянии от других АЗС не менее 3 км.

СНиП 2.07.01 - 89 «Градостроительство» (п.6-42) уста-навливает лишь единственное требование для размещения АЗС – удаление от жилой застройки и объектов общественного назна-чения не менее, чем на 50 м. Это требование практически исклю-чает возможность размещения АЗС в центральном районе горо-дов, вытесняя их в срединную и периферийную зоны, а также в производственные, коммунальные и другие территории, непри-годные для жилой и общественной застройки: зоны объектов и полосы отвода внешнего транспорта (железнодорожные и авто-мобильные вокзалы, аэропорты, вокзалы водного транспорта), зоны транспортных пересечений магистральных улиц и дорог, зоны автостоянок, гаражей и др. Наиболее распространенным примером устройства АЗС является их размещение на участках непосредственно примыкающих к магистральным улицам и до-рогам с одной или двух сторон от магистрали.

Требования СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» (п.10.12) устанавливают более дробную дифференциацию АЗС и их размещение на автомобильных дорогах в зависимости от ин-тенсивности движения. Однако интенсивность движения важный, но не единственный показатель, который следует учитывать при организации системы АЗС. Автодороги, как места размещения АЗС не могут рассматриваться в отрыве от прилегающих терри-торий, степени их освоения, наличия поселений и пр.

Для более точных обоснований целесообразности строи-тельства АЗС и определения их пропускной способности необхо-димо иметь сведения о структуре транспортных потоков и преоб-ладающих маршрутах следования автомобилей. На основании таких данных возможно прогнозировать вероятность заправки автомобилей в намечаемом для размещения АЗС месте автодоро-ги. Такие данные могут быть получены только по результатам натурных обследований и оценки ситуации на ближайших АЗС.

Размеры земельных участков АЗС составляют, как прави-ло, от 0,1 до 0,5 га в зависимости от количества топливораздаточ-ных колонок (ТРК). При размещении на единой площадке с АЗС пунктов технического обслуживания, автостоянок, мойки, мага-зинов, кафе, ресторанов и др. объектов обслуживания размеры участков автозаправочных комплексов (АЗК) могут составлять от 0,5 до 1,5 га и более.

По рекомендациям СНиП 2.05-85 «Автомобильные доро-ги» (п.10.13) АЗС следует размещать в придорожных полосах на участках дорог с уклоном не более 40%, на кривых в плане ра-диусом более 1000 м, на выпуклых кривых в продольном профи-ле радиусом более 10000 м, не ближе 250 м от железнодорожных переездов, не ближе 1000 м от мостовых переходов, на участках с насыпями высотой не более 2 м.

Для гарантии благоприятного размещения АЗС место строительства должно определяться архитектурно-планировочными органами в строгом соответствии с утвержден-ным генпланом развития города, проектами планировки и за-стройки районов, проектами развития и обустройства магист-ральных улиц и дорог.

При выборе места размещения АЗС в городе или в сель-ской местности следует учитывать размеры обслуживаемой тер-ритории, численность населения и количество автомобилей на момент строительства и на ближайшую перспективу (5-7 лет), наличие или отсутствие транзитных автомобильных потоков, а также ближайшие АЗС.

В сельской местности АЗС следует размещать, как прави-ло, на въездах в райцентры и центры сельской администрации, а также на автодорогах местной сети, в точках, равноудаленных от других поселений, входящих в район строительства АЗС и имеющих общую численность населения не менее 10 тыс. чело-век.

На размещение АЗС оказывают влияние также природные условия и экологические факторы: рельеф местности, близость водных систем, аэроклиматическая характеристика («роза вет-ров»), естественное проветривание, распространение промыш-ленных выбросов, частота туманообразования и др. Запрещается строительство АЗС на особо охраняемых территориях и вблизи них, включая охранные зоны, земли природоохранного, рекреа-ционного, историко-культурного назначения, что требует специ-альных согласований.

АЗС могут быть отнесены к типу объектов систем массо-вого обслуживания с определенной вероятностью поступления клиентов(автомобилей). Практически прибытие автомобилей на АЗС носит случайный характер, в связи с чем непрерывность ее работы может быть обеспечена только в случае образования не-которой очереди к каждой колонке, но не более 3-5 автомобилей, так как вопрос о пропускной способности АЗС следует решать не с позиций технических возможностей устройств, а из условия удовлетворения качества обслуживания. Так, при вероятности потери времени более 5-7 минут и достаточном уровне развития сети АЗС водители в большинстве случаев не будут пользоваться данной АЗС.

К величине расчетной пропускной способности АЗС и определения ее реальной эффективности следует применять ко-эффициент снижения пропускной способности из-за отсутствия потребителей, технологических перерывов и других непредви-денных случаев, равный 0,35.

Для ориентировочных расчетов пропускной способности и количества АЗС на территории можно использовать следующие показатели:

.
Ед. изм.
Город
Сельская местность
1. Уровень автомобилизации, в:
авт./
2000
1000чел.
150-250
50-70
2005
180-290
70-90
2010
230-330
90-120
2. Среднегодовой пробег
легкового автомобиля
тыс. км
дек.15
05.июл
в т.ч.:                          в городе
%
70
30
в пригородной зоне (сельской местности)
.
%
30
70
3. Среднегодовое потребление топлива
тыс. в год на 1 автомобиль
1,2-1,5
0,5-0,7
4. Коэффициент сезонной неравномерности использования автомобилей
1,5
2

* Официальные данные отсутствуют

Для более точных расчетов необходимы сведения об ав-томобильном парке в районе или зоне намечаемого размещения АЗС, его структуре и пробегах, что позволяет обосновать объемы потребления топлива автотранспортом в пределах рассматривае-мой территории и определить места целесообразного размещения АЗС. С этой целью могут быть использованы «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» [2].

Вместе с тем непредсказуемость поведения водителей ин-дивидуальных автомобилей может внести существенные коррек-тивы в теоретические расчеты; поэтому с определенными допус-ками возможно устанавливать пропускную способность проекти-руемых АЗС, основываясь на объективные показатели эксплуата-ции действующих АЗС [3. c.78]:

N=T*60*K/t

где: N – пропускная способность АЗС за расчетный период, авт.;
T – основной период работы АЗС, обычно 12 час.;
t - время обслуживания одного автомобиля, мин. (t = 3-4 мин. в зависимости от уровня обслуживания и оборудования АЗС);
К – коэффициент неравномерности работы АЗС, равный 0,35.
В Москве функционирует более 300 АЗС общего пользо-вания, что при нормальном поступлении топлива обеспечивает достаточно удовлетворительный уровень обслуживания населе-ния. В среднем на одну АЗС приходится 2,5 –3 кв.км городской территории с населением примерно 25-30 тыс. чел. При таком населении на одну АЗС может приходиться от 6 тыс. до 9 тыс. автомобилей индивидуального пользования, среднесуточный пробег которых составляет 240-360 тыс.авт.-км. Для выполнения такой работы необходимо иметь на среднестатистической АЗС в Москве не менее 25-40 т топлива в сутки.

Литература

1. Временные экологические требования при проектировании, строительстве и эксплуатации автозаправочных станций на территории г.Москвы. Москомприрода, 1999
2. Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомо-бильном транспорте. Изд-во «Ось-89», 2000
3. Транспортные сооружения городов. – В.С. Коваль, М.П. Сав-ченко, В.П. Старовойда. – Киев: Будiвельник, 1978 120с.
4. Рекомендации по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений. М.: ЦНИИП градостроительства, 1994.


© S.Waksman, 2002