Появление в крупных городах частного
ГОТ вызвало неоднозначную реакцию населения, особенно
в связи с неуклюжими (часто) действиями городских администраций.
В связи с этим авторами в г. Екатеринбурге проведен опрос
для выявления отношения к введению частного (почему-то
стал обиходным принципиально неправильный термин «коммерческий»
транспорт). Особенностью ведения частного ГОТ явилось
полное дублирование частными ГОТ основных городских маршрутов;
в связи с этим можно говорить о появлении «маршрутного
коридора», на всем (или на большем) протяжении которого
одновременно эксплуатируется подвижной состав разной
формы собственности (муниципальной и частной), разной
вместимости и с разным тарифом за проезд. Очевидно, что
муниципальный транспорт в этих условиях оказывается не
конкурентно способным.
Введение частного подвижного состава на маршрутах муниципального
ГОТ во многих случаях объяснимо с позиции городских властей:
дефицит бюджета, отсутствие средств на пополнение парка
подвижного состава ГОТ, не возврат федеральным уровнем
муниципальному средств за перевозку льготных и бесплатных
пассажиров, часто политические мотивы и даже меньшая
ответственность за транспортно-пассажирское обслуживание
населения.
В процессе исследования учтены такие факторы, как уровень
материального благосостояния респондентов (по их оценке),
наличие в семье автомобиля и возраст 231 респондента.
Опрашивалось работающее население в возрасте от 20 до
60 лет, разделен-ное на три возрастные категории; пенсионеры
из обследования исключены, так как имеют в г. Екатеринбурге
льготы (бесплатный проезд) – до 31.12.03 на муниципальном
ГОТ, а с 1.01.04 – и на частных маршрутах, обслуживаемых
большими автобусами («Мерседесс», «Икарус»…). Выборочный
случайный опрос осуществился как непосредственно, так
и с использованием Интернета путем размещения опросного
листа на сайтах.
Как видно из табл.1, частота пользования муниципальным
ГОТ естественно выше, чем частным: постоянно и довольно
часто пользуется муниципальным ГОТ 80,4% респондентов,
не имеющих личного транспорта, и 44% имеющих, против соответственно
52,2 и 22,6% пользующихся частными ГОТ. Важно отметить,
что уже в настоящее время 19,4% имеющих в семье автомобиль,
никогда не пользуется муниципальным ГОТ, а 29% - частным
ГОТ.
Табл.1. Пользование муниципальным и частным ГОТ в зависимости от наличия автомобиля в семье, %
Частота
пользования
|
Муниципальный ГОТ
|
Частный ГОТ
|
||
Наличие автомобиля
|
Наличие автомобиля
|
|||
нет |
есть |
нет |
есть |
|
постоянно |
47,8 |
17,2 |
19,6 |
4,3 |
довольно часто |
32,6 |
26,8 |
32,6 |
18,3 |
редко |
18,8 |
36,6 |
37 |
48,4 |
никогда |
0,8 |
19,4 |
10,8 |
29 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
Анализ влияния наличия автомобиля и возраста
респондентов показал, что появление автомобиля резко сокращает
удельный вес постоянно пользующихся муниципальным ГОТ.
Например, в возрастной группе 20-29 лет показатель сокращается
с 54,4 до 8% (т.е. в 6,8 раза), в возрастной группе 30-44
года – с 34,8 до 15,4 % (в 2,3 раза) и в группе старше
45 лет – с 41,7 до 27,6% (в 1,5 раза). Индекс пользования
муниципальным ГОТ с возрастом резко уменьшается при отсутствии
автомобиля в семье; но при наличии автомобиля – увеличивается
в старшей возрастной группе.
Эти данные подтверждаются другим исследованием, в соответствии
с которым в Екатеринбурге 32,6% пользующихся ГОТ предпочитают
«частный», еще 55,8% - муниципальный, а 11,6% - не делает
выбор («и тот, и другой»). Таким образом, хотя муниципальный
ГОТ является предпочтительным, но треть респондентов
«тяготеет» к частному ГОТ. Основными факторами в этом
случае является большая частота движения частного ГОТ
на маршрутах (это отметило 43% респондентов); на втором
месте – быстрота поездки и далее – комфорт. Почти 40%
опрошенных считают, что в частном ГОТ работают более вежливые
кондуктора, чем в муниципальном.