Материалы X международной (тринадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14 - 15 июня 2004 года

Разработка компьютерной программы с целью реорганизации маршрутной сети города

К. Сафронов, Д. Киммель

Принятые Омским городским Советом 18.06.2003 г. «Правила организации транспортного обслуживания на территории г. Омска» позволили начать совершенствование маршрутной сети, которая за последние годы претерпела ряд существенных изменений: за три года выпуск на линию муниципальных автобусов сократился на 12%, троллейбусов и трамваев на 2,5%; при этом количество зарегистрированных частных микроавтобусов увеличилось в 3,5 раза (до 2250), а длина их маршрутной сети достигла 2763 км; средняя вместимость единицы ПС ГОТ Омска упала со 112 до 45 мест. В связи с этим стала актуальной проблема совершенствования маршрутной сети микроавтобусов, определение их оптимального количества и траекторий движения.
Совершенствование маршрутной сети микроавтобусов проводилось с учетом работы всех видов транспорта (автобус, троллейбус, трамвай). Основная цель – снижение загрузки главных городских магистралей при условии сохранения провозной способности. Необходимо разгрузить центральные улицы города, сокращая на них число маршрутов микроавтобусов и заменяя их подвижным составом (ПС) большой и особо большой вместимости. Микроавтобусы должны выполнять свою функцию – работу на внутрирайонных, подвозящих и вылетных маршрутах.
Для разработки, корректировки, выбора оптимальной траектории движения маршрутов, мониторинга маршрутной сети ГОТ, а также для ввода, хранения, анализа, поиска и редактирования больших массивов данных об объектах транспортного комплекса г. Омска потребовалось создание компьютерной программы. По-сле анализа разработок в этой области в СибАДИ была разработана геоинформационная программа «Маршрутная сеть», которая структурно состоит из трех частей: графическая часть, информационная база, аналитический раздел.
На основе выходных показателей, получаемых в результате обработки исходных массивов графических и аналитических баз, возможно принятие решений по реорганизации и совершенствованию маршрутной сети города. В процессе реорганизации сети решаются две взаимосвязанные задачи – снижение загрузки главных магистралей города и увеличение провозной способности ПС ГПТ.
Графическая часть геоинформационной программы – приложение Autodesk Land Desktop, построенное на базе AutoCAD, включает в себя: жилые и промышленные районы, транспортный каркас, траектории движения маршрутов автобусов, троллейбусов, трамваев, маршрутных такси. Она содержит данные о дислокации объектов транспортного комплекса – остановочные пункты, конечные (разворотные) площадки, пассажирские автотранспортные филиалы, объекты городского электротранспорта, диспетчерские, АЗС, тяговые подстанции и пр. и предназначена для навигации по карте, трассировки и редактирования траекторий маршрутов ГОТ и дислокаций объектов транспортного комплекса на УДС, передачи геометрических параметров о траекториях маршрутов и расположении объектов транспортного комплекса в информационную базу. При помощи инструментария программы возможна корректировка графических объектов, распечатка маршрутов движения ГОТ, карты г. Омска и её фрагментов.
Информационная база и аналитический раздел базируется на системе управления базами данных Microsoft Access. Вышеуказанные приложения работают под управлением операционной системы Microsoft Windows, имеют общепринятый для Microsoft Office интерфейс. Работа с информационной базой и аналитическим разделом геоинформационной программы осуществляется посредством удобной кнопочной формы. Информационная база геоинформационной программы содержит массив данных о маршрутах ГОТ (протяженность, номер, наименование, принадлежность, тип ПС), остановочных пунктах и конечных (разворотных) площадках (наименование, принадлежность, геометрические параметры, сведения об обустройстве техническими средствами). Массив данных по остановочным пунктам содержит также для каждого объекта: наименование, принадлежность, тип остановочного пункта, наличие и геометрические параметры заездного кармана, посадочной площадки, павильона; наличие технических средств организации дорожного движения в районе остановочного пункта, принадлежность к контрольной точке системы АСДУ-А, дату обследования. Массив данных по ПС ГОТ содержит для каждого транспортного средства: марку, вместимость, государственный регистрационный знак, гаражный номер, принадлежность, год выпуска, пробег, пробег до списания, номер маршрута. Информационная база предназначена для ввода, хранения, просмотра, поиска и редактирования данных; обработки геометрических параметров объектов транспортного комплекса; распечатки справочной информации, при этом могут применяться различные фильтры и задаваться условия для отбора.
Исходными данными для расчета аналитических показателей являются: трассировка маршрутов ГПТ в графической части программы, расстановка ПС по маршрутам и заложенный в информационной базе массив информации по маршрутам, конечным (разворотным) площадкам, остановочным пунктам и ПС. Аналитический раздел геоинформационной программы позволяет получить информацию о работе маршрутов автобусов, троллейбусов, трамваев, микроавтобусов. При помощи заложенных процедур по каждому маршруту, виду транспорта, его принадлежности (муниципальный и коммерческий) определяются: тип ПС, длина маршрута, выпуск на линию, время работы на линии, интервал движения, транспортная работа, провозная способность.
Для каждого маршрута на основе данных из графической части и информационной базы определяются протяженность, наличие конечных (разворотных) площадок, промежуточные остановочные пункты, коэффициент непрямолинейности движения и коэффициент дублирования для каждой пары маршрутов. Для каждого остановочного пункта и конечной (разворотной) площадки определяются параметры, зависящие от степени их загрузки. Аналитический раздел предназначен для выбора оптимальной траектории движения маршрута, мониторинга и оценки функционирования маршрутных сетей ГПТ. В качестве критерия для сравнения различных вариантов маршрутных сетей, отличающихся количеством и трассировкой маршрутов, а также расстановкой различного ПС по маршрутам, использован показатель провозной способности, (тыс. пасс-мест/сут).
В процессе работы сети микроавтобусов они разделены на 5 групп: 1) маршруты, не требующие изменения, т.к. их трассировка не затрагивает основные городские магистрали; 2) маршруты с высоким коэффициентом непрямолинейности (2 и более), что требует его снижения и доведения до норматива; 3) дублирующиеся с другими маршрутами; 4) маршруты с интервалом движения менее 4 мин., на которых сконцентрированы основные объемы перевозок; 5) нерентабельные маршруты.
Для дальнейшего совершенствования маршрутной сети го-рода необходим ввод дублирующих участков главных магистралей. В условиях роста автомобилизации и высокой загрузки центральных городских магистралей основной упор надо делать на развитие муниципального транспорта, совершенствование структуры парка ПС, и строительство метрополитена, первая очередь которого должна быть пущена в 2008 г.
Разработанные предложения по реорганизации маршрутной сети ГОТ Омска, в первую очередь маршрутных такси, позволяет резко сократить количество маршрутов последних, численность ПС на них, при одновременном улучшении обслуживания населения средствами ГОТ, снизить загрузку главных пересечений на 15%, повысить эффективность использования ПС, нормализовать интервалы движения, повысить среднюю эксплуатационную скорость движения по основным магистралям. Таким образом, можно решить противоречивую транспортную задачу – снизить загрузку городских магистралей при одновременном увеличении провозной способности пассажирского транспорта. Сокращение числа микроавтобусов на главных магистралях города приведет к снижению количества ДТП на 50%, улучшит экологическую обстановку.


© S.Waksman, 2002