Материалы X международной (тринадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14 - 15 июня 2004 года

Льготники на пассажирском транспорте: направления исследовательской программы
(на примере Московской области)

Г.А. Гольц

Нарастание количества пассажиров, пользующихся льготным проездом на автобусах в связи с процессом старения населения, заставляет управляющие структуры адекватно учитывать это обстоятельство в прогнозах, планах и оперативной эксплуатации. Следует заметить, что в связи с относительной новизной проблемы и уникальностью ее для российских условий, невозможно в прямом виде использовать существующие в мировой науке наработки в области теории пассажирских перевозок.
Поэтому означенная в заглавии цель работы требует нескольких этапов методической подготовки. Наиболее слабо изученной проблемой является дифференциация транспортной подвижности по возрасту, особенно для пенсионеров и инвалидов. Для условий Московской области, насколько нам известно, до сих пор не проводились подобные социологические транспортные обследования. Поэтому, в первую очередь в намечаемой работе следует выявить закономерности транспортной подвижности населения по возрасту.
Вторая проблема заключается в распределении перевозок по видам транспорта и видам собственности подвижного состава. Особенно характерно для перевозок в районах Московской области нарастание перевозок пассажиров на личных автомобилях, такси и частных микроавтобусах. Однако было бы заблуждением ограничиться только анализом по этим видам транспорта, ибо в целевой структуре пассажирских перевозок помимо местных перевозок в городах-центрах, наблюдается мощный центростремительный поток в Москву, который обслуживается пригородной железной дорогой и подвозящими к станциям ж.д. автобусными маршрутами. Эта особенность пассажирских потоков Московской области налагает крупные методические трудности, связанные с теоретической неразработанностью моделей пассажирских потоков в таких уникальных условиях.
Используемые в мировой практике модели межрайонных корреспонденций предполагают для адекватной реализации более или менее равномерное распределение пассажирообразующих емкостей. В Московской области в виду отмеченных особенностей эти емкости разнятся на порядки. Это требует доработки существующих модельных построений и вычислительного аппарата. Ясно также, что подойти к операциональному решению поставленной задачи управления дотационными средствами на льготников, совершенно невозможно без продвижения соответствующей методической базы. Единственным более кратким методическим приемом может быть использование косвенных, либо генерализованных зависимостей. Среди них можно отдать предпочтение тем, которые разработаны автором: а) высокоточного моделирования многомерных динамических рядов по ретроспективным данным; б) использования закономерности постоянства затрат времени на передвижения; в) моделирования территориального распределения перевозок с учетом закономерности, приведенной в пункте «б», и конкретного территориального распределения населения относительно основных центров тяготения.
Эти системные методические трудности решения общей задачи управления дотационными средствами налагают на участников разработки требование уделить большое внимание методической стороне, ибо в конечном счете для оперативного управления финансовыми средствами требуется значительно большая точность и достоверность расчета пассажирских связей и потоков, чем это обычно достигается в генеральных планах городов и перспективных транспортных схемах. Для эксплуатационных целей требуется точность расчета на уровне 5-7%, в то время как для обычных перспективных планов точность достигается только на уровне 25-35%. Это не особенно известный факт, ибо транспортные проектировщики обычно скрывают это несоответствие и маскируют его тем, что в перспективе значительно изменяются исходные данные, а постпрогнозы они не производят.
Работу предполагается провести в три этапа: 1) сбор и систематизация исходной статистической информации за последние 10 лет по всем видам пассажирского транспорта Московской области; 2) разработка методики расчета транспортной подвижности населения, перевозок и их территориального распределения; 3) краткосрочный прогноз объема перевозок на маршрутных автобусах общего пользования и выделения из него доли льготников по всем муниципальным образованиям.


© S.Waksman, 2002