Приводятся особенности
решений метромоста и строящегося
Омского метрополитена, делающих их уникальными сооружениями
в стране.
Темпы строительства новых метрополитенов в крупнейших
городах страны, включая Новосибирск, Екатеринбург, Омск,
Красноярск, Челябинск, следует признать недопустимо низкими.
В то же время возведение метрополитена в крупном городе
способствует повышению технического уровня всей транспортной
системы, улучшению её экономики. Например, по трассе 1-ой
очереди Омского метрополитена построен уникальный, не имеющий
аналогов в стране, совмещенный двухъярусный метромост через
реку Иртыш, где на нижнем уровне в габаритах несущих конструкций
осуществляется движение метропоездов, а на верхнем уровне
– автотранспорта. Удачное конструктивное решение позволит
превратить улицу Фрунзе в магистраль непрерывного движения
и найти градостроительное решение центра города с сохранением
его исторической застройки.
Расчёты
показали высокую эффективность строительства метро в Омске.
Необходимо при этом пояснить,
что эффект от работы скоростного подземного транспорта равен
сумме внутритранспортного экономического и сопутствующего
внетранспортного эффектов, причем последний является основным
Он складывается из нескольких показателей: экономия времени,
снижение ДТП и транспортной усталости, улучшение состояния
окружающей среды, снижение шума, экономия городской территории,
улучшение планировочной структуры города и т. д. Понятно,
что улучшение социальных и экологических характеристик города
приводит к улучшению условий жизни
и труда населения, к ускорению экономического развития страны.
Сеть Омского метро должна состоять из
трех линий общей протяжённостью
Первая очередь 1-й линии метро соединит спальный
район Левобережья с центральной частью города, пуск намечен
на июль 2008 г. Будут открыты 4 станции: «Библиотека им.
А.С. Пушкина», «Заречная», «Соборная», «Кристалл». Проекты
станций разработаны территориальным проектным институтом
«Омсктранспроект». Их сооружение и проходку тоннелей метро
выполняет НПО «Мостовик» - генеральная подрядная организация
на строительстве трёх линий Омского метро. В 2007 году,
с началом работы проходческого комплекса «Lovat», темпы строительства возрастут
со 100 до 400 метров проходки в месяц.
Для
уточнения загрузки метро использовались данные нового генплана
г. Омска. В частности, изучены данные о расселении, размещении
мест труда и культурно-бытовых объектов и развитии транспортной
сети. Расчеты загрузки метро, выполненные в 1997 г., были
скорректированы по 1-й линии с учетом новых данных, рис.
1. В среднем загрузка выросла на 10-12% по сравнению с прежним
вариантом.
Рис. 1. Пассажиропотоки на
Омском метрополитене в 2015 г.
(Длина линии 15,2 км, в числителе
– суточные потоки в обоих направлениях, в знаменателе –
пиковые потоки в одном направлении, тыс. пасс.)
Расчет
потребности в ПС для метрополитена проведен на разные сроки,
нормы наполнения и типы поездов. В результате был выбран
поезд нового поколения «Русич» (табл. 1). Он состоит из
трех вагонов, имеет сквозную планировку и повышенные технические
характеристики.
Станции
Омского метрополитена отличаются наличием подъемников выжимного
типа для обслуживания инвалидов и маломобильных групп населения.
Аналогов такому решению в нашей стране тоже нет.
Табл. 1. Расчет потребности
в ПС для Омского метрополитена
на 2008, 2010, 2015 гг.
[5]
Очередь метро |
Год пуска |
Длина линии в |
Максимальный |
Вместимость |
Количество пар |
Время оборотного |
Интервал движения, мин. |
Количество составов, |
Количество вагонов в |
Количество вагонов в |
6 чел./м2 |
||||||||||
1 |
2008 |
6,15 |
12113 |
836 |
14 |
20,5 |
4,1 |
5 |
15 |
17 |
2 |
2010 |
8,8 |
12664 |
836 |
15 |
29,3 |
4,0 |
7 |
21 |
23 |
3 |
2015 |
15,2 |
18500 |
836 |
22 |
50,7 |
2,7 |
19 |
57 |
63 |
8 чел./м2 |
||||||||||
1 |
2008 |
6,15 |
12113 |
1059 |
11 |
20,5 |
5,2 |
4 |
12 |
14 |
2 |
2010 |
8,8 |
12664 |
1059 |
12 |
29,3 |
5,0 |
6 |
18 |
20 |
3 |
2015 |
15,2 |
18500 |
1059 |
17 |
50,7 |
3,4 |
15 |
45 |
48 |
10 чел./м2 |
||||||||||
1 |
2008 |
6,15 |
12113 |
1282 |
9 |
20,5 |
6,4 |
3 |
9 |
10 |
2 |
2010 |
8,8 |
12664 |
1282 |
10 |
29,3 |
6,1 |
5 |
15 |
17 |
3 |
2015 |
15,2 |
18500 |
1282 |
14 |
50,7 |
4,2 |
12 |
36 |
40 |