Приведены результаты
4 видов обследований тяготения к торговым центрам и загрузки
магистралей на подходах к этим центрам.
Торговые центры стали крупными генераторами транспортных
потоков. Изменения в системе культурно-бытового обслуживания
в условиях роста уровня автомобилизации привели к изменению
пространственного поведения людей, как основополагающего
фактора формирования транспортных и пешеходных потоков к
предприятиям обслуживания.
В рамках настоящего исследования проведены четыре вида
обследовательских работ: обследование жителей города для
выявления характеристик посещаемости различных торговых
центров; опрос посетителей крупных сложившихся торговых
центров; изучение загруженности автостоянок и продолжительность
пользования; обследование загрузки магистралей и узлов на
подходах к торговым центрам. В подготовке и проведении обследований
принимала участие аспирант Свеженцева М.О.
В статье приводятся результаты опроса посетителей
торговых центров (ТЦ) «КИТ» и «МЕГАМАРТ».
Торговый центр « КИТ» расположен по ул. Амундсена, 65 на территории крупного
жилого массива "Юго-Западный", в котором проживает
150000 человек. Рядом с ТЦ находятся остановки общественного
транспорта. Автостоянка имеет два въезда-выезда с двусторонним
движением.
ТЦ «МЕГАМАРТ» расположен по ул. С. Дерябиной, 24 на перегоне между
ул. Волгоградской и Бардина. на территории жилого района
"Юго-Западный". Обслуживание ТЦ осуществляется
трамваями автобусами и маршрутными такси. На территории
ТЦ расположена автостоянка с тремя въездами-выездами, на
150 машино-мест.
Опрос посетителей торгового центра «КИТ»
проводился в период с 5 по 7 мая, «МЕГАМАРТ» – с 11 по 13
мая
Табл. 1. Социальная структура
респондентов, %
Торговые |
соотношение представителей разных социальных групп, % |
|||||
Рабочие |
Служащие |
Студенты |
Школь-ники |
Пенсионеры |
Домохозяйки |
|
«КИТ» |
28 |
38 |
13 |
11 |
7 |
3 |
«Мегамарт» |
27 |
51 |
12 |
2 |
3 |
5 |
Наибольшая группа респондентов входит в возрастной диапазон
17-30 лет – 48% в ТЦ «КИТ» и 41% в ТЦ «МЕГАМАРТ», больше
половины посетителей этих ТЦ в возрасте 17-40 лет, соответственно
«КИТ» - 64% и «МЕГАМАРТ» - 71%.
Выбор способа прибытия к ТЦ определяется расположением
объекта в плане города, близостью жилой застройки, доступностью
остановочных пунктов общественного транспорта, наличием
автомобиля.
К ТЦ «КИТ» посетители почти в равной степени выбирают
каждый из возможных способов прибытия (рис. 1). Посетители
ТЦ «МЕГАМАРТ» (76% респондентов) предпочитают автомобиль,
14% - общественный транспорт и 10% приходят пешком. ТЦ «МЕГАМАРТ»
расположен не в жилой зоне, в отличие от ТЦ «КИТ», общественный
транспорт здесь не так удобен, поэтому основной контингент
покупателей предпочитает автомобиль всем другим способам
передвижения. Расположение торговых комплексов в жилой застройке
привлекает значительные пешеходные потоки.
«КИТ», «МЕГАМАРТ»
Рис 1. Распределение респондентов по способам прибытия
к ТЦ
Наполнение автомобилей в основном составляет 1 или 2
человека (ТЦ «КИТ» – 32% и 40%, ТЦ «МЕГАМАРТ» – 27% и 44%
соответственно), среднее наполнение – 2,15.
В возрастном диапазоне 26-50 лет преобладают поездки
на легковом автомобиле, после 50 лет – на общественном транспорте
и пешком. Из социальных групп на легковом автомобиле приезжают
в основном рабочие и служащие.
К торговому центру «КИТ» при пользовании автомобилем большинство респондентов
затрачивает на передвижение 20-40 минут Пешие передвижения
занимают в основном до 20 минут – 88%, от 20 до 30 минут
– 12%. Затраты времени более 50 минут на общественном транспорте
составляют у жителей ближайших районов, посещающих ТЦ попутно
при возвращении с работы домой.
На передвижения к торговому центру «МЕГАМАРТ»
большинство респондентов, пользующихся общественным транспортом,
затрачивают менее 30 мин (93%), в том числе до 10 минут
– 26%, 10-20 минут – 41%, 20-30 минут – 26%. Посетители
этого ТЦ при пользовании общественным транспортом ориентируются
на затраты времени, не превышающие 30 мин. Затраты времени
на передвижение пешком не превышают 20 минут, из них 96%–до
10 минут. Среднее время, затрачиваемое на передвижение пешком,
составляет–9 минут, на общественном транспорте–26 мин.
Посетители, предпочитающие передвижение на автомобиле,
ориентированы на затраты времени в пределах 30 минут. Затраты
времени независимо от выбранного способа передвижения занимают
у 93% опрошенных до 30 минут.
«КИТ» «МЕГАМАРТ»
Рис. 2. Затраты
времени и способы прибытия в ТЦ
Таким образом, радиус обслуживания ТЦ данного
типа для жителей Екатеринбурга следует считать равным 30
мин. Среди опрошенных присутствовали жители других городов
(6% от числа опрошенных), у которых затраты времени на поездку
составляют от 60 минут до нескольких часов.
Частота посещений ТЦ находятся в зависимости
от способа прибытия и затрачиваемого времени. Посетители
ТЦ «КИТ» как приезжающие на автомобиле или общественном
транспорте, так и приходящие пешком, предпочитают посещать
торговые центры несколько раз в неделю. Общественный транспорт
равнозначно используется посетителями с различной частотой
посещения. Пешие посетители ТЦ посещают его чаще, чем пользующиеся
автомобилем.
Посетители ТЦ «МЕГАМАРТ» на автомобиле предпочитают посещать
ТЦ в основном несколько раз в месяц, пешком – несколько
раз в неделю, на общественном транспорте – несколько раз
в год. Чем меньше время передвижения до торгового центра,
тем чаще его посещают. Частота посещений ТЦ и предпочтительные
способы передвижений к ним определяются типом ТЦ, его классом
(районный, городской, региональный), размещением в плане
города и, в значительной степени, близостью и плотностью
жилой застройки. Поэтому необходимо дальнейшее проведение
исследований закономерностей формирования потоков к ТЦ различного
класса.