Торговый центр
(ТЦ) представляет собой комплекс взаимосвязанных
объектов торговли, общественного питания, сферы бытового
обслуживания, которые размещают в одном или ряде территориально
близких друг к другу зданиях. Анализ функционирования
объектов торговли позволяет предположить, что развитие
торгового обслуживания населения крупных городов происходит
в рамках зон коммерческой активности, границы которых
могут претерпевать существенные изменения. Для того,
чтобы понять закономерности тяготения покупателей выбраны
три крупных ТЦ Екатеринбурга:
-
«Купец»,
расположенный в центральной части города;
-
«Екатерининский»
(торгово-развлекательный центр), расположенный на периферии
города в жилой застройке;
-
«Сибирский тракт», расположенный в периферийной
зоне города со слабым развитием ГОТ.
-
По
результатам опроса
на входах равного для всех трех ТЦ количества респондентов
(150) получены следующие
результаты .
1) Подавляющую
часть посетителей ТЦ составляют женщины: торговый центр
«Купец» - 66%, «Сибирский тракт» - 64%, а ТРЦ «Екатерининский»
- 56%. Это естественно, так как, в основном, домашнее
хозяйство ведут женщины.
2) Структура
посетителей зависит от характера зоны расположения ТЦ.
Так к ТЦ «Купец» (ядро города) в более-менее равной пропорции
тяготеют все слои населения (табл.1): рабочие и служащие
– 22%, студенты – 24%…; к ТЦ «Сибирский тракт» (условно
«рабочий» район) – в
основном рабочие и служащие, руководители и предприниматели
– по 36%; к ТРЦ «Екатерининский» (условно «спальный» район)
- в основном рабочие и служащие (48%), студенты (18%),
руководители и предприниматели (12%).
Высокая
доля студентов (24%), тяготеющих к ТЦ
«Купец», объясняется расположением вблизи нескольких
высших учебных заведений, студенты которых являются постоянными
посетителями данного торгового объекта.
Табл.1. Структура посетителей
торговых центров (%)
Структурная группа |
ТЦ «Купец» |
ТЦ «Сибирский тракт» |
ТРЦ «Екатерининский» |
Рабочие и
служащие |
22 |
36 |
48 |
Руководители
предприятий и предприниматели |
14 |
36 |
12 |
Студенты |
24 |
10 |
18 |
Домохозяйки |
18 |
6 |
6 |
Пенсионеры |
14 |
8 |
10 |
Прочие |
8 |
4 |
6 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
3) Возраст большинства посетителей находится в диапазоне 30-45 лет.
4) Распределение
респондентов по наличию в семье легкового автомобиля дали
поразительные результаты, так как отсутствие автомобиля
в семье отмечено только у 24,7%, а у 75,3% таковой имелся,
в том числе у 50,7% имеется в семье один автомобиль, у
14% - два, а у 3,3% более двух. В семьях, имеющих 2 автомобиля,
наибольшую долю составляют домохозяйки, студенты и предприниматели.
Естественно, эти показатели различаются в зависимости
от местоположения ТЦ. Например, для
посещающих объект в центральном ядре города удельный вес
не имеющих автомобиля равен 40%, в селитебном районе –
22%, в удаленном –
12% (для приезжающих в ТЦ «Сибирский тракт», ориентированный,
в первую очередь, на владельцев автомобилей, удельный вес семей
с двумя и более машинами составил 22%).
5) Анализ структуры
респондентов по способу их передвижения к ТЦ показал,
что к ТЦ, расположенным в центре города и в селитебной
территории, до 50% передвижений совершается на легковом
индивидуальном транспорте,
а к ТЦ «Сибирский тракт» - до 86% передвижений совершается этим способом.
Однако по остальным способам структура передвижений сильно различается. Так, если к ТЦ «Купец» и «Екатерининский»
по 32% респондентов добирается пешком, то к ТЦ «Сибирский
тракт» - только 2%. Уже в настоящее время доля передвижений к ТЦ
на общественном транспорте не превышает 8-20%.
6) Средние затраты времени на путь до
ТЦ больше на ГОТ (табл.2): до ТЦ «Купец» в среднем 18
минут, до ТЦ «Сибирский тракт» - 23 минуты, до ТЦ «Екатерининский»
- 26 минут. Поездка до ТЦ с использованием легкового индивидуального
транспорта составляет
от 16 до 17,5 минут, а передвижение пешком – от
9 до 15 минут (меньший показатель характерен для ТЦ центральной
части города). По мнению респондентов, желаемое среднее
время достижения ТЦ должно
составлять 8-9
минут.
Табл. 2.Средние затраты
времени на одно передвижение к ТЦ
различными способами
(мин.)
Способ передвижения |
ТЦ «Купец» |
ТЦ «Сибирский тракт» |
ТРЦ «Екатерининский» |
Легковой индивидуальный транспорт |
16 |
17,5 |
17 |
Метро |
5 |
- |
- |
Городской общественный транспорт |
18 |
23 |
26 |
Пешком |
9 |
15 |
14 |
7) Большинство
респондентов посещают ТЦ 2-3 раза в неделю –
от 38 до 54% (преобладают рабочие, предприниматели,
студенты, домохозяйки). Средняя частота посещения выше
в ТЦ, расположенном в селитебной зоне, - 2,2 (ТЦ «Екатерининский»), ниже к ТЦ в центральной зоне - 1,9 (ТЦ «Купец»),
наиболее низкая к ТЦ
«Сибирский тракт» - 1,7, поездки к которому осуществляются
на легковом автотранспорте (табл.3).
8) На частоту посещений крупных ТЦ влияют
(по мнению респондентов) следующие факторы: ТЦ «Купец»
- расположение недалеко от дома/работы, широкий ассортимент
товаров и расположение в центре города; ТЦ «Сибирский
тракт» - доступные цены, широкий ассортимент товаров и
расположение недалеко от дома/работы; ТЦ «Екатерининский»
- широкий ассортимент товаров, расположение недалеко от
дома/работы и наличие паркинга. Опрос респондентов показал,
что только 54% пользующихся личными машинами для поездки
к ТЦ в центральной зоне,
удовлетворены условиями паркования. В двух других
случаях этот показатель оказался выше – 92% ТЦ «Сибирский
тракт» и 98% ТЦ «Екатерининский», расположенные в периферийной
зоне, где проще организовать паркинги.
Табл.3. Частота посещений торговых центров
(раз в неделю)
Группа |
ТЦ «Купец» |
ТЦ «Сибирский тракт» |
ТЦ «Екатерининский» |
Рабочие |
2,1 |
2,2 |
1,7 |
Служащие |
2,5 |
1,8 |
1,6 |
Руководители предприятий |
2,5 |
2,4 |
4,5 |
Предприниматели |
3,0 |
1,9 |
2,1 |
Военнослужащие |
2,0 |
1,0 |
1,8 |
Студенты |
1,4 |
1,8 |
1,1 |
Домохозяйки |
1,9 |
2,5 |
2,7 |
Пенсионеры |
1,3 |
0,8 |
1,6 |
Безработные |
0,8 |
0,5 |
2,5 |
Итого |
1,9 |
1,7 |
2,2 |
9) Анализ удовлетворенности расположением ТЦ по отношению к транспортным магистралям города показал, что 50% опрошенных скорее удовлетворены,; 30% полностью удовлетворены и 17% респондентов скорее не удовлетворены; наконец, неудовлетворенных расположением всего 3% от общего числа респондентов.