Материалы XI международной (четырнадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции

Реконструкция маршрутной системы ГОПТ в связи с вводом новых участков метрополитена (методический подход) [1]

Ф.Г. Глик

Реконструкция маршрутной системы с вводом нового участка метрополитена включает в себя: изменения или отмену существующих маршрутов, организацию новых маршрутов,  строительство отдельных участков улиц, трамвайных и троллейбусных линий и конечных пунктов в формируемых жилых массивах.

Параллельно с вводом нового участка метрополитена обычно ожидается наращивание жилья как в пешеходных зонах станций, так и на ближних транспортных подходах к ним. В связи с этим определяется рост численности населения, тяготеющего к линям метрополитена с соответственной организацией поперечных подвозящих маршрутов наземного транспорта. Для этого, в первую очередь, необходимо строительство отдельных участков магистрально-уличной сети и благоустройство территорий, прилегающих к станциям метрополитена, с возможностью организации разворотных колец или остановочных пунктов наземного транспорта на поперечных к линии метрополитена улицах, площадок для стоянок маршрутных такси и легковых автомобилей.

При реконструкции маршрутной системы показывается начертание в плане города действующих в настоящее время маршрутов (по данным на зимний период года) и приводится их характеристика: номер маршрута, его наименование, протяженность в обе стороны (км), эксплуатационная скорость (км/ч), время на оборотный рейс (минут), интервал движения (минут), количество подвижного состава в час «пик» (ед).

По данным ожидаемого расселения населения и количества мест приложения труда по районам города, а также развития магистральной УДС на конкретные сроки, проводится расчет пассажиропотоков на общегородской транспортной сети в час «пик» буднего зимнего дня. В Минске расчет проводился по программе «АРПАС-Н», разработанной в 2004г.< [2] и определяющей загрузку всех видов пассажирского транспорта, в том числе и подвозящего к ним наземного транспорта. Далее проводится сравнение сложившихся и  расчетных пассажиропотоков.

В соответствии с величинами расчетных пассажиропотоков, в т.ч. на подвозе к станциям метрополитена, сложившимися маршрутами наземного транспорта и введением новых участков магистральной сети и линий наземного транспорта разрабатываются предложения по реконструкции маршрутной системы (отмена или изменение существующих маршрутов, введение новых), результаты которых представляются в табличном виде и на рисунках. Указанные предложения  для Минска разработаны совместно со специалистами КУП «Минсктранс» и включают схемы троллейбусных и автобусных маршрутов на период до 2010г. с выделением 1-ой очереди – 2005г. (при вводе в эксплуатацию новых участков метрополитена).

Указанные схемы маршрутов предполагают максимальное сохранение сложившихся пассажирских связей одновременно с организацией подвозящих маршрутов к новым станциям метрополитена и стремлением к их возможно равномерным нагрузкам. Однако осуществить равномерную нагрузку на все новые станции метрополитена практически невозможно и во всех случаях конечные станции будут превалировать по своему пассажирообороту над остальными. В связи с этим необходимо максимально обеспечить удобные подвозы к ней населения  удаленных районов, для чего требуется организация новых дополнительных маршрутов как транзитных по отношению к станциям, так и с конечным пунктом в пешеходной доступности от них. По результатам расчетов составляется перечень сохраняемых без изменения маршрутов, приводится характеристика изменяемых существующих маршрутов, а также новых маршрутов и перечень отменяемых маршрутов.

Реконструкция маршрутной системы наземного транспорта в связи с вводом нового участка метрополитена определяет необходимость перераспределения ПС по маршрутам (табл. 1) и установления величины дисбаланса по отношению к существующему положению.

Табл. 1 Ориентировочная потребность в подвижном составе на маршрутах в час «пик» при начале ввода участка метрополитена

Маршруты

Количество подвижного состава, ед

трамвай

троллейбус

автобус

итого

Измененные существующие

 

 

 

 

Отмененные существующие

 

 

 

 

Новые

 

 

 

 

Итого

 

 

 

 

Существующие до ввода линии метрополитена

 

 

 

 

Всего потребность в подвижном составе

 

 

 

 


© S.Waksman, 2002