Выполнен анализ современного состояния российского и зарубежного рынка таксомоторных перевозок, выделены ключевые проблемы, определены перспективы его развития и опыта регулирования и дерегулирования рынка такси в странах Западной Европы и США.
Необходимость реформирования организации
таксомоторных перевозок на российском рынке транспортных
услуг обусловлена, с одной стороны, социально-политической
важностью и необ-ходимостью предоставления населению
качественных услуг по перевозке пассажиров автомобилями-такси,
а с другой – отсутствием эффективного государственного
механизма регулирования и контроля, гарантирующего
это качество. Полная дестабилизация российского рынка
таксомоторных перевозок, отсутствие чёткой нормативно-правовой
базы, организационно-экономических меха-низмов регулирования,
реальных методов борьбы с нелегитимным извозом и низким
качеством транспортного обслуживания населения вызвали
необходимость разработки таких механизмов и моделей
регулирования, которые позволят ликвидировать подобные
пробелы и улучшить работу таксомоторного транспорта.
Не останавливаясь подробно на ретроспективе развития
таксомоторных перевозок, освещённой в исследованиях
автора или выполненных под его руководством [1-3]
и, вместе с тем, основы-ваясь на предыдущем опыте
и анализе тенденций развития рынка таксомоторных перевозок
в современных условиях, представляется целесообразным
остановиться на некоторых основных аспектах этой проблемы.
И здесь следует подробнее остановиться на зарубежном
опыте [4].
На основе анализа зарубежного опыта различных стран
выявлено множество разнообразных современных систем
государственного регулирования таксомоторных перевозок,
используемых различными странами как инструмент поддержки
и контроля эффективности данного сектора рынка. Используя
два основных блока критериев оценки, – количественный
(количество операторов такси
- доступ к рынку) и качественный (уровень качества
их обслуживания - допуск к профессии) – все существующие
варианты государственного регулирования индустрии
такси были сгруппированы в матрицу сценариев, базирующуюся
на четырёх основных сценариях развития:
1.«Скользкая дорога» - низкие стандарты качества для
допуска к профессии с некоторой степенью контроля
качества.
2.«Улица возможностей» - высокие стандарты качества
для допуска к профессии с некоторой степенью контроля
качества.
3.«Cul-de-sac (Тупик)» – низкие стандарты качества
для допуска к профессии со свободным доступом к рынкам
(нет контроля качества).
4.«Автострада качества» – высокие стандарты качества
для допуска к профессии со свободным доступом к рынкам.
Анализ матрицы сценариев развития индустрии такси
на примере западноевропейских стран позволил определить
для каждой из стран основные результаты регулирования
/дерегулирования рынка таксомоторных перевозок, а
также траектории и способы перехода от одного сценария
к другому и сделать на их основе следующие выводы:
- полное отсутствие государственного регулирования
на рынке такси [сценарий №3 «Cul-de-sac (Тупик)»]
отрицательно сказывается на качестве предоставляемых
услуг и функционировании отрасли в целом;
- наиболее эффективным сценарием развития индустрии
такси в Европе является [сценарий №4 «Автострада качества»],
при котором государство устанавливает жёсткие стандарты
качества по отношению к оказываемым услугам и предъявляет
строгие требования к операторам и водителям такси,
не ограничивая при этом непосредственный доступ на
рынок.
Анализ мирового опыта и российской практики организации,
регулирования рынка таксомоторных перевозок показал,
что в целом для стран Европы, США и России, несмотря
на национальные особенности этих стран, характерно
наличие сходных проблем в области индустрии такси.
Большинство рассмотренных зарубежных стран, так же
как и Россия, пыталось либерализовать рынок таксомоторных
перевозок в целях достижения баланса спроса и предложения,
что привело, однако, к весьма негативным последствиям
практически во всех случаях. К ним, в первую оче-редь,
следует отнести:
- снижение качества предоставляемых услуг в результате
осуществления дерегулирования индустрии такси;
- сокращение эффективности операционной деятельности
легитимных перевозчиков вследствие неконтролируемого
роста предложения на рынке;
- возникновение «теневого» денежного оборота, что
способствует недополучению государством существенных
сумм налогов.
Вместе с тем, несмотря на схожесть ситуаций, дерегулирование
российского рынка таксомоторных перевозок имеет и
свои характерные особенности, а именно:
- наличие в индустрии такси значительной доли нелегитимных
перевозчиков, работающих на рынке без лицензии, а
потому не соблюдающих практически никаких установленных
для операторов такси правил и не декларирующих свои
доходы от этого вида деятельности;
- убыточность таксомоторных перевозок, осуществляемых
легитимными операторами такси;
- наличие многочисленных случаев ухода легитимных
перевозчиков с рынка либо в «теневой» сектор экономики,
либо в другую область деятельности, и т.д.
Все вышеперечисленные проблемы весьма взаимосвязаны.
Комплекс выявленных проблем в сфере таксомоторного
транспорта свидетельствует о том, что восстановление
и регулирование развития рынка таксомоторных перевозок
является одной из наиболее актуальных и первоочередных
задач.
Решение этих задач предполагает, в первую очередь,
разработку «Концепции развития и регулирования российской
индустрией такси», затем (на её основе) – разработку
Федерального закона РФ «О таксомоторной деятельности»
и единой системы стандартов качества таксомоторных
перевозок, т.е. разработку организационно-экономических
механизмов и эффективной модели регулирования рынка
таксомоторных перевозок.
В качестве основной модели развития и регулирования
рынка таксомоторных перевозок, дающей возможность
уйти от нелегитимных перевозчиков, уйти от «цехового»
подхода - представляется создание широкой, охватывающей
все регионы России, системы саморегулируемых организаций
таксомоторного транспорта - некоммерческих организаций
профессионального сообщества. Саморегулируемые организации
могут существовать наравне с государственными механизмами
регулирования и выполнять некоторые дополнительные
функции:
содействовать повышению уровня профессиональной подготовки
водителей и операторов такси;
разрабатывать и поддерживать собственные системы контроля
качества осуществления таксомоторной деятельности;
формировать систему мониторинга состояния рынка таксомоторных
услуг по регионам России.
разрабатывать совместно с научными институтами автомобильного
транспорта и прочими транспортными организациями (IRU)
целевые программы, направленные на повышение эффективности
и конкурентоспособности легитимных перевозчиков.
Именно саморегулируемая организация на основе добровольной
сертификации таксомоторных услуг будет давать легитимным
перевозчикам доступ на рынок и доступ к профессии.
Литература
1.Р.Н.Рогова. Хозяйственный расчёт предприятий таксомоторного
транспорта. (Монография) -.М.:ЦБНТИ,1989.
2.Р.Н.Рогова,А.В.Малашенко.Выбор модели предпринимательской
деятельности водителя автомобиля-такси //Актуальные
проблемы управления-96, вып.3, -: ГАУ им С. Орджоникидзе,1996.
3.Р.Н.Рогова, А.В.Малашенко. Проблемы муниципального
управления таксомоторным транспортом г. Москвы //Управление-98
- М.: ГУУ, 1998.
4. Йон - Терье Беккен. Регулирование рынка таксомоторных
услуг в Европе. Институт Экономики Транспорта (Норвегия).
Исследование подготовлено по заказу IRU.2003.