К методике расчета субсидий муниципальным образованиям из бюджета Хабаровского края
за перевозку льготных категорий граждан

Г. Г. Денисов, А. Я. Чукалкин

Приведена методика расчета субсидий муниципальным образовани-ям за перевозку льготных пассажиров средствами ГОТ.

Целью данного исследования является разработка методики для расчета субсидий муниципальным образованиям из бюджета Хабаровского края, связанных с предоставлением льгот по перевозке пассажиров на региональном уровне.
Принципиально смысл методики расчета заключается в определении объема работ выполненного ГОПТ, т.е. количество льготных пассажиров, и цены за единицу работы. Основными зада-чами данного исследования, являются:
- количественная оценка транспортной подвижности отдельных категорий льготников, в отдельных типах муниципальных образований Хабаровского края;
- определение нормативной стоимости проезда в отдельных типах муниципальных образований Хабаровского края.
При определении транспортной подвижности льготников достаточно жестко стоит вопрос о методе, позволяющем достаточно точно оценить данный параметр. Применение автоматизированных методов учета при прохождении через турникет проезда льготников позволяют со 100% вероятностью оценить транспортную подвижность. Талонный метод – метод, который также позволяет оценить транспортную подвижность с большой степенью вероятности, однако предполагает привлечение большого количества подготовленного персонала. Кроме того, как показал проведенный в Хабаровском крае в 2002 году эксперимент по применению талонного метода свидетельствует, что в таких транспортных обследованиях участвовали люди, заинтересованные в завышении получаемого результата. Выборочный метод позволяет оценить генеральную совокупность с помощью структурированной выборки; при правильной организации метод дает достоверные результаты.
Для оценки возможности использования того или иного методов помимо достоверности необходимо учитывать стоимость применения и трудоемкость обследования. Внедрение автоматиче-ского учета проезда требует больших вложений финансовых средств на первом этапе. Талонный метод достаточно дорогостоящий, требующий больших трудозатрат в распространении и сборе талонов. Выборочный метод – наиболее дешевый, т.к. обследуется только часть из всей совокупности.
Время необходимое для обследования, не менее важный параметр при оценке метода. Так автоматизированный метод требуется значительное время на первом этапе – этапе внедрения. Результаты же после внедрения, могут представляться в любой момент времени. Талонный метод достаточно продолжителен в сравнении с анкетным опросом, требует большего времени необходимого для проведения и анализа полученный данных.
Вопрос об определении цены услуги также неоднозначен. В рыночных условиях баланс между спросом и предложением определяет ценовой уровень предоставляемой услуги. В системе ГОПТ ценообразование складывается исходя из политики как государства, так и муниципальных властей. Ценой на пассажирском транспорте является тариф, в основе которого лежит себестоимость произведенных услуг плюс норма прибыли. Установленный тариф должен быть доступен для большинства населения. Если установленный тариф ниже уровня себестоимости перевозок, то предприятиям-перевозчикам компенсируются финансовые потери.
Рассмотрим процесс предоставления льготы: 1) оказывается услуга, а уже затем происходит ее оплата - финансирование, как правило, осуществляется в последующий момент из бюджета МО, региона или федерации в соответствии с уровнем, на котором она предоставлена, и идет целенаправленно на предприятия, оказывающие такого типа услуги; 2) адресное финансирование именно льготников, т.е. финансовые средства изначально направляются потребителю, а он уже сам выбирает, как ими распоряжается.
Так как при адресном финансировании бюджеты обязаны осуществлять финансирование исходя из действующего тарифа на городские и пригородные перевозки, жестко стоит вопрос о тарифной политике, реализуемой МО. В обоих случаях необходимо проведение анализа хозяйственной деятельности предприятий, предоставляющих льготный проезд по каждому МО.
Исходными данными для расчета субсидий являются:
- нормативная стоимость одной поездки пассажира в городе - Sгород и пригороде - Sпригород,
- численность каждой категории льготников - N,
- среднее число поездок в месяц по каждой категории льготников в городе, пригороде – n,
- вид предоставляемой льготы.
- коэффициент дефлятор - К
Годовая сумма дотаций за перевозку льготников, финансируемых из краевого бюджета Хабаровского края, определяется по формулам:
?Сгород - i = [Sгород*Ni*ni]*12
?Спригород - i = [Sпригород*Ni*ni]*12
(число 12 - количество месяцев, на протяжении которых предоставляется льгота; для некоторых категорий льготников эта льгота предоставляется только в дачный сезон и равняется 6 месяцам).
Выбор методов исследования для получения исходных данных определяется ресурсами, которыми располагает исследовательская группа. Исходными предпосылками для исследования (анкетный опрос и анализа хозяйственной деятельности) стали: 1) субсидии, выделяемые из бюджета Хабаровского края, имеют целью обеспечить доступность низко доходным слоям населения края к услугам ГОТ , а не обеспечение финансовой устойчивости муниципальных транспортных предприятий; 2)тарифная политика в сфере ГОТ является производной от социальной политики федеральных, краевых и муниципальных властей; 3)дотации направ-ляются предприятиям, оказывающим услугу по перевозке льготников.
На первом этапе проводилась оценка результатов талонного обследования (апрель-май 2002 г.) и анализ отчетной документации муниципальных предприятий ГОТ в городах Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, пгт. Ванино и с.Переясловка. По результатам подготовлена программа анкетного опроса потребителей, а также получение дополнительной информации в ходе интервьюирования руководителей предприятий ГОТ и сотрудников местных администраций.
На втором этапе был проведен анкетный опрос потребителей позволяющей оценить транспортную подвижность отдельных групп льготников, и делается оценка методов формирования тарифов в муниципальных образованиях. Проведен анализ отчетной документации, предоставленной муниципальными предприятиями ГОПТ, нормативной документации (методики планирования работы городского пассажирского транспорта, расчеты по обоснованию тарифов в муниципальных образованиях Хабаровского края, а также ряда субъектов РФ), а также социально-экономической информации (данные о среднедушевых доходах населения, социальной структуре населения, имеющих право на льготы по проезду в городском транспорте, баланс доходов и расходов населения в разрезе муниципальных образований и т.п. информация).
На заключительном этапе исследования были рассчитаны нормативы затрат на перевозку пассажиров как на городских, так и на пригородных маршрутах.
Авторы настаивают, что при действующем сегодня подходе к дотированию, необходимо проведение постоянного мониторинга рынка пассажирских перевозок с целью уточнения транспортной подвижности льготников, а также контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятий-перевозчиков.


© S.Waksman, 2002