Рассматриваются тенденции изменения маршрутной подвижности средствами ГЭТ по городам России в 2000-2004гг., свидетельствующие о
снижении роли ГЭТ
Изменения в экономике и рост автомобилизации в последние 15 лет привели к сокращению роли ГОТ (табл. 1) – в первую очередь, городского электрического – в большинстве городов без метрополитена и, даже, в части городов с метро. Эта тенденция свидетельствует о том, что в большинстве городов местные власти не осуществляют транспортной политики, соответствующей интересам развития ГОТ. Более того, наметилась тенденция полного сворачивания ГЭТ в таких городах как Архангельск, Воронеж, Рязань, Тула, Череповец.
В связи с этим ниже приводится динамика маршрутной подвижности населения как обобщенной характеристики реализованного спроса на ГЭТ в период с 2000 по 2004 гг. (табл. 2).
Табл. 1 – Динамика объема перевозок ГОТ России
в 1995-2004 гг. (млн. человек)
[1]
Годы
Виды ГОТ
1995
2000
2001
2002
2003
2004
2004 к 2000, %
Автобус (городской)
18522
18345
17490
16240
14787
13665
74,5
Трамвай
7540
7421
7354
6982
6321
5804
78,2
Троллейбус
8475
8759
8604
8181
7291
6680
76,3
Метрополитен
4150
4186
4205
4200
4205
4211
100,6
Итого:
38687
38711
37653
35603
32604
30360
78,4
Надежность
информации об объемах перевозок на ГЭТ в [1,2] вызывает
большое сомнение в связи с тем, что в статистической
отчетности приводятся данные с учетом льготного и
бесплатного проезда. Так, например, в Краснодаре в
2000-2002гг. величина маршрутной подвижности на ГЭТ
оказалась просто фантастической: в
В г. Дзержинске за весь рассматриваемый период маршрутная подвижность, исходя из отчетных материалов превышала 500 поездок в расчете на 1 жителя; практически такие же показатели были характерны для г. Йошкар-Ола.
Табл. 2 – Маршрутная подвижность на городском электрическом транспорте в городах РФ в 2000-2004гг.
(в знаменателе указаны данные без учета метрополитена)
Годы
Города
2000
2001
2002
2003
2004
Виды ГЭТ*
1
2
3
4
5
6
7
Свыше 3 млн. человек
Москва
615,2 / 233,4
568,2 / 211,4
558,4 / 223,2
476,6 / 160,5
469,2 / 161,6
М, Т, Тр
Санкт-Петербург
571,5 / 379,3
544,4 / 354,8
512,8 / 330,1
467,3 / 291,2
459,7 / 279,7
М, Т, Тр
1 – 3 млн. человек, с метрополитеном
Новосибирск
203,0 / 148,6
218,2 / 162,7
212,5 / 159,5
204,0 / 154,9
208,9 / 158,4
М, Т, Тр
Нижний Новгород
406,1 / 367,8
375,7 / 338,4
377,8 / 344,6
427,0 / 390,4
523,6 / 487,2
М, Т, Тр
Екатеринбург
311,9 / 289,0
307,3 / 283,0
307,7 / 282,8
321,9 / 291,0
313,3 / 280,3
М, Т, Тр
Самара
269,6 / 246,3
291,8 / 269,3
279,9 / 259,1
273,9 / 252,3
263,5 / 244,9
М, Т, Тр
1 – 3 млн. человек, без метрополитена
Омск
89,5
89,7
41,1
76,2
85,0
Т, Тр
Казань
260,8
281,6
248,1
247,4
248,9
Т, Тр
Челябинск
269,6
284,2
181,3
165,0
158,4
Т, Тр
Ростов-на-Дону
71,0
62,3
27,8
41,4
37,1
Т, Тр
Уфа
145,7
171,7
168,5
150,2
149,8
Т, Тр
Волгоград
451,0
454,2
394,5
364,4
362,5
Т, Тр
Пермь
190,3
183,3
79,8
133,8
124,4
Т, Тр
500 тыс. – 1 млн. человек
Красноярск
101,7
94,0
83,5
60,3
57,1
Т, Тр
Саратов
338,0
357,1
319,4
270,1
260,1
Т, Тр
Воронеж
650,9
643,9
616,6
577,4
22,9
Т, Тр
Тольятти
101,7
103,9
110,2
95,5
76,2
Тр
Краснодар
**
**
**
502,8
474,4
Т, Тр
Ульяновск
309,1
318,8
299,5
254,0
220,0
Т, Тр
Ижевск
353,9
373,4
362,4
368,3
372,5
Т, Тр
Ярославль
602,9
472,5
454,8
456,5
415,7
Т, Тр
Барнаул
481,3
492,5
495,1
407,4
344,9
Т, Тр
Иркутск
140,0
137,8
137,5
136,3
132,7
Т, Тр
Владивосток
217,7
179,8
140,5
138,6
96,5
Т, Тр
Хабаровск
98,9
102,4
126,0
107,0
72,9
Т, Тр
Новокузнецк
85,1
82,5
71,5
68,7
67,8
Т, Тр
Оренбург
119,6
121,9
99,1
78,1
80,6
Тр
Рязань
428,8
432,9
399,0
360,8
331,3
Т, Тр
Пенза
296,3
264,9
214,4
177,0
87,3
Тр
Тюмень
60,4
58,1
31,5
29,2
29,9
Тр
Набережные Челны
103,7
84,6
85,6
108,6
109,6
Т
Астрахань
139,3
132,5
121,4
87,2
90,6
Т, Тр
Липецк
178,7
178,5
154,8
151,9
138,9
Т, Тр
250 – 500 тыс. человек
Томск
368,2
424,2
448,2
400,6
381,0
Т, Тр
Кемерово
136,2
146,8
136,7
145,4
136,2
Т, Тр
Тула
**
**
312,2
282,2
163,8
Т, Тр
Махачкала
107,9
59,0
45,3
39,1
47,3
Тр
Киров
279,5
308,8
331,0
328,7
178,8
Тр
Чебоксары
571,4
613,9
586,2
550,8
524,4
Тр
Иваново
211,2
202,7
181,0
175,6
185,6
Т, Тр
Брянск
392,4
407,6
430,1
450,3
424,7
Тр
Калининград
233,3
221,5
204,6
195,3
188,4
Т, Тр
Магнитогорск
427,2
452,5
440,0
365,8
355,7
Т
Курск
**
**
**
**
**
Т, Тр
Тверь
**
**
**
**
**
Т, Тр
Нижний Тагил
130,0
85,7
117,2
95,8
102,8
Т
Улан-Удэ
200,9
202,9
166,6
165,6
107,8
Т
Архангельск
408,5
112,3
89,4
66,8
49,2
Т, Тр
Ставрополь
245,6
276,2
266,4
208,2
267,5
Тр
Курган
191,1
183,1
154,9
159,2
161,8
Тр
Белгород
287,4
276,2
270,2
229,7
221,8
Тр
Мурманск
320,2
331,8
331,6
344,8
363,0
Тр
Калуга
365,5
353,2
236,1
224,6
161,5
Тр
Орел
**
**
**
**
431,4
Т, Тр
Смоленск
281,6
279,4
262,5
**
**
Т, Тр
Чита
177,8
177,8
170,5
153,8
118,0
Тр
Владимир
487,1
448,7
339,9
269,6
283,1
Тр
Владикавказ
391,2
383,4
373,5
359,9
285,5
Т, Тр
Череповец
240,4
60,0
54,7
52,3
51,7
Т
Волжский
120,3
129,9
89,0
74,7
79,2
Т
Саранск
276,7
284,4
286,5
280,1
307,5
Тр
Тамбов
192,9
156,6
138,8
138,6
137,5
Тр
Вологда
204,6
213,5
251,2
273,0
276,0
Тр
Таганрог
**
**
**
136,6
138,5
Т, Тр
Комсомольск-на-Амуре
91,6
77,4
58,7
94,3
50,7
Т
Кострома
170,8
190,5
184,5
149,6
150,4
Тр
Нальчик
89,5
105,1
10,7
106,2
100,8
Тр
Петрозаводск
**
**
**
**
149,6
Тр
Стерлитамак
**
**
**
**
**
Тр
Дзержинск
**
**
**
**
**
Т, Тр
Братск
115,6
122,3
125,5
126,1
128,2
Тр
Йошкар-Ола
**
**
**
**
**
Тр
Орск
**
**
**
**
**
Т
100 – 250 тыс. человек
Ангарск
166,2
175,4
180,7
110,1
135,1
Т
Новороссийск
352,7
318,5
253,5
164,6
146,3
Тр
Нижнекамск
198,3
198,6
190,4
202,3
202,6
Т
Прокопьевск
211,1
203,8
191,0
193,2
206,9
Т
Рыбинск
308,8
359,0
398,5
405,5
345,3
Тр
Шахты
13,5
17,1
10,3
9,4
8,4
Т, Тр
Благовещенск
58,1
47,9
56,8
58,9
58,8
Тр
Бийск
225,8
215,4
215,6
213,2
199,9
Т
Великий Новгород
57,1
70,1
74,2
81,6
83,6
Тр
Старый Оскол
45,8
47,6
47,4
49,6
44,6
Т
Балаково
262,6
259,6
157,2
121,7
103,2
Тр
Златоуст
177,2
245,8
226,2
258,5
246,0
Т
Армавир
151,6
150,1
96,0
99,5
98,1
Тр
Энгельс
173,0
158,9
157,5
140,2
94,3
Тр
Сызрань
-
-
-
6,9
8,7
Тр
Каменск-Уральский
272,3
264,4
269,1
271,2
326,2
Тр
Подольск
-
50,0
93,8
100,6
112,8
Тр
Березники
175,4
164,3
227,8
162,3
139,5
Тр
Новочеркасск
48,3
51,7
54,2
50,9
40,4
Т
Волгодонск
162,7
160,2
137,6
104,8
82,8
Тр
Абакан
43,1
32,8
25,2
32,7
37,0
Тр
Рубцовск
278,6
231,0
261,5
267,3
270,6
Тр
Майкоп
340,7
348,5
304,3
243,5
222,0
Тр
Миасс
113,7
228,0
154,0
185,0
127,8
Тр
Салават
223,9
214,1
210,8
207,4
165,9
Т
Ковров
260,2
282,8
324,3
323,5
325,9
Тр
Коломна
353,7
354,8
356,0
366,4
371,0
Т
Химки
50,9
71,3
**
95,7
82,9
Тр
Альметьевск
267,2
290,9
296,8
292,0
270,0
Тр
Пятигорск
437,7
433,4
390,9
396,2
349,3
Т
Новочебоксарск
343,6
342,1
339,0
324,9
293,2
Тр
Ачинск
72,4
75,4
77,7
77,5
72,7
Т
Ногинск
19,6
17,9
19,6
13,6
16,3
Т
Черкесск
130,6
159,3
154,2
152,3
135,8
Тр
Новокуйбышевск
104,1
111,2
99,9
85,0
92,1
Тр
Ленинск-Кузнецкий
111,6
106,8
123,2
123,8
125,3
Тр
Новотроицк
272,8
260,8
235,6
288,8
304,1
Т
Усть-Илимск
37,1
37,6
39,2
37,8
39,1
Т
Менее 100 тыс. человек
Усолье-Сибирское
189,4
224,1
244,1
240,6
237,2
Т
Краснотурьинск
24,7
24,7
21,6
23,1
17,4
Т
Видное
-
103,3
100,5
120,7
122,4
Тр
Осинники
116,8
18,2
132,8
140,9
121,0
Т
Волчанск
23,4
24,6
43,1
54,5
37,7
Т
* М – метро; Т – трамвай; Тр – троллейбус; ** данные не приводится по причине малой достоверности
Указанные обстоятельства потребовали проверки и корректуры исходных данных перед расчетами и систематизацией в табл. 3. Напомним, что в соответствии с методологией, принятой Росстатом, «количество перевезенных пассажиров определяется из расчета 50 поездок в месяц для всех категорий лиц, пользующихся правом бесплатного проезда» [2, с.195]. В то же время наши исследования показывают, что такая месячная подвижность для значительной части лиц, пользующихся правом льготного проезда, является завышенной.
В сверхкрупных
городах (численностью свыше 3 млн. чел.) маршрутная
подвижность на 3 видах ГЭТ (трамвай, троллейбус, метрополитен)
непрерывно уменьшается – табл.3. Если же исключить
поездки на метрополитене, то годовая подвижность на
трамвае и троллейбусе в Москве уменьшилась с 233,4
в
Несколько
иное положение в крупнейших городах, в которых функционирует
метрополитен: маршрутная подвижность на всех видах
ГЭТ у них достаточно стабильна в течение рассматриваемых
пяти лет, хотя и изменяется от города к городу в широком
диапазоне. Например, в
Табл. 3 – Маршрутная подвижность
и ее вариация на ГЭТ по группам городов в 2000-2004
гг.
(в
знаменателе указаны данные без учета метрополитена;
коэффициент вариации – Сх, в %)
Маршрутная подвижность,
передвижений на 1 человека в год
Годы
Группы городов
2000
2001
2002
2003
2004
Свыше 3 млн. чел.
593,4 / 306,4
556,3 / 283,1
535,6 / 276,7
472,0 / 225,8
464,5 / 220,7
Сх
5,2 / 33,7
3,0 / 35,8
6,0 / 27,3
1,4 / 40,9
1,4 / 37,8
1-3 млн. чел. с метро
297,7 / 262,9
298,2 / 263,4
294,5 / 261,5
306,7 / 272,1
261,9 / 227,9
Сх
49,4 / 50,4
47,4 / 48,5
59,9 / 60,3
55,2 / 54,6
52,7 / 53,0
1-3 млн. чел. без метро
211,1
218,1
163,0
168,4
166,6
Сх
42,1
37,1
36,3
31,0
34,1
500 тыс. – 1 млн. чел.
253,0
243,8
227,5
221,8
174,1
Сх
71,8
71,1
74,2
75,1
80,8
250 тыс.–500 тыс. чел.
257,2
242,9
228,8
214,3
203,3
Сх
48,4
56,6
57,4
58,5
61,2
100 тыс.– 250 тыс. чел.
181,2
182,6
179,2
166,3
157,5
Сх
62,8
62,3
61,5
67,5
68,5
менее 100 тыс. чел.
88,6
79,0
108,4
116,0
107,1
Сх
90,5
83,2
81,0
72,8
81,1
Все города с ГЭТ
253,5 / 242,9
241,0 / 230,9
225,7 / 216,3
217,6 / 208,6
194,1 / 185,8
Сх
60,4 / 58,2
63,9 / 62,3
66,5 / 64,8
64,4 / 63,5
67,2 / 65,7
Во второй
подгруппе – крупнейшие города без метрополитена –
ситуация оказалась не столь однородной. Наибольшая
подвижность в этой подгруппе на ГЭТ характерна для
Волгограда, хотя она медленно снижается; величина
маршрутной подвижности на ГЭТ сравнительно высока
в Казани – 248,9 поездки на 1 жителя в
Города с населением от 500 тыс. до 1 млн. жителей характеризовались тремя разнонаправленными группами:
1) если в
2) в 12 городах поддерживается достаточно высокий уровень подвижности на ГЭТ, который либо стабилен, либо имеет тенденцию к уменьшению;
3) города, где маршрутная подвижность на ГЭТ по разным причинам ниже 100 поездок в год (Красноярск, Тольятти, Владивосток, Хабаровск, Новокузнецк, Оренбург, Пенза, Тюмень, Астрахань) и в большинстве своем имеет тенденцию к снижению.
В городах с численностью населения от 250 до 500 тыс. жителей также стоит выделить 3 группы:
1) города, где ГЭТ по сути дела ликвидируется - подвижность за последние 5 лет резко снизилась: Архангельск в 8,3 (тотальный демонтаж трамвайных путей и ликвидация подвижного состава), Череповец в 4,6 раза (по тем же причинам, но в более «мягкой» форме) и Махачкала – снижение в 2,3 раза;
2) города, в которых подвижность на ГЭТ хотя и является типичной для данной группы городов, но имеют тенденцию к снижению;
3) два города (Саранск и Вологда), где отмечена тенденция роста подвижности на ГЭТ.
В группе городов от 100 до 250 тыс. жителей за редким исключением: (Нижнекамск, Прокопьевск, Рыбинск, Златоуст, Ковров, Коломна) отмечается сокращение маршрутной подвижности на ГЭТ. И только в Рубцовске и Подольске, где сравнительно недавно был пущен троллейбус, а также Новотроицке имеется тенденция к росту.
Интегральные кривые распределения подвижности на ГЭТ по группам городов (рис.1) за 2000 и 2004гг. в целом по совокупности городов России свидетельствует об ослаблении внимания к этой важной составляющей городского общественного транспорта, отсутствии грамотной транспортной политики и недальновидности властей в отношении ГЭТ.
Рис. 1 – Интегральная кривая распределения количества
городов
по маршрутной подвижности населения на ГЭТ
Литература
1. Транспорт в России. 2003: Стат. сб./Госкомстат России. – М., 2003 – 182 с.
2. Транспорт в России. 2005: Стат. сб./Росстат. – М., 2005 – 198с.
3. Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. сб./Госкомстат России. – М., 2003 – 705 с.
4. Сайт «Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город» www.mojgorod.ru»