Особенности транспортного обслуживания инвалидов в крупных городах

Э.А. Сафронов, К.Э. Сафронов

Рассмотрены результаты разработки проекта схемы прохождения специализированного автобусного маршрута и приспособления остановочных пунктов для инвалидов и маломобильных групп населения в г. Омске. 

Проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество должно являться одним из приоритетных направлений социальной политики государства. Правительство РФ 28 июля 2005 г. утвердило Концепцию федеральной целевой программы «О социальной поддержке инвалидов» на 2006-2010гг. Объем средств из федерального бюджета на социальную поддержку инвалидов уже в 2006г. составит 177 млрд. руб. Актуальность проблемы определяется тем, что по оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют 10% общей численности населения, а в  России насчитывается 12,5 млн. инвалидов и в последние годы отмечается тенденция к увеличению их числа.

Градостроительный аспект проблемы инвалидов и других маломобильных групп населения – один из самых ответственных. Это нашло отражение в Омской областной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов» на 2004-2008 гг., в рамках которой СибАДИ проводит исследования транспортного обслуживание инвалидов. Ниже рассмотрены результаты  проекта «Разработка схемы прохождения специализированного автобусного маршрута и приспособление остановочных пунктов для инвалидов и маломобильных групп населения в г. Омске».

Разрабатывая трассу специализированного автобусного маршрута (САМ), необходимо учитывать готовность городской среды к приему специфических пассажиров, места их проживания и тяготения, наличие специального транспорта, приспособленность остановочных пунктов. Для учета этих вопросов проведен телефонный социологический опрос инвалидов-колясочников. В результате выявлен социальный портрет этой категории населения, а также создана электронная база данных. Из общего количества опрошенных (1350 чел.) 65,1% нуждаются в специализированном транспортном обслуживании. По видам потребностей поездки распределились следующим образом: посещение больниц - 51%, посещение друзей и знакомых - 14%, посещение магазинов - 10%, объектов культуры и отдыха - 10%. Следует отметить, что 32% этой группы населения имеют средне-специальное и высшее образование и готовы работать, если им будут созданы необходимые условия.

На основе анкетных данных, на электронной карте г. Омска  построена планограмма расселения инвалидов, расположение объектов, к которым они тяготеют, и картограмма корреспонденций, соединяющая их по воздушным линиям (рис. 1). Из сложившейся схемы расселения инвалидов-колясочников видно, что они равномерно расселены по территории города. Наибольшая концентрация объектов тяготения – это центр города, вокзалы, лечебные учреждения.

С помощью компьютерной программы «Маршрутная сеть» и модуля «Расписание», разработанных в СибАДИ, а также с учетом данных хронометража работы ПС, составлено расписание движения двух автобусов на маршруте САМ. Расчеты показали, что длина кругорейса составит 63,2 км, количество рейсов двух автобусов за день – 6, средний интервал движения – 2,1 ч, время работы 1 автобуса на маршруте – 12,6 ч.

Учитывая большую длину САМ (рис. 2), необходимо обосновать очередность его освоения и обустройство. Первая очередь САМ № 1-И соединит Лесной проезд и ул. Ярослава Гашека и пройдет по улицам: Кирова, Богдана Хмельницкого, Маяковского, просп. Карла Маркса, Интернациональная, Красный Путь, Березовая, Королева, Химиков, просп. Мира, Лукашевича, Лесной проезд.

Анализ состояния ОП позволил разделить их на три типа А, Б, В (рис. 3) типы А и Б могут быть использованы для обслуживания инвалидов, а тип В – не пригоден в связи с конструктивными особенностями подъемника «Рикон» (Канада). Специалистами СибАДИ разработаны рекомендации по приспособлению ОП на всем протяжении САМ, подходов к ним и пешеходных переходов между ними.

Тестовый хронометраж использования специализированного автобуса ЛиАЗ «Инвалидный» показал, что в среднем время посадки одного пассажира в кресле-коляске занимает 100 сек, высадки – 80 сек, на каждого последующего затрачивается соответственно 40 и 35 сек. В результате эксперимента сделаны предложения по совершенствованию конструкции автобуса с целью повышения безопасности и удобства обслуживания. Например, оснастить камерой наблюдения центральную дверь над подъемником, а пульт управления перенести в кабину водителя (это особенно актуально для зимнего периода времени).

Основная задача в настоящее время заключается в формировании безбарьерной среды по трассе движения инвалидов: дом – остановка посадки – остановка высадки – объект посещения. Реализация её предусмотрена в городской целевой программой «Социальная поддержка инвалидов в г. Омске» на 2006-2008 гг.:

- проектирование и строительство удобных для инвалидов подъездов и подходов к муниципальным учреждениям культуры, здравоохранения, социальной поддержки населения, физической культуры и спорта;

- обеспечение специальными проездами и сигнализацией наиболее важных для передвижения инвалидов улиц, перекрестков, площадей;

- оборудование остановочных пунктов для посадки инвалидов и маломобильных групп населения в специализированные автобусы.

 

 

Рис. 1. Картограмма корреспонденций инвалидов-колясочников
к объектам обслуживания, г. Омск, 2005 г.

 

Рис. 2. Схема специализированного автобусного маршрута, г. Омск, 2005 г.

 

Для скорейшего освоения маршрута целесообразно информировать инвалидов о графике движения автобусов. Кроме того, в ходе опроса инвалидов выяснилось, что имеется спрос на организацию транспортного обслуживания инвалидов в режиме социального такси с использованием переоборудованных микроавтобусов.

 

Рис. 3. Типы остановочных площадок

А, Б – пригодны, В – не пригоден для обслуживания САМ


© S.Waksman, 2002