На примере г. Минска приводятся некоторые рекомендации по классификации объектов городского ориентирования, наличию технических средств маршрутного ориентирования.
В качестве объектов городского ориентирования
используются обособленные объекты, имеющие конкретную
географическую привязку и наименование. Наименование
объектов ориентирования должно быть однозначным и формируется
на основе официальных наименований элементов УДС и организаций.
Выделены 3 категории объектов ориентирования, основанные
на УДС, на функциональной и административной структурах.
Объекты ориентирования первой категории – это элементы
УДС, ее структурные элементы (радиусы и кольца), объекты
транспортной инфраструктуры (стоянки, транспортные развязки
и т.д.), маршруты общественного транспорта.
Название элемента УДС содержит имя собственное и тип
элемента, которые классифицируются как проспект, улица,
бульвар, тракт, шоссе, переулок, проезд, тупик. Для
целей ориентирования введена классификация элементов
УДС согласно статусу - интегральному параметру, включающему
значение характеристик транспортного тяготения, интенсивности
движения и конструктивных характеристик. Структурные
элементы УДС определяются как кольцевые и радиальные
элементы УДС. Город Минск имеет радиально-кольцевую
структуру УДС (три ярко выраженных кольца - Минская
кольцевая дорога (МКАД), Второе кольцо и Первое кольцо
и десять основных радиальных магистралей, имеющих выходы
на автодороги республиканского значения), которая позволяет
обеспечить распределение потоков транспорта с ограничением
допуска в центральную часть города и используется для
системы маршрутного ориентирования (рис.1).
Согласно Концепции системы маршрутного ориентирования,
транзитный транспорт, подходящий к городу по радиальным
магистралям перераспределяется по МКАД. Для прямого
направления в качестве объекта ориентирования обозначается
Центр и название радиальной городской магистрали. Информация
для дорожных знаков, устанавливаемых на МКАД перед
развязками с радиальными магистралями, формируется следующим
образом: для прямого направления указываются наименования
не более 3-х пунктов (из ряда важнейших) следующих по
ходу движения.
Второе кольцо состоит из десяти улиц, составляющих замкнутый
контур, который перераспределяет грузовые транзитные
и транспортные потоки, въехавшие в город, между радиальными
направлениями.
Первое кольцо состоит из девяти улиц, которые ограничивают
Центр города и перераспределяют транзитные и транспортные
потоки, находящиеся между Вторым кольцом и Первым, по
основным магистралям.
Рис.1
Рис.1. Схема улично-дорожной сети г.Минска
Объекты ориентирования второй категории
– это административные районы, адрес (название элемента
УДС и номера дома), квартал (название элемента УДС и
номера дома от – до), районы узлов связи (почтовый индекс).
Объекты ориентирования третьей категории – это микрорайоны
(обособленные и необособленные), архитектурные комплексы,
транспортные узлы, промышленные узлы, крупные промышленные
объекты, крупные торговые и культурно-бытовые объекты,
предприятия и организации с обособленным зданием, обособленные
(офисные) здания, объекты автосервиса (СТО, мойки, АЗС
и др.), объекты сервиса (больница, ГАИ, информационные
пункты), объекты сервиса (прочие).
Определено два вида характеристик применения знаков
маршрутного ориентирования – обязательные и по согласованию.
Обязательные объекты ориентирования имеют общегородское
значение и должны быть обозначены в обязательном порядке.
Объекты ориентирования по согласованию не являются обязательными
для городской подсистемы маршрутного ориентирования.
Включение объекта в городскую подсистему маршрутного
ориентирования и установка средства ориентирования осуществляется
по согласованию с администрациями районов и городских
служб.
Объекты ориентирования обозначаются при помощи технических
средств маршрутного ориентирования (ТСМО) в соответствии
с характеристикой ориентирования. Обозначение объектов
ориентирования вне зон, определенных характеристикой,
проводится как исключение. При этом вред, наносимый
заказчиками средств ориентирования участникам движения
за счет перегрузки излишней информацией, компенсируется
инвестициями в обязательные объекты ориентирования в
установленном порядке.
При необходимости изменения либо неопределенности направления
движения к объекту ориентирования, формируются маршруты
ориентирования, которые обеспечиваются установкой ТСМО
во всех пунктах изменения (неопределенности) направления
движения (перекрестках) вплоть до места расположения
объекта ориентирования либо до другого маршрута, ведущего
к объекту ориентирования. Прерывание и вариантность
маршрутов ориентирования не допускается. Перечень объектов
ориентирования и дислокация ТСМО согласовываются в УГАИ
ГУВД Мингорисполкома.
Система маршрутного ориентирования (городская подсистема)
в Минске обеспечивается следующими средствами: дорожные
знаки индивидуального проектирования, знаки сервиса,
знаки дополнительной информации (таблички), схемы движения,
информационные указатели, информационно-рекламные указатели,
схемы(карты) ориентирования г.Минска. Применение ТСМО
должно быть комплексным и системным, соответствовать
действующему законодательству. При выборе типов ТСМО
должен проводиться технико-экономический анализ. В случае
альтернативных возможностей применения ТСМО в пределах
объектов (групп объектов) УДС, предпочтение отдается
однотипным уже имеющимся.