Классификация и основные характеристики объектов маршрутного ориентирования

Ю.П. Важник, Н.В. Матвеева

На примере г. Минска приводятся некоторые рекомендации по классификации объектов городского ориентирования, наличию технических средств маршрутного ориентирования.

В качестве объектов городского ориентирования используются обособленные объекты, имеющие конкретную географическую привязку и наименование. Наименование объектов ориентирования должно быть однозначным и формируется на основе официальных наименований элементов УДС и организаций. Выделены 3 категории объектов ориентирования, основанные на УДС, на функциональной и административной структурах.
Объекты ориентирования первой категории – это элементы УДС, ее структурные элементы (радиусы и кольца), объекты транспортной инфраструктуры (стоянки, транспортные развязки и т.д.), маршруты общественного транспорта.
Название элемента УДС содержит имя собственное и тип элемента, которые классифицируются как проспект, улица, бульвар, тракт, шоссе, переулок, проезд, тупик. Для целей ориентирования введена классификация элементов УДС согласно статусу - интегральному параметру, включающему значение характеристик транспортного тяготения, интенсивности движения и конструктивных характеристик. Структурные элементы УДС определяются как кольцевые и радиальные элементы УДС. Город Минск имеет радиально-кольцевую структуру УДС (три ярко выраженных кольца - Минская кольцевая дорога (МКАД), Второе кольцо и Первое кольцо и десять основных радиальных магистралей, имеющих выходы на автодороги республиканского значения), которая позволяет обеспечить распределение потоков транспорта с ограничением допуска в центральную часть города и используется для системы маршрутного ориентирования (рис.1).
Согласно Концепции системы маршрутного ориентирования, транзитный транспорт, подходящий к городу по радиальным магистралям перераспределяется по МКАД. Для прямого направления в качестве объекта ориентирования обозначается Центр и название радиальной городской магистрали. Информация для дорожных знаков, устанавливаемых на МКАД перед развязками с радиальными магистралями, формируется следующим образом: для прямого направления указываются наименования не более 3-х пунктов (из ряда важнейших) следующих по ходу движения.
Второе кольцо состоит из десяти улиц, составляющих замкнутый контур, который перераспределяет грузовые транзитные и транспортные потоки, въехавшие в город, между радиальными направлениями.
Первое кольцо состоит из девяти улиц, которые ограничивают Центр города и перераспределяют транзитные и транспортные потоки, находящиеся между Вторым кольцом и Первым, по основным магистралям.

Рис.1

Рис.1. Схема улично-дорожной сети г.Минска

Объекты ориентирования второй категории – это административные районы, адрес (название элемента УДС и номера дома), квартал (название элемента УДС и номера дома от – до), районы узлов связи (почтовый индекс).
Объекты ориентирования третьей категории – это микрорайоны (обособленные и необособленные), архитектурные комплексы, транспортные узлы, промышленные узлы, крупные промышленные объекты, крупные торговые и культурно-бытовые объекты, предприятия и организации с обособленным зданием, обособленные (офисные) здания, объекты автосервиса (СТО, мойки, АЗС и др.), объекты сервиса (больница, ГАИ, информационные пункты), объекты сервиса (прочие).
Определено два вида характеристик применения знаков маршрутного ориентирования – обязательные и по согласованию. Обязательные объекты ориентирования имеют общегородское значение и должны быть обозначены в обязательном порядке. Объекты ориентирования по согласованию не являются обязательными для городской подсистемы маршрутного ориентирования. Включение объекта в городскую подсистему маршрутного ориентирования и установка средства ориентирования осуществляется по согласованию с администрациями районов и городских служб.
Объекты ориентирования обозначаются при помощи технических средств маршрутного ориентирования (ТСМО) в соответствии с характеристикой ориентирования. Обозначение объектов ориентирования вне зон, определенных характеристикой, проводится как исключение. При этом вред, наносимый заказчиками средств ориентирования участникам движения за счет перегрузки излишней информацией, компенсируется инвестициями в обязательные объекты ориентирования в установленном порядке.
При необходимости изменения либо неопределенности направления движения к объекту ориентирования, формируются маршруты ориентирования, которые обеспечиваются установкой ТСМО во всех пунктах изменения (неопределенности) направления движения (перекрестках) вплоть до места расположения объекта ориентирования либо до другого маршрута, ведущего к объекту ориентирования. Прерывание и вариантность маршрутов ориентирования не допускается. Перечень объектов ориентирования и дислокация ТСМО согласовываются в УГАИ ГУВД Мингорисполкома.
Система маршрутного ориентирования (городская подсистема) в Минске обеспечивается следующими средствами: дорожные знаки индивидуального проектирования, знаки сервиса, знаки дополнительной информации (таблички), схемы движения, информационные указатели, информационно-рекламные указатели, схемы(карты) ориентирования г.Минска. Применение ТСМО должно быть комплексным и системным, соответствовать действующему законодательству. При выборе типов ТСМО должен проводиться технико-экономический анализ. В случае альтернативных возможностей применения ТСМО в пределах объектов (групп объектов) УДС, предпочтение отдается однотипным уже имеющимся.


© S.Waksman, 2002