Многофункциональные дополнительные секции светофоров

Е.Н.Кот, В.Ю.Карпилович, Е.Н.Пустовойт

Статья посвящена вопросам разработки дополнительной секции светофора с "интеллектуальными" функциями, в которой может отсутствовать управляющий канал, обеспечивающий включение и выключение запрещающего сигнала. Даны рекомендации по их применению и техническим возможностям. 

Светофорное регулирование является распространенным методом ОДД, применяемым для повышения пропускной способности отдельных участков УДС, а также для обеспечения безопасных перемещений различных категорий участников ДД. Повышение безопасности движения обеспечивается  путем разделения транспортных (либо транспортных и пешеходных) потоков во времени.

Примерно 75% светофорных объектов устанавливается на пересечениях УДС. На таких участках полная ликвидация всех конфликтных точек требует применения сложных схем регулирования, что приводит к резкому сокращению пропускной способности узлового пункта. Поэтому некоторые (менее опасные) конфликтные точки на пересечениях во многих случаях признаются допустимыми и сохраняются. К этой группе, как правило, относятся и конфликтные точки при взаимодействии транспортных потоков, выполняющих правый или левый повороты, с пешеходами, переходящими проезжую часть, на которую выполняется поворот. Особенностью таких конфликтов является однозначное предоставление ПДД преимущества незащищенным участникам движения – пешеходам, но использовать это преимущество им следует с осторожностью, так как невыполнение водителями требований ПДД наносит наибольший ущерб именно пешеходам. ДТП с участием поворотных транспортных средств составляют 8-10% всех наездов на пешеходов на регулируемых перекрестках, или 1-1,5% общего числа ДТП с пешеходами в городах.

Движение направо или налево может регулироваться либо сигналами основного светофора, либо сигналом дополнительной секции (рис.1а, б). В соответствии с ПДД Республики Беларусь, "при движении по сигналу стрелки, включенной в дополнительной секции светофора одновременно с желтым или красным сигналом, водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущихся с других направлений" (пункт аналогичного содержания есть и в ПДД  Российской Федерации). С учетом этого пункта ПДД по сигналу стрелки, включенной одновременно с зеленым сигналом светофора, воспринимается большинством водителей как бесконфликтное движение, особенно с учетом практически повсеместной в Республике Беларусь организации движения левоповоротных транспортных потоков по сигналу дополнительной секции именно как движения без конфликта с другими транспортными потоками. За последние годы проведена работа по изменению схем организации светофорного регулирования для устранения имевшихся конфликтов левоповоротных потоков, движущихся по сигналу дополнительной секции светофора, и с пешеходами.

Однако при движении направо полное разделение во времени поворотного транспортного потока с пешеходами приводит во многих случаях к неоправданному снижению пропускной способности правоповоротных направлений, увеличению экономических и экологических потерь в дорожном движении. Например, на Т-образном перекрестке движение направо может быть разрешено либо по сигналу основного светофора (рис.1а), либо по сигналу дополнительной секции без конфликта с пешеходами одновременно с потоками, выезжающими с боковой улицы (рис.1б). В обоих вариантах движение разрешается только в одной из двух фаз светофорного цикла. В результате в первом варианте не используется возможность бесконфликтного поворота направо в первой фазе, а во втором варианте запрещается поворот направо при зеленом сигнале основного светофора во второй фазе, и, соответственно, блокируется возможность движения в прямом направлении из правой полосы. На регулируемых пересечениях с трехфазными схемами регулирования ситуация аналогична – движение направо разрешается только в одной фазе из трех.

В то же время разрешение движения направо по сигналу дополнительной секции, включенной одновременно с зеленым сигналом основного светофора (рис. 1в), при наличии конфликта с пешеходами, переходящими проезжую часть, на которую выполняется поворот, приводит к увеличению доли водителей, нарушивших требования ПДД и не уступивших дорогу пешеходам. При этом к нарушениям относились и ситуации, когда пешеходы отказывались от юридически предоставленного приоритета в целях собственной безопасности. Изменение поведения водителей подтверждено экспериментальным исследованием конфликтных ситуаций, в результате которого установлено, что при повороте направо по сигналу основного светофора доля водителей-нарушителей составляет 21-28%, а при движении направо по сигналу дополнительной секции светофора, включенной одновременно с зеленым сигналом основного светофора, достигает 36-41%. Различия являются статистически значимыми. Таким образом, подтвердилось приведенное выше предположение о том, что движение по сигналу дополнительной секции, включенной одновременно с зеленым сигналом основного светофора, воспринимается водителями как бесконфликтное, и их готовность уступить дорогу другим участникам движения при этом уменьшается.

Для устранения указанных противоречий в Республике Беларусь разработана схема организации движения правоповоротных потоков на регулируемых перекрестках с переменным приоритетом. Схемой предусматриваются два периода разрешенного движения направо в течение цикла светофорного регулирования (рис.1в). В одном из периодов движение выполняется без взаимодействия с пешеходами ("бесконфликтный период"), в другом – одновременно с пешеходами, переходящими проезжую часть, на которую поворачивает транспортное средство ("конфликтный" период). Пропускная способность правоповоротного направления при такой схеме представляет собой сумму транспортных средств, которые могут проехать перекресток в бесконфликтном и конфликтном периодах, поэтому она больше, чем при чисто конфликтной или чисто бесконфликтной схемах.

Схема может применяться для организации взаимодействия правоповоротных потоков не только с пешеходами, но и с другими участниками движения, движущимися в параллельном направлении справа от проезжей части (велосипедистами на велодорожке, трамваями на обособленном полотне). Для реализации таких схем при разработке Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1300-2002 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения" создана система технических средств, включающая информационные секции трех модификаций и их упрощенный вариант - информационные таблички.

Для обозначения конфликтного периода при взаимодействии правоповоротных транспортных и пешеходных потоков базовым техническим средством является информационная секция ИС.1.п с бело-лунными символами правоповоротной стрелки и пешехода на черном фоне. Конструктивно информационная секция аналогична дополнительной секции светофора и устанавливается под ней. Режим работы секции – мигающий с частотой 60 миганий в минуту.

Сигнал информационной секции должен работать в период светофорного цикла, в котором предусмотрен конфликтный режим движения правоповоротного потока с пешеходами.

При экспериментальных исследованиях конфликтных ситуаций установлено, что наиболее опасные ситуации происходят при переходе от бесконфликтного периода регулирования к конфликтному. Такие переходы возможны, если схемой регулирования на перекрестке предусмотрено включение сигнала правой дополнительной секции раньше по сравнению с моментом разрешения движения пешеходов. Наличие информационной секции позволяет своевременно предупредить водителей правоповоротных транспортных средств о том, что начинается период светофорного  цикла, в котором будет разрешено движение пешеходов через проезжую часть, на которую поворачивает водитель. В результате уменьшается количество конфликтных ситуаций и степень их опасности, что подтверждено экспериментальными исследованиями.

При схемах светофорного регулирования, в которых предусмотрено одновременное начало движения пешеходов и правоповоротных транспортных средств, а бесконфликтное движение направо разрешается после конфликтного периода, вместо информационной секции допускается применять информационную табличку с символами черного цвета на белом фоне.

 


Рис. 1.Варианты организации движения правоповоротных потоков при двухфазной схеме светофорного регулирования на Т-образном перекрестке:

а) в первой фазе по основному сигналу основного светофора в конфликте с пешеходами; б) по сигналу дополнительной секции, включенной с красным сигналом основного светофора; в) схема с переменным приоритетом (в первой фазе движение в бесконфликтном режиме, во второй – в конфликте с пешеходами, обозначенном сигналом информационного секции)

 

Табличка значительно дешевле информационной секции, не требует подключения к дорожному контроллеру и обслуживания источника света. Однако она не обозначает конкретный период светофорного цикла, в котором происходит "конфликтное" движение, и не может выдавать предупреждающий сигнал о начале конфликтного периода.

Разработанная система регулирования правоповоротного движения к началу 2006 г. реализована на 70 пешеходных переходах, расположенных на регулируемых перекрестках в 4 городах Республики Беларусь. Применение схем регулирования правоповоротного движения с переменным приоритетом уже обеспечивает снижение экономических издержек движения на этих перекрестках более чем на 500 млн. белорусских рублей (250 тыс. долл. США) за год. При этом на переходах с новыми схемами регулирования с 1991 г., когда такие схемы начали применяться в экспериментальном порядке, зафиксировано только одно ДТП с участием пешехода и автомобиля.

Затраты на проектирование не превысили 40 долл. на одну секцию и 10 долл. на табличку. Внесение изменений в нормативные документы (СТБ 1300, ПДД 2003 г.) произведено при плановой их разработке или переработке, поэтому каких либо специальных затрат не потребовало (без учета затрат на научно-исследовательские работы и незначительного увеличения расходов на издание из-за большего объема текста).

По результатам опытной эксплуатации информационных технических средств, в раздел "Проезд перекрестков" Правил дорожного движения Республики Беларусь 2003 г. был включен новый пункт следующего содержания: «113. На регулируемых перекрестках могут применяться информационные секции с бело-лунным мигающим сигналом на черном фоне или информационные таблички белого цвета с черными символами. Информационные секции могут размещаться под правой дополнительной секцией транспортных светофоров либо перед пешеходным переходом совместно с дорожными знаками «Пешеходный переход». Информационная секция или табличка не изменяет значения сигналов светофоров, требований дорожных знаков, настоящих Правил и дополнительно предупреждает водителей о необходимости уступить дорогу пешеходам, велосипедистам, трамваям».

 

От научного редактора: Использование многофункциональных дополнительных секций подобным образом, нарушает основные правила пофазного разъезда. Иными словами автомобили, осуществляющие движение прямо по правой полосе, могут препятствовать движению правоповоротного транспортного потока в случае, если они не успели покинуть перекресток во время разрешающего такта. Это приводит к тому, что все время разрешающего такта для движения направо, выпадает, и ни один автомобиль направо не повернет. Несмотря на это, стоит отметить идею авторов статьи, поскольку до сих пор проблема информирования водителей о том, осуществляют они конфликтный поворот или нет, не решена.


© S.Waksman, 2002