Предлагается ввести понятие «Градостроительная логистика».
В последние годы появилось большое
количество публикаций, посвящённых логистике, проводятся
международные конференции и семинары, в том числе сообщения
по этой тематике включаются в повестку дня конференций
по транспортным системам городов [1,2]. При транспортных
и других университетах открылись кафедры логистики,
ведётся подготовка специалистов этого направления. Более
того, появилась статья под названием «Городская логистика»
[4] и даже статья, связывающая понятие логистики с безопасностью
дорожного движения [3].Будучи специалистами в области
городского строительства и хозяйства, хотим высказаться
по этому вопросу.
За рубежом в различных региональных программах особое
место стала занимать городская логистика (City Logistics)
как научно-практическое направление, имеющее своим предметом
совершенствование транспортно-логистических схем и
маршрутов перевозки грузов и пассажиров в условиях крупных
городов. Чтобы избавиться от посреднических структур
и обеспечить непосредственные контакты между продавцами
и покупателями, необходима база данных, с которой последние
имели бы прямую связь. Такие эксперименты осуществляются
ныне на основе City Logistics в крупных городах США,
Европейского союза, Японии. Например, американской компанией
«Сатурн» (подразделение «Дженерал Моторз») при доставке
автозапчастей дилерам в бортовой компьютер доставочной
автомашины вводится информация (а на экране высвечивается)
для водителя о пунктах назначения, маршрутах, затратах
времени.
Как отмечает И.Смирнов[4], городская логистика предусматривает
использование геоинформационных систем, в частности,
работу с электронной картой города и решение транспортной
задачи. О.С.Игнатенко и др.[6] выделяют макрологистические
системы (применительно к ГОТ они предусматривают разработку
общей концепции расселения, согласованной с транспортным
обслуживанием регионов, и разработку генеральной схемы
развития транспорта в регионе; координацию различных
видов транспорта; техническое и технологическое обеспечение;
тарифообразование, экономику и контроль) и микрологистические.
На наш взгляд, методы логистики должны в первую очередь
использоваться при определении тарифов на ГОТ, обеспечивая
соблюдение принципа «от двери до двери» и «точно в срок».
В Киеве за последние 6 лет ликвидированы удобные трамвайные
маршруты и заменены на троллейбусные или автобусные,
интервалы движения на которых в часы пик превышают 15–20
минут. Сняты трамвайные маршруты с моста Патона, что
привело к разрыву трамвайных связей между левым и правым
берегами. Участились заторы в дорожном движении не только
в центре города, но и в средней и даже периферийной
зонах и не обязательно в часы пик. Часто можно наблюдать
такую картину, когда в заторе стоит до 100 легковых
автомобилей, а в каждом из них по 1-2 человека. Однако
давно известно, что для перевозки 25000 пасс. в час
обычному трамваю необходимо 2 полосы по 3,5 метра, троллейбусу
– 3 полосы, автобусу – 4 полосы, а легковому автомобилю
– 25 таких полос! Поэтому за рубежом, например, в Лос-Анджелесе
существуют специальные полосы (car-pool), на которые
разрешается заезжать общественному транспорту, а также
легковым автомобилям, в которых находятся три и более
пассажиров. В Берлине можно купить билет за 2,1 €, который
действует в течение 2 часов. За это время (определяется
по компостерам, которые установлены в салонах ГОТ или
на платформах) можно пересаживаться с метро на S-Bahn
или на автобус. Если же, планируя свою поездку, вам
нужно затратить больше времени, то можете купить дневной
билет (taggest-carte), который позволяет в течение всего
дня неоднократно ездить всеми видами транспорта в зонах
А и В, на которые разделён Берлин (стоимость его составляет
5,8 €); при поездке в зону С необходимо доплатить 1,25
€. Как видим, стоимость билетов по сравнению со странами
СНГ очень высока, но она оправдана тем, что регулярность
движения на ГОТ (автобус, S-Bahn , метро) очень высока
и вы за эту цену вольны выбирать необходимые маршруты.
В чём же здесь логистический подход? Прежде всего, должна
выполняться цепочка: проектирование (контроль) – строительство
(контроль) – эксплуатация (контроль) – системный анализ
– совершенствование (реконструкция, новые технологии
и пр.) – экономика. На наш взгляд, «Градостроительная
логистика» как наука должна включать в себя: философию
(например, «философию транспорта»); социологию (например,
«социологию градостроительства»); градометрию (например,
«моделирование транспортных систем городов»); эконометрику
(например, «транспортную эконометрику»). Это, в конечном
итоге, позволит решить проблемы современного градостроительства,
в том числе проблему планирования и проектирования развития
транспортных систем городов.
Быть термину «Градостроительная логистика» или нет,
а если да, то каким должно быть его содержание, под
силу решить только таким форумам, как Екатеринбургские
международные конференции «Социально-экономические проблемы
развития транспортных систем городов и зон их влияния».
Литература
1.Рейцен Е.А., Кучеренко Н.Н. Логистика
и городской пассажирский транспорт //Социально-экономические
проблемы развития транспортных систем городов и зон
их влияния /Матер. Х междунар. (13-й екатеринбург.)
научн.-практ. конф. – Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2004,
С.194-197.
2.Кучеренко Н.Н., Рейцен Е.А. Новые подходы к проектированию
транспортных пересадочных узлов в городах //Социально-экономические
проблемы развития транспортных систем городов и зон
их влияния /Матер. ХІ междунар. (14-й екатеринбург.)
научн.-практ. конф. – Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2005,
С.140-145.
3.Сопільник Л.І., Рейцен Є.О., Дем”янко О.М. Логістика
і безпека дорожнього руху /Тези доповідей V міжнар.
науково-практ. конф. “Маркетинг та логістика”, Львів:
Львівська політехніка, 2004, С.301-302.
4.Смирнов И. Городская логистика / «Дистрибуция и логистика»,
№5, 2004, С. 11-17.
5.Крикавський Є. Логістика. Львів: Інтелект-Захід, 2004,
– 414с.
6.Игнатенко О.С. и др. Логистика и пассажирские перевозки
/ «Автодорожник Украины», №2, 1995, – С. 4-8.
7.Шипулин В.Д. «Городской проект» и геоинформационные
технологии //Коммунальное хозяйство городов /Научно-техн.
сборн. ХГАГХ, В.32 – Киев: Техника, 2001, С. 14-18.