4. Влияние отдельных параметров расселения.

В формулах расселения (12 и 13) фигурируют три определяющих расселения параметра: границы расселения – нижняя R1, и верхняя  R2 и скорость сообщения. В трансформированных формулах расселения (19 и 20), зависимых только от времени, фигурируют те же три параметра, из них в явной форме две нижняя и верхняя границы расселения J1 и J2 во времени пути до них и в неявной форме скорости сообщения, поскольку она и определяет время. Нам надлежит теперь выяснить степень влияния на расселение этих параметров.

Нетрудно убедиться, что расселение определяется границами расселения и явно не зависит от скорости сообщения. Этот парадоксально звучащий факт находит свое объяснение в том обстоятельстве, что верхняя граница расселения R2 , конечно, всегда устанавливается в зависимости от скорости принятых средств сообщения: она не может быть равна, положим, 10 км при пешем сообщении и наверное будет больше при внеуличном городском транспорте. Убедиться  в справедливости сделанного заключения можно непосредственным подсчетом. Так, например, положив верхнюю границу расселения R2 = 10 км (при R1 = 0,0), найдем при пешем сообщении  υ = 4,5 км/час, что на первом километре поселится 38% населения, на втором 15 % и т. д.; то же получим и при транспортном сообщении (υ = 10 км/час).

В общей форме в справедливости этого положения легко убедиться аналитически. Простой подсчет показывает действительно, что точное правило расселения (12 и 13) можно заменить приближенным:

                                            (12)

где – ∆r -  интервал расстояния, в котором ищется число живущих при среднем расстоянии этого интервала от места приложения труда, равным r. В этом выражении скорость сообщения не фигурирует.

Данная формула (12) получается из формул 14,18 и 13. Действительно по формулам 14 и 18 вероятность поселения в интервале dr равна:

почему в этом интервале поселится

, %

что после подстановки сюда значений а и b из (13) даст правило расселения в дифференциальной форме

 

                                                  

                                     (12)                             
Переходя к десятичным логарифмам и приравнивая приближенно небольшой интервал расстояний ∆r = dr,  получаем данную в тексте формулу.

Для случая отсутствия зоны разрыва (R1=0) имеем

                                                      (121V)

Это следует из того, что

=0

при R1 ® 0

 В большом числе случаев разрыв между местом приложения труда и селитьбой отсутствует (R1=0). В этом случае правило расселения выглядит еще проще:

                                                       (12)

Оно зависит от одного параметра – предельной дальности расселения. Мы покажем теперь, что это правило является общим. Действительно, во всех этих формулах расстояния и время на преодоление расстояний считается от места работы, которое, таким образом, принято за начало координат. Если это начало счета расстояний и времени перенести на нижнюю границу селитьбы (R1 или J1), что удобнее по самой природе задачи расселения, то оказывается, что влиянием на расселение зон разрыва между местами труда и селитьбой можно пренебречь по незначительности этого влияния.

В праве на такое  упрощение можно убедиться непосредственным расчетом расселения. Действительно, максимально возможный разрыв в 2 км. покрывается обычным городским транспортом не более как за 10 мин. Противоположный крайний случай – отсутствие всякого разрыва.

Сравнение расселения для этих крайних случаев представлено в следующей таблице.

Интервал времени в мин.

Разрыва нет

Интервал времени в мин

Разрыв в 2 км.

Нормальное расселение

Нормальное расселение

J2=60мин

J2=45мин

J2=30мин

J2=60мин

J2=45мин

J2=30мин

1

2

3

4

5

6

7

8

0-5

30%

36%

46%

10-15

25%

32%

50%

5-10

19%

20%

25%

15-20

19%

23%

28%

10-15

13%

15%

15%

20-25

16%

18%

17%

15-20

10%

10%

8%

25-30

13%

12%

5%

20-25

8%

8%

5%

30-35

9%

9%

-

25-30

6%

6%

1%

35-40

7%

6%

-

30-35

5%

4%

-

40-45

5%

-

-

35-40

4%

2%

-

45-50

3%

-

-

40-45

3%

-

-

50-55

2%

-

-

45-50

2%

-

-

55-60

1%

-

-

50-55

1%

-

-

-

-

-

-

55-60

-

-

-

-

-

-

-

Итого:

100%

100%

100%

Всего:

100%

100%

100%

Достаточно согласный ход кривых расселения в этих крайних случаях оправдывает делаемое упрощение и позволяет построить единую, так сказать, темперированную шкалу нормального расселения.

Нормальная шкала расселения

В зависимости от времени, затрачиваемого на преодоление расстояния от места жительства до нижней границы селитебной зоны.

Время в минутах

Предел дальности расстояния

60 мин.

45 мин.

30 мин.

1

2

3

4

0-5

27%

34%

48%

5-10

19%

23%

26%

10-15

14%

15%

16%

15-20

11%

10%

6%

20-25

8%

7%

3%

25-30

6%

5%

1%

30-35

5%

3%

-

35-40

4%

2%

-

40-45

3%

1%

-

45-50

2%

-

-

50-55

1%

-

-

55-60

-

-

-

Итого:

100%

100%

100%

Удельное среднее расстояние в минутах ….

15

11

7

 

 

 

Графическая шкала нормального расселения представлена на рис. 10.

 


Тенденция расселения на близких расстояниях во времени от мест постоянного трудового тяготения выражена в нормальной шкале расселения очень ярко: при часовом пределе дальности расселения удельное среднее расстояние поселения 15 мин., при 45-минутном пределе – 11 минут, при 30-минутном – 7 минут.