3 мая 1976 г.Москва
Здравствуй, дорогой Семен Аронович!
Спасибо за первомайские
поздравления. Почему не пишешь, как идут дела по библиографии, конференции,
получен ли мой доклад о закономерностях распределения транспортной работы на
улично-дорожных сетях (совместно с В.Н.Филиной), который мы выслали в
оргкомитет еще в начале зимы вместе с актом экспертизы.
С работой по библиографии у
меня сейчас обстоят дела следующим образом:
- главная проблема, которую
не решаюсь без совета с тобой решить, состоит в трудности отсечения смежных тем
и направлений; информацию, которая раньше накапливалась у меня и сейчас в связи
с активизацией деятельности сильно пополняется (особенно за период до 1955 г.),
можно разделить на 4 главные темы:
а) Транспорт (городской и
пригородный, магистральный-межгородской, местный-межселенной,
сельский и технологический);
б) Коммунальное и жилищное
хозяйство (многие транспортные вопросы особенно раньше рассматривались авторами
совместно с другими отраслями коммунального и жилищного хозяйства);
в) Архитектура, планировка,
строительство населенных мест (т.е. иными словами градостроительство и районная
планировка);
г) География населения,
населенных мест, проблема урбанизации.
- раньше,
когда вся поступающая информация рассматривалась мною под углом зрения
«расселение и транспорт» проблема разделения на темы не стояла, ибо во всех
названных направлениях меня интересовали стыковые работы, сейчас же выбрать из
всего потока публикаций те, которые попадают в «транспорт в
градостроительстве», становится трудным в первую очередь в связи с
необходимостью введения четких дефиниций в отношении самого градостроительства
как научного направления и
стыковых проблем с транспортом его;
- трудность, а главное то
обстоятельство, что решение проблемы о сущности градостроительства выходит,
видимо, за рамки нашей компетенции, у меня все больше и больше вызывает
соображение – не стоит ли предпринимаемый замысел обозвать иначе, скажем
«транспортная система городов и агломераций». В этом случае все прежние темы органически
войдут сюда, мы же будем здесь чувствовать себя во многих отношениях более
уверенно по профессиональному принципу как транспортники-инженеры, да и круг
потребителей значительно расширится, я думаю, что от решения именно этого
вопроса будет зависеть успешность, быстрота и плодотворность работы по
рубрикации;
- в процессе
последовательных попыток по составлению рубрикаторов на конкретном потоке
информации я пришел сейчас к твердому убеждению, что сквозного рубрикатора по
всем периодам сделать невозможно, ибо со временем резко изменяется
направленность тематики. Навязывать же прежним работам (имеющим к тому же во
многих случаях чисто исторический или фактологический характер) современную
ориентацию будет значительной уступкой перед объективностью. Обозначаются
следующие периоды – до 1917, 1917 – 1930, 1931 – 1954, 1955 – 1975 (как видишь,
рамки ограничены крупными переломами в хозяйственно-политической обстановке в
стране – революция, июньский пленум 1931 по градостроительству, конец периода
культа);
- самым большим огорчением,
которое получил в процессе работы над библиографией, состоит в том, что
неожиданно для меня выявилось, что та информация, которую я кропотливо собирал,
начиная с 1959 года, оказалась за периоды дореволюционный и двадцатых годов, в
особенности, далеко не полной. В том перечне, который я передал тебе, видимо,
отражено лишь 30-40% от общего потока за эти периоды, поиски в настоящее время
усиленно продолжаю с помощью неожиданно обнаруженных новых методических
подходов обнаружения сильно рассеянной информации за эти трудные вообще в
отношении статей периоды в русской и советской библиографии (
летопись статей, которая включала кстати только главные издания,
охватывала 25-40% всего потока статей и только с 1926 года). Именно первые годы
советской власти по транспорту совершенно в неожиданных журналах появились
забытые, но весьма ценные статьи. В частности, я обнаружил статью
Г.В.Шелейховского 1925 года и очень много других уникальных работ. С учетом
этого считаю в данный момент остановиться на прежнем варианте, который ты с
самого начала предлагал – библиография за последний период, но четко ограничить
его рамками 1955-1975 годы, если сроки позволяют, то думаю, что к концу года
смогу подогнать и прежние периоды.
- в
данный момент я полностью разрушил свою хронологическую картотеку и перестроил
ее на систематическую за дореволюционный период (на что ушло у меня почти два
месяца):
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА
ГОРОДОВ И АГЛОМЕРАЦИЙ |
ВНЕГОРОДСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ
СИСТЕМА (АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ, ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ) |
Работы общего характера |
Работы общего характера |
Научная жизнь (конференции,
съезды и т.п.) |
Научная жизнь (конференции,
съезды и т.п.) |
Правовые отношения |
Правовые отношения |
Исторические обзоры |
Исторические обзоры |
Статистика |
Статистика |
Расселение и транспорт |
Обслуженность транспортной
сетью |
Материалы о потоках - пассажирских - грузовых - движения общего |
Материалы о потоках - пассажирских - грузовых - движения общего |
Проекты
(технико-экономические обоснования) |
Проекты
(технико-экономические обоснования) |
Социально-экономический
эффект транспортного строительства отдельно по городам |
Социально-экономический
эффект транспортного строительства - для народного хозяйства в целом - для сельского хозяйства |
Строительство (процесс) |
Строительство (процесс) |
Техника: - подвижной состав - пути сообщения (рельсовые, городские
дороги и улицы) |
Техника: - подвижной состав - пути сообщения |
|
Дорожники, карты, атласы |
|
Описание сети
современниками - России - зарубежных стран |
Эксплуатационная
деятельность |
Эксплуатация |
Финансовая деятельность,
экономика |
Финансовая деятельность,
экономика |
Безопасность движения |
|
Вопросы управления |
|
Пригородные сообщения |
|
Я специально дал
сопоставительную рубрикацию по городской и внегородской транспортной системе,
чтобы показать черты общего при инженерно-транспортном подходе, как такая
совместная рубрикация будет выглядеть при «градостроительном» подходе к
внегородской транспортной системе я, признаться, не представляю. Это еще раз
меня убеждает, что лучше изменить название, нас смогут тогда понять
автомобилисты, железнодорожники, городские транспортники, экономисты, географы и
с таким же успехом градостроители и архитекторы;
- дальнейшее продвижение
сейчас требует решения перечисленных вопросов, ибо без ясности в них я не
решаюсь разрушить свою хронологическую картотеку за последующие периоды. Самым
лучшим вариантом было бы совместное обсуждение. Может быть
тебе удастся выбраться в Москву. Во всех случаях пиши, чтобы скорее обрести
уверенность в принципиальных вопросах и ясность в процессе прохождения и
срокам.
Г.Гольц
P.S.: Первые два месяца этого года был полностью отключен
от обычной работы непредвиденными поручениями по работе с французской
делегацией и по подготовке к 23 международному географическому конгрессу,
вторая половина июля и начало августа также выпадут, так что объективно не мог
по существу тебе написать ничего нового, но в мае и июне мы могли бы, видимо,
все решить и доделать. Жду твоего письма.