3 мая 1976                                                                                                                       госква

 

Здравствуй, дорогой Семен Аронович!

Спасибо за первомайские поздравления. Почему не пишешь, как идут дела по библиографии, конференции, получен ли мой доклад о закономерностях распределения транспортной работы на улично-дорожных сетях (совместно с В.Н.Филиной), который мы выслали в оргкомитет еще в начале зимы вместе с актом экспертизы.

С работой по библиографии у меня сейчас обстоят дела следующим образом:

- главная проблема, которую не решаюсь без совета с тобой решить, состоит в трудности отсечения смежных тем и направлений; информацию, которая раньше накапливалась у меня и сейчас в связи с активизацией деятельности сильно пополняется (особенно за период до 1955 г.), можно разделить на 4 главные темы:

а) Транспорт (городской и пригородный, магистральный-межгородской, местный-межселенной, сельский и технологический);

б) Коммунальное и жилищное хозяйство (многие транспортные вопросы особенно раньше рассматривались авторами совместно с другими отраслями коммунального и жилищного хозяйства);

в) Архитектура, планировка, строительство населенных мест (т.е. иными словами градостроительство и районная планировка);

г) География населения, населенных мест, проблема урбанизации.

- раньше, когда вся поступающая информация рассматривалась мною под углом зрения «расселение и транспорт» проблема разделения на темы не стояла, ибо во всех названных направлениях меня интересовали стыковые работы, сейчас же выбрать из всего потока публикаций те, которые попадают в «транспорт в градостроительстве», становится трудным в первую очередь в связи с необходимостью введения четких дефиниций в отношении самого градостроительства как научного направления и стыковых проблем с транспортом его;

- трудность, а главное то обстоятельство, что решение проблемы о сущности градостроительства выходит, видимо, за рамки нашей компетенции, у меня все больше и больше вызывает соображение – не стоит ли предпринимаемый замысел обозвать иначе, скажем «транспортная система городов и агломераций». В этом случае все прежние темы органически войдут сюда, мы же будем здесь чувствовать себя во многих отношениях более уверенно по профессиональному принципу как транспортники-инженеры, да и круг потребителей значительно расширится, я думаю, что от решения именно этого вопроса будет зависеть успешность, быстрота и плодотворность работы по рубрикации;

- в процессе последовательных попыток по составлению рубрикаторов на конкретном потоке информации я пришел сейчас к твердому убеждению, что сквозного рубрикатора по всем периодам сделать невозможно, ибо со временем резко изменяется направленность тематики. Навязывать же прежним работам (имеющим к тому же во многих случаях чисто исторический или фактологический характер) современную ориентацию будет значительной уступкой перед объективностью. Обозначаются следующие периоды – до 1917, 1917 – 1930, 1931 – 1954, 1955 – 1975 (как видишь, рамки ограничены крупными переломами в хозяйственно-политической обстановке в стране – революция, июньский пленум 1931 по градостроительству, конец периода культа);

- самым большим огорчением, которое получил в процессе работы над библиографией, состоит в том, что неожиданно для меня выявилось, что та информация, которую я кропотливо собирал, начиная с 1959 года, оказалась за периоды дореволюционный и двадцатых годов, в особенности, далеко не полной. В том перечне, который я передал тебе, видимо, отражено лишь 30-40% от общего потока за эти периоды, поиски в настоящее время усиленно продолжаю с помощью неожиданно обнаруженных новых методических подходов обнаружения сильно рассеянной информации за эти трудные вообще в отношении статей периоды в русской и советской библиографии ( летопись статей, которая включала кстати только главные издания, охватывала 25-40% всего потока статей и только с 1926 года). Именно первые годы советской власти по транспорту совершенно в неожиданных журналах появились забытые, но весьма ценные статьи. В частности, я обнаружил статью Г.В.Шелейховского 1925 года и очень много других уникальных работ. С учетом этого считаю в данный момент остановиться на прежнем варианте, который ты с самого начала предлагал – библиография за последний период, но четко ограничить его рамками 1955-1975 годы, если сроки позволяют, то думаю, что к концу года смогу подогнать и прежние периоды.

- в данный момент я полностью разрушил свою хронологическую картотеку и перестроил ее на систематическую за дореволюционный период (на что ушло у меня почти два месяца):

ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ГОРОДОВ И АГЛОМЕРАЦИЙ

ВНЕГОРОДСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА (АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ, ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ)

Работы общего характера

Работы общего характера

Научная жизнь (конференции, съезды и т.п.)

Научная жизнь (конференции, съезды и т.п.)

Правовые отношения

Правовые отношения

Исторические обзоры

Исторические обзоры

Статистика

Статистика

Расселение и транспорт

Обслуженность транспортной сетью

Материалы о потоках

 - пассажирских

 - грузовых

 - движения общего

Материалы о потоках

 - пассажирских

 - грузовых

 - движения общего

Проекты (технико-экономические обоснования)

Проекты (технико-экономические обоснования)

Социально-экономический эффект транспортного строительства отдельно по городам

Социально-экономический эффект транспортного строительства

 - для народного хозяйства в целом

 - для сельского хозяйства

Строительство (процесс)

Строительство (процесс)

Техника:

 - подвижной состав

 - пути сообщения (рельсовые, городские дороги и улицы)

Техника:

 - подвижной состав

 - пути сообщения

 

Дорожники, карты, атласы

 

Описание сети современниками

 - России

 - зарубежных стран

Эксплуатационная деятельность

Эксплуатация

Финансовая деятельность, экономика

Финансовая деятельность, экономика

Безопасность движения

 

Вопросы управления

 

Пригородные сообщения

 

 

Я специально дал сопоставительную рубрикацию по городской и внегородской транспортной системе, чтобы показать черты общего при инженерно-транспортном подходе, как такая совместная рубрикация будет выглядеть при «градостроительном» подходе к внегородской транспортной системе я, признаться, не представляю. Это еще раз меня убеждает, что лучше изменить название, нас смогут тогда понять автомобилисты, железнодорожники, городские транспортники, экономисты, географы и с таким же успехом градостроители и архитекторы;

- дальнейшее продвижение сейчас требует решения перечисленных вопросов, ибо без ясности в них я не решаюсь разрушить свою хронологическую картотеку за последующие периоды. Самым лучшим вариантом было бы совместное обсуждение. Может быть тебе удастся выбраться в Москву. Во всех случаях пиши, чтобы скорее обрести уверенность в принципиальных вопросах и ясность в процессе прохождения и срокам.

Г.Гольц

P.S.: Первые два месяца этого года был полностью отключен от обычной работы непредвиденными поручениями по работе с французской делегацией и по подготовке к 23 международному географическому конгрессу, вторая половина июля и начало августа также выпадут, так что объективно не мог по существу тебе написать ничего нового, но в мае и июне мы могли бы, видимо, все решить и доделать. Жду твоего письма.


© S.Waksman, 2002