О статистической отчетности предприятий городского
общественного транспорта

С.А.Ваксман

На примере предприятий ГОТ г. Екатеринбурга рассматривается система и формы статистической отчетности.

 

Основными формами отчета предприятий ГОТ в соответствии с Паспортом г. Екатеринбурга, содержащими сведения о развитии транспортной системы города, являются:

  для метрополитена – ф. №1-метро «Сведения о метрополитенном транспорте»; ф. №65-этр «Сведения о работе метрополитена, трамвайного и троллейбусного транспорта»;

  для трамвая и троллейбуса – ф. №1-этр «Сведения о трамвайном и троллейбусном транспорте»; ф. №65-этр «Сведения о работе метрополитена, трамвайного и троллейбусного транспорта»;

  для автобуса – ф. №1-автотранс «Сведения о наличии и работе автомобильного транспорта»; ф. №3-автотранс «Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта»; ф. №65-автотранс «Сведения о продукции автомобильного транспорта»;

  для легковых таксомоторов - ф. №3-автотранс «Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта»; ф. №65-этр «Сведения о работе метрополитена, трамвайного и троллейбусного транспорта».

Все указанные формы разработаны Госкомстатом России и составляют федеральное государственное статистическое наблюдение. В табл. 1 приводится характеристика этих форм.

 

Табл. 1. Формы статистической отчетности предприятий ГОТ,
отражающие уровень транспортно-пассажирского обслуживания
населения [3]

Форма

Наименование

Периодичность

Кем предоставляется

1-метро

Сведения о метрополитенном транспорте

Годовая

Метрополитен

65-этр

Сведения о работе метрополитенов, трамвайного и троллейбусного транспорта

Квартальная

Метрополитен, трамвай и троллейбус

1-этр

Сведения о трамвайном и троллейбусном транспорте

Годовая

Трамвай и троллейбус

1-автотранс

Сведения о работе пассажирского автотранспорта

Месячная

Автобус и легковые таксомоторы

1-ТР
(автотранспорт)

Сведения об автотранспорте и о протяженности ведомственных и частных автодорог

Годовая

Автобус и легковые таксомоторы

3-автотранс

Сведения о наличии и использовании автотранспорта

Годовая

Автобус и легковые таксомоторы

65-автотранс

Сведения о продукции автомобильного транспорта

Квартальная

Автобус и легковые таксомоторы

Общей для городского электрического пассажирского транспорта формой является ф. №65-этр «Сведения о работе метрополитена, трамвайного и троллейбусного транспорта». Эта форма квартальная и содержит такие показатели, как количество перевезенных пассажиров (с выделением пассажиров с платным проездом), доходы от перевозки пассажиров и багажа; дотации из бюджета; затраты на перевозку пассажиров и багажа; количество рейсов, предусмотренных расписанием и фактически выполненных (в т.ч. без нарушения расписания). Перечисленные показатели, за исключением перевозки пассажиров, определяются на основе учета предприятий. Количество перевезенных трамваем и троллейбусом пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, можно определить только путем специальных выборочных обследований, которые чаще всего не проводятся (на метрополитене для учета платных и бесплатных пассажиров условия созданы).

При подсчете количества перевезенных льготных пассажиров используется «Инструкция по заполнению форм федерального статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта». В соответствии с Инструкцией число поездок для пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, устанавливается в 50 поездок в месяц на одного пассажира. При этом не происходит учет специфичных для каждого города особенностей, а, следовательно, информация искажается.

Специфичной для трамвайно-троллейбусного транспорта формой является ф. №1-этр  «Сведения о трамвайном и троллейбусном транспорте» (годовая). В нее включены сведения о путевом хозяйстве (протяженность пути в одно- и двухпутном исчислении), подвижном составе (общее количество подвижного состава на начало и конец года, общая пассажировместимость на конец года, в т.ч. с указанием мест для сидения), использовании и транспортной работе (число маршрутов, протяженность маршрутов, время пребывания подвижного состава в распоряжении, в движении, пробег в натуральных вагоно(машино)-километрах, пробег пассажирского подвижного состава, приведенный по вместимости, перевозка пассажиров, в т.ч. платных, пассажирооборот…).

Отличительной формой для метрополитена является ф. №1-метро «Сведения о метрополитенном транспорте» (годовая). В целом она схожа с формой по трамвайно-троллейбусному транспорту. Отметим, однако, отличительные черты (с точки зрения общих для всех предприятий ГОТ показателей).

1. При характеристике подвижного состава дается время пребывания его на линии и в движении, что позволяет получить представление о простое поездов в рабочее время.

2. Более подробно характеризуются происшествия с подвижным составом: выделяются случаи крушения поездов, аварии, а также приводится количество пострадавших в них (ранено, погибло).

3. Приводится пробег пассажирских вагонов, в т.ч. с пассажирами.

4. Пробег пассажирских вагонов характеризуется и в вагоно-километрах, и в поездо-километрах.

5. Отсутствует информация о движении подвижного состава в течение отчетного года, а также данные о сходе подвижного состава по техническим причинам.

Форма №1-автотранс «Сведения о наличии и работе автомобильного транспорта» (месячная) дает характеристику объема перевозки пассажиров и пассажирооборота автомобильного транспорта, но без выделения внутригородских, пригородных и междугородних. Поэтому для статистической отчетности более важным является показатель предусмотренных и фактически выполненных рейсов (с выделением в т.ч. рейсов, выполненных без нарушения расписания) в разрезе внутригородского, пригородного и междугороднего сообщения.

Другой формой отчетности автобусных предприятий является ф. №65-автотранс «Сведения о продукции автомобильного транспорта» (квартальная). Здесь объемы перевозок и пассажирооборот приводятся с выделением внутригородских, пригородных, междугородних и международных маршрутов. Кроме того, следует отметить и показатели доходов (в т.ч. от перевозок платных пассажиров) и расходов, связанных с каждым видом перевозок.

Наибольшую ценность представляют годовые формы отчетности: ф. №3-автотранс «Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта» и ф.№1-тр (автотранспорт) «Сведения об автотранспорте и о протяженности ведомственных и частных автодорог». В первой форме (с выделением внутригородских маршрутов) даются показатели: число автобусных маршрутов (на конец года), длина автобусных маршрутов (на конец года), пребывание автомобилей в распоряжении (автомобиле-дней), в т.ч. в работе, в простое в ремонте и его ожидании, в простое в технически исправном состоянии, пробег автомобилей, в т.ч. с пассажирами и др.

Форма ф. №1-тр (автотранспорт) характеризует наличие отдельных типов подвижного состава, группировку автомобилей, находящихся на балансе хозяйства, по времени их пребывания в эксплуатации, работу и использование автомобильного транспорта, финансовые показатели и ведомственные и частные автомобильные дороги, но в целом по предприятию, без выделения внутригородских перевозок.

В годовой отчетности о работе автомобильного транспорта отсутствуют такие показатели, как количество перевезенных пассажиров, пассажирооборот, вместимость подвижного состава, число сходов подвижного состава с маршрута по различным причинам…

 

Табл. 2. Показатели отчетности различных видов ГОТ [4]

Показатель

Метрополитен

Трамвай
и троллейбус

Автобус

Протяженность развернутого пути (линии) в однопутном исчислении (км)

+

+

-

Эксплуатационная длина путей в двухпутном исчислении (км)

+

+

-

Наличие инвентарного пассажирского состава на начало года (штук)

-

+

-

Наличие инвентарного пассажирского состава на конец года (штук)

+

+

-

Выбыло пассажирского состава в отчетном году (штук)

+

+

-

Общая пассажировместимость подвижного состава на конец года (мест)

+

+

-

в т.ч. число мест для сидения

+

+

-

Число единиц подвижного состава по времени эксплуатации штук

+

+

-

Число маршрутов на конец года (единиц)

-

+

+

Протяженность маршрутов (км)

-

+

+

Пребывание пассажирского подвижного состава в распоряжении хозяйства (вагоно-дней)

+

+

+

в т.ч. в движении

+

+

+

в неисправном состоянии

+

+

+

Пребывание автомобилей в распоряжении хозяйства с учетом их пассажировместимости (по местам для сидения) (автомобиле-место-дней)

-

-

+

Пробег пассажирских вагонов (вагоно-км)

+

+

-

в т.ч. с пассажирами

+

-

-

Пробег автомобилей (км)

-

-

+

в т.ч. с пассажирами

-

-

+

Пробег поездов (поездо-км)

+

-

-

Время пребывания пассажирского подвижного состава в движении (вагоно-часов)

-

+

+

Время пребывания поездов на линии (поездо-часов)

+

-

-

Время пребывания пассажирских поездов в движении (поездо-часов)

+

-

-

Транспортная работа – пробег пассажирского подвижного состава, приведенный по вместимости (место-км)

-

+

+

Перевезено пассажиров, включая пользующихся правом бесплатного проезда (чел.)

+

+

+

в т.ч. пассажиров с платным проездом

+

+

+

Пассажирооборот (пасс.-км)

+

+

+

Число случаев схода пассажирского подвижного состава с линии (единиц)

+

+

-

в т.ч. крушение поездов

+

-

-

Аварии

+

-

-

В них пострадало (чел.)

+

-

-

в т.ч. погибло

+

-

-

Ранено

+

-

-

Предусмотрено рейсов по расписанию (единиц)

+

+

+

Фактически выполнено рейсов (единиц)

+

+

+

в т.ч. без нарушения расписания

+

+

+

Доходы от перевозок пассажиров и багажа (руб.)

+

+

+

в т.ч. от оплаты проезда и провоза багажа пассажирами

+

+

-

Дотации из бюджета (руб.)

+

+

+

Расходы на перевозку пассажиров и багажа (руб.)

+

+

+

 

Обобщенная характеристика форм отчетности предприятий ГОТ (табл. 2) свидетельствует, что статистическая отчетность различных видов ГОТ, даже без учета специфичных для каждого вида транспорта показателей, не совпадает. В связи с этим необходимо привести показатели «к одному знаменателю» с тем, чтобы можно было в сопоставлении анализировать развитие пассажирского транспорта в городе.

 

© S.Waksman 2002