Андронику Андрониковичу Агасьянцу – 70 лет

С.А. Ваксман

Откровенно говоря, не помню, когда мы познакомились с Андроником Агасьянцем. Зато его статью по скоростным городским дорогам, опубликованную в середине 60-х годов прошлого века, запомнил сразу. С тех пор всегда следил за его публикациями. Дело в том, что сам предмет исследования А.А.Агасьянца в те годы с невысоким уровнем автомобилизации был необычным – до городских скоростных дорог мы в то время просто не доросли (к сожалению, и сегодня мы почти в том же положении). И еще: один раз выбрав направление своей работы, Андроник, на моей памяти, никогда от избранной тематики не отходил, куда бы ни забрасывала его судьба.

Родился Андроник Агасьянц 8 апреля 1934 года в пос. Сясьстрой Ленинградской области в семье театральных работников. В 1957 году закончил Ленинградский инженерно-строительный институт, где руководителем диплома «Пересечение скоростной магистрали с Приморским шоссе» был М.С.Фишельсон. Должен сказать, что уже давненько пытаюсь настроить питерских коллег на написание книги «М.С.Фишельсон: Человек. Инженер. Ученый», но что- то неудачно.

Начало творческой деятельности у А.Агасьянца оказалось полезным и много обещающим: работа планировщиком в Саратовском Горпроекте, ст.архитектором в Орском отделении Гипрогора, ГИПом в Куйбышевском филиале Гипрогора, где наряду с многочисленными проектами застройки и детальной планировки районов, были разработаны транспортные разделы генпланов городов Куйбышев, Сызрань, генплан г.Кинель, проект скоростной дороги в г.Куйбышев и др.

В 1962 году начинается научная работа – А.А.Агасьянц поступил сначала в заочную, а в 1964 году перешел на очное отделение аспирантуры ЦНИИПградостроительства. Открываю составленный мной «Указатель авторефератов кандидатских и докторских диссертаций по транспортным системам городов»: Тема диссертации - Формирование систем городских скоростных автомобильных дорог. Научный руководитель - Сигаев А.В. Оппонеты - Афанасьев Л.Л., Бочаров Ю.П (специалисты сразу обратят внимание на ИМЕНА!). Дата защиты: 23.05.1973

С моей точки зрения, можно считать Андроника Андрониковича одним из основоположников направления в отечественной науке о транспортных системах городов, посвященного городским скоростным дорогам.

После аспирантуры была напряженная работа в архитектурно-планировачной мастерской по проектированию г. Тольятти, созданной в связи со строительством Волжского автозавода. Это был может быть самый интересный для Андроника период: участие в разработке генплана г.Тольятти, ПДП центрального района, проекта центра города и предзаводской зоны ВАЗа... Должность Андроника за эти 5 лет можно назвать так: «ответственный за транспортную систему г.Тольятти и транспортное обслуживание ВАЗа». О результатах этой работы можно судить по премиям Совета Министров СССР за первую очередь строительства города и ВДНХ за жилой район №7.

Но именно в это время А.Агасьянц умудрялся участвовать еще в разработке конкурсных проектов центров городов Фрунзе (первая премия), Алма-Аты, Тбилиси (лучшее транспортное решение) и других.

Надо сказать, что за первые 15 лет работы Андроник Агасьянц стал признанным специалистом в среде не только транспортников-градостроителей (что было бы естественным), но и в кругу архитекторов, не очень любивших «чужаков» – в Союз архитекторов СССР он был принят еще в 1965 году. Кстати, на моей памяти членами этого союза были также транспортники Роберт Данциг, Лев Свердлин, Юрий Стевничий,Игорь.Демкин,….

А потом судьба забросила Андроника в Центральную Африканскую республику (ЦАР), где он с 1974 года по 1977 был советником президента (да-да, того самого императора Бокассы!) по вопросам архитектуры и градостроительства. Насколько я помню, руководство ЦАР очень хотело, чтобы Агасьянц остался в стране еще на один срок. И не мудренно, сделано ведь было много: разработка более 20 проектов за два года, научно-методическая помощь местным специалистам (по существу – их обучение), разработка эскизов генплана города Банги, схемы расселения и использования территории ЦАР. В общем миссия оказалась успешной.

А потом почти 15 лет работы в отделе городского и внешнего транспорта ЦНИИПградостроительства. Для меня весьма важным является участие А.А.Агасьянца в подготовке в этот период тома «Справочник проектировщика. Градостроительство» (1978) и транспортного раздела СниП 2.07.01 – 89 «Градостроительство».

В эти годы (1977-1992) А.Агасьянц участвовал в разработке экспериментальных схем Москвы, Иркутска, Ярославля, в разработке теоретических основ формирования транспортных систем групповых систем населенных мест, в выпуске ряда руководств по проектированию и рекомендаций по разработке транспортных систем городов и регионов.

В качестве представителя СССР А.А.Агасьянц участвовал в семинарах ЕЭК ООН по градостроительству и транспорту (Женева 1978; Эйндховен 1981; Москва 1984), а также в выполнении совместных исследований с ГДР и Португалией (1979), Францией (1971,1983), Финляндией (1985), Китаем (1991).

О 90-х годах прошлого столетия рассказывать не буду – Агасьянц, как и многие из специалистов, работы по транспорту городов не имел. Правда умудрился издать «Рекомендации по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений» и написать серию статей в наши сборники.

С 1998г. А.А.Агасьянц, на мой взгляд, к счастью для студентов, полностью сосредоточился на преподавательской работе в МИКХиСе (курс «Транспортные системы городов») и в МГСУ (курс «Планировка, застройка и реконструкция городов»).

А.Агасьянц женат, дочь, сын, две внучки и… черный терьер.

Что еще? Не могу не отметить огромную доброжелательность Андроника и отзывчивость. С ним приятно работать!

Последнее: Цитирую написанное Андроником: «Бесконечно благодарен судьбе и специалистам, оказавшим серьезное влияние на мое становление как градостроителя, таким, как А.И.Кузнецов и Ю.А.Шацкий («Гипрогор»), В.А.Шквариков, Ю.П.Бочаров, В.А.Плинер, Ю.А.Ставничий, Б.В,Черепанов (ЦНИИПградостроительства), И.В.Бордуков (Госгражданстрой)».

Будь счастлив, Андроник! Будь!

Основные публикации А.А.Агасьянца

1. Агасьянц А.А. О проектировании городских скоростных дорог. // Вопросы градостроительства,– Киев: Будiвельник, 1965,с.36-41(В помощь проектировщику-градостроителю, вып. 5)
2. Агасьянц А.А. Анализ практики проектирования дорог скоростного сообщения в крупных городах // Архитектура и градостроительство /Доклады к XXIV науч. конф. ЛИСИ.- Л., 1966,с.153-154
3. Агасьянц А.А. Городские скоростные дороги. // Городской транспорт, тема 3. – Киев: Будiвельник, 1968,с.34-40 (В помощь проектировщику-градостроителю)
4. Агасьянц А.А. Скоростные автодороги в Токио. - Архитектура СССР, 1969, № 7, с. 54-56
5. Агасьянц А.А. Перспективы развития скоростных транспортных путей сообщения. // Город и пассажир. Исследование городских путей сообщений. / Тезисы докладов ко II Ленинградской науч. конф., июнь, 1971г. - Ленинград, 1971, с. 137-141
6. Агасьянц А.А. Требования групповых систем населенных мест к формированию магистральной улично-дорожной сети // Проблемы и перспективы развития автомобильного транспорта крупных городов на примере г. Москвы / Тезисы докладов на Всесоюз. науч.-техн. конф. в г.Москве 31 мая - 2 июня 1979г.).- М., 1981, с.260-262
7. Агасьянц А.А., Каплан Г.Л. Влияние взаимосвязанного расселения на развитие транспортных систем крупных городов // Комплексное развитие автомобильного транспорта крупных городов на примере г. Москвы / Тезисы докладов II Всесоюз. науч.-техн. конф. (г. Москва, 11 июня-13 июня 1981 г.). М., 1981, с.113-115
8. Агасьянц А.А., Черепанов Б.В. Транспортное и пешеходное движение в центрах городов//Руководство по проектированию общественных центров городов, поселков и сельских населенных мест.Раздел 8.- М.: Стройиздат, 1982, с.41-46
9. Агасьянц А.А., Александер К.Э., Руднева Н.А. Современные тенденции транспортно-планировочной организации жилых районов. - М.: ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, 1983. - 44с.
10. Агасьянц А.А., Бердник Б.И., Голубев Г.Е., Ставничий Ю.А. Организация транспорта, пешеходного движения и использования подземного пространства в общегородских центрах / Интерстройинформация/Сб. материалов и информации постоянной комиссии СЭВ по…строительству. 1983, №3,с.14-18
11. Агасьянц А.А., Каплан Г.Л. Структурно-планировочная организация транспортных систем взаимосвязанного расселения//Проблемы больших городов/Обзорная информация, вып.23 –М.: МГЦНТИ, 1985 - 26 с.
12. Агасьянц А.А., Руднева Н.А., Христюк Н.М., Леонтович И.В. Градостроительный аспект экономии энергоресурсов при функционировании транспортных систем больших городов. // Проблемы больших городов./ Обзорная информация, вып. 24. - М.: МГЦНТИ, 1986- 25с.
13. Агасьянц А.А. Принципы формирования и планировочной организации транспортной системы ГСНМ//Рекомендации по формированию и развитию транспортной инфраструктуры ГСНМ /раздел 4 – М.: ЦНИИПградостроительства, 1986, с.33-56
14. Агасьянц А.А. Пути оптимизации транспортного обслуживания жилых территорий городов//Эффективность формирования и развития городских и межселенных транспортных систем.- М.: ЦНИИПградостроительства, 1986, с.28-36
15. Агасьянц А.А. Транспортно-планировочные аспекты крупных городов и агломераций//Городской пассажирский транспорт /Материалы всесоюзн. науч.-прак. конф.- Л.: ЛО «Наука», 1988, с.47-50
16. Агасьянц А.А. Основные предпосылки повышения эффективности улично-дорожной сети//Совершенствование транспортных систем городов (проектирование и планирование) / Тезисы сообщений Всесоюзного науч.-техн. семинара. - М., 1989, с.20-24
17. Агасьянц А.А., Савочкина Н.Ф. Об уточнении классификации автомобильных дорог // Совершенствование транспортных систем городов (проектирование и планирование) / Тезисы сообщений Всесоюзного науч.-техн. семинара. - М., 1989, с.74-76
18. Агасьянц А.А. Проблемы развития транспортных систем в городах // Градостроительство, вып. 41. – Киев: Будiвельник, 1989, с.97-104
19. Агасьянц А.А., Кузьмичева Л.А. Новые подходы к организации транспортного обслуживания жилых районов.//Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов. / Тезисы докладов III конф. / Свердловск, 1990. - С. 68-70
20. Агасьянц А.А Градостроительные принципы формирования сети автомобильных дорог//Градостроительства /сб. науч.тр., вып 42.- Киев: Будiвельник,1990, с.57-64
21. Рекомендации по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений. – М.: Воентехиздат, 1994-88с. (Разделы 1-5, общая ред.)
22. Агасьянц А.А Пути дальнейшего повышения пропускной способности магистральных улиц и дорог //Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния/Материалы V Международной науч.-практ.конф.- Екатеринбург: УрГЭУ, 1999, с.87-89
23. Агасьянц А.А Задачи совершенствования улично-дорожной сети и транспортной сети городов на современном этапе //Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния/Материалы VI Международной науч.-практ.конф.- Екатеринбург: УрГЭУ, 2000, с.96-100
24. Агасьянц А.А К вопросу совершенствования городских транспортных систем//Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века - 2000, №12,с.6-7
25. Агасьянц А.А Стратегические проблемы развития городов и транспортных систем//Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния /Материалы VII Международной науч.-практ.конф.- Екатеринбург: УрГЭУ, 2001, с.32 –37
26. Агасьянц А.А О повышении обоснованности развития магистральной улично-дорожной сети в городах //Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния /Материалы VIII Международной науч.-практ.конф.- Екатеринбург: Ур-ГЭУ, 2002, с.94 –97
27. Агасьянц А.А Магистральная улично-дорожная сеть – развитие, модернизация, магистрализация //Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния /Материалы IX Международной науч.-практ.конф.- Екатеринбург: Ур-ГЭУ, 2003, с.114 –116



© S.Waksman, 2002