ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необратимый процесс рыночных преобразований в экономике Казахстана требует принципиально новых подходов к управлению экономическими процессами практически во всех сферах общественной жизни. Не является исключением и городской общественный пассажирский транспорт. Огромная разница условий его работы в «до-рыночное» и настоящее время обуславливает изменение общих подходов к управлению пассажирскими системами города. Еще 10 лет назад предполагалось очевидным, что спрос на автобусные перевозки в городах ограничен только объемом предоставляемых транспортных мощностей и вопрос стоит лишь об организации его удовлетворения, желательно с наименьшими затратами. В социалистическом плановом хозяйстве экономика пассажирских перевозок охватывала в основном вопросы формирования и экономии затрат на эксплуатацию подвижного состава. Вопросы объемов работы городского пассажирского транспорта не учитывали рыночные реалии спроса и закономерности его формирования.
В настоящее время в сфере практического управления инфраструктурой городского транспорта отмечается другая крайность: общественный транспорт рассматривается как коммерческая структура, обязанная приносить прибыль наравне с любым другим хозрасчетным предприятием. Вместе с тем, далеко не во всех условиях работы предприятия общественного транспорта способны иметь положительные уровни рентабельности. Поэтому в городах Казахстана наблюдается массовое закрытие убыточных маршрутов, сокращение производственных мощностей транспортных предприятий. Система общественного транспорта сворачивается до размеров рентабельной зоны. Однако, с падением транспортного предложения, ростом цен за проезд, спрос на услуги пассажирского транспорта тоже сокращается, что уменьшает размеры этой зоны. Это требует новых сокращений предложения и т.д. Данный порочный круг, если ситуация не изменится, приведет к стабилизации работы городского транспорта на крайне низких уровнях обслуживания населения. Потребность во внутригородских коммуникациях все более перекладывается на личные способы ее удовлетворения. Изменения в структуре перемещений населения сопровождается целым рядом негативных процессов, от роста трудности сообщения до ухудшения экологии воздушного бассейна городов. Возникающие ущербы многократно превышают экономическую выгоду от коммерческой работы предприятий общественного транспорта.
В настоящее время городской пассажирский транспорт становится объектом рыночных методов исследования: маркетинга, анализа рынков, оценки поведения потребителей услуг по перемещению населения, изучения закономерностей спроса и управления им. Имеется потребность в наличии конкретных методик, позволяющих количественно увязать этот спрос с предложением транспортных услуг, оценить влияние на него как ценовых, так неценовых факторов. Такие методики необходимы как в теоретическом плане, так и для решения практических задач управления (в том числе стратегического) общественным транспортом на уровне предприятий-операторов и правительственных органов городских и областных администраций.
Существующее
законодательство в области городского пассажирского транспорта обеспечивает
необходимую базу управления его развитием. Вместе с тем, для принятия
обоснованных управленческих решений в этой области на общегосударственном
уровне и в органах городского управления следует решать следующие проблемы:
- при принятии
управленческих решений необходимо учитывать последствия во всей структуре
перемещений городского населения, а не только в сфере ГПТОП. Ценовая политика
на общественном транспорте, дотационная политика и технико-экономические
решения на транспортной системе неизбежно изменяют структуру спроса населения
на внутригородские перемещения, что вызывает изменения в совокупной трудности
сообщения в городе и его экономике;
- управление
внутригородскими перемещениями должно базироваться на теоретических
представлениях о закономерностях формирования спроса населения. Только в этом
случае возможно надежное предсказание результатов управленческих решений.
Управление должно приспосабливаться к характеристикам и закономерностям спроса,
регулировать его динамику в желаемом направлении. В настоящее время ситуация
прямо противоположная: изменения спроса являются последствиями управленческих
решений, основанных на внутриотраслевой эффективности;
Решение данных проблем
является насущно необходимым условием развития Республики Казахстан, поскольку
внутригородская подвижность населения представляет собой составляющую
жизнедеятельности, а не просто обычный рынок услуг. Усиление негативных
тенденций в этой области уже ведет к увеличению проблем в области качества
трудовых ресурсов, замедлению роста деловой активности, ухудшению экологии
воздушных бассейнов городов и экономическому ущербу в смежных областях
городского хозяйства. Если ситуация не изменится, в ближайшем будущем эти
проблемы только обострятся.
Представленные в данной работе материалы проведенных исследований представляют собой одно из возможных направления совершенствования оценки, анализа и управления перемещениями населения в городах.