Материалы VIII международной (одиннадцатой екатеринбургской) научно-практической конференции 14-15 июня 2002 года

С.В. Дубова, Л.П. Коваль, Е.А. Рейцен

Особенности передвижений студентов вузов

Для такой категории как студенты необходимо учитывать, как показано в [1], свои особенности, в тоже время исследований подвижности студентов почти нет. В трудах международных / екатеринбургских конференций мы нашли статью С.А. Ваксмана [1], в которой дается типология суточных передвижений студентов. Эту классификацию мы приняли за основу. Для дальнейших исследований на первом этапе студентам факультета ГС КНУСА было раздано 100 анкет, содержание которых разработано нами с учетом опыта анкетирования. С.А. Ваксмана, Ф.Г. Глика и С.В. Дубовой [1-3]. После анализа анкет была построена схема расселения относительно административных районов г. Киева (рис. 1).

Анализ цепочек поездок студентов от места проживания до места учебы (табл. 1) показал, что затрачиваемое на эти поездки время, колеблется от 27 до 88 мин. В соответствии же с нормами ДБН 360-92* затраты времени на передвижение от места проживания к месту приложения труда для 90 % работающих в один конец, как правило, не должны превышать в таких городах как Киев 45 мин.

Рис. 1. Расселение студентов КНУСА относительно административных районов г.Киева

Нами построена кривая расселения студентов КНУСА относительно мест их учебы, которая не отвечает кривым, установленным Г.В. Шелейховским, для тех, кто работает на предприятии. Эта зависимость была аппроксимирована формулой типа:

Y= 10x/( Kx-1 )

Табл. 1. Расстояние между КНУСА и центрами районов

№ р-на

Количество опрошенных

Кратчайший путь

Расстояние по возд. линии

Коэффициент непрямолинейности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

10

4

5

4

24

12

9

5

4

7

5

2

5

4

20,7

14,1

18,6

5,2

0,4

8,1

14,4

5,6

8,1

9,5

3,8

6,2

14,8

4,5

11,3

11,5

11,1

3,9

0,4

6,2

9,6

4,5

6,0

7,3

2,8

4,8

13,5

4,0

1,83

1,23

1,68

1,33

1,00

1,31

1,50

1,24

1,35

1,30

1,36

1,29

1,10

1,12

Вывод из наших исследований состоит в том, что для таких городов как Киев, где учатся сотни тысяч студентов, необходимо отдельно исследовать их расселение и применять поправки к расчетам пассажиропотоков по общепринятым методам.

Литература

1. Ваксман С.А., Вяткина Т.И. Анализ приоритетности факторов при совершении поездок на ГПТ служащими и студентами //Социально - экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния / Материалы VI Международной научно - практичной конференции - Екатеринбург 2000, С. 57-59.

2. Глик Ф.Г. Анкетные обследования передвижений: макеты анкет / Социально - экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния / Материалы VI Международной научно - практичной конференции - Екатеринбург 2000, С. 66-79.

3. Дубова С.В. Метод расчета маршрутной сети городского пассажирского транспорта с учетом автоматизированного управления движением: Диссертация … К.: КИСИ, 1989, С. 197.


© S.Waksman 2002