Неповторимый Гольц о себе

(из писем Г.А.Гольца – С.А.Ваксману)

Тезисы к творческой биографии

 

23 января 2009г. не стало Григория Абрамовича Гольца – кандидата технических и доктора географических наук. Писать об этом трудно, очень трудно. Многие из нас называли его Главным Теоретиком транспортных систем. Не только называли, но и признавали

Мне писать о Грише особенно трудно. Гольц был закрытым человеком. Не могу сказать, что мы с ним всегда дружили, но в последние лет 25-30 лет мы интенсивно переписывались и переговаривались по телефону. В задуманной мной серии изданий под условным названием «Жизнь замечательных транспортников (биобиблиография ученых и специалистов)» первый выпуск предполагалось посвятить Григорию Абрамовичу – мы интенсивно обсуждали возможное построение выпусков. В редактируемом мной сборнике международных конференций по транспортным системам городов и зон их влияния Г.А.Гольц ежегодно публиковал 1-3 работы. Это не значит, что я со всем написанным им был согласен. Но, несомненно, Г.А.Гольц был Ученым со своим голосом и взглядом. Его не все признавали - он активно вторгался не только в смежные с транспортными системами городов области знания, но и, казалось бы, в весьма далекие.

Сейчас я не могу, да и просто не хочу анализировать научное творчество Г.А.Гольца. Попробую кратко рассказать о Григории Абрамовиче, используя его письма.

Григорий Абрамович родился 1 сентября 1933 года в Москве. Его отец Абрам Григорьевич родился в 1887г. и погиб на фронте в 1941г. Мать – Гольц Анна Яковлевна, урожденная Кулигина, родилась в 1901г. и умерла в 1967г. Среднюю школу он окончил в 1951г., а Московский инженерно-экономический институт (автотранспортный факультет) – в 1956г. по специальности инженер-экономист. В 1965г. защитил кандидатскую диссертацию (к.т.н.), а в 1986г. – докторскую (д.г.н.)

Григорий Абрамович прошел все виды трудовой деятельности – производственная, проектная, исследовательская, педагогическая. Много лет он проработал в Институте комплексных транспортных проблем при Госплане СССР (1966-1975), Институте географии АН СССР (1975-1989), Институте прогнозирования РАН (с 1989г.), преподавал в Университете «Дубна» (с 1997г.). У Г.А. три сына: Леонид (р. 1959) – живет в Германии, Григорий (р.1980) – кэн и Георгий (р.1984) – аспирант, готовится к защите.

Подробно о себе Г.А. рассказал на сайте www.waksman.ru  («Регистр специалистов транспортных систем»). Там же приведен список трудов Г.А. Но вот кусочек из письма Г.А. мне от 24 июня 2008г.: «Здравствуй дорогой Семен Аронович! Со «статьями» я перебрал, каюсь. Но знаешь, мне всё время приходят предложения участвовать в разных публикациях. Я решаю только по одному критерию: есть ли у меня что-то сказать новое на эту тему. Если потерять эту линию, можно скатиться к графоману». Это был ответ на мои претензии по поводу слишком большого количества статей, отсутствия продвижения в написании мемуаров, о чем мы договорились, и в подготовке второго и третьего тома потрясающей книги «Культура и экономика России за три века, XVIII-XXвв. Том 1: Менталитет, транспорт, информация (прошлое, настоящее, будущее) - Новосибирск: Сибирский хронограф.- 2002.-536с.». Обращаю внимание на тираж этой книги в 2002 году – 5000 экз.!!! Впервые позволяю себе воспроизвести дарственную надпись на этой книге, которой горжусь: «Дорогому Семену Ароновичу с дружбой и любовью. Гольц. 3 апреля 2003г.»

Тут самое время перейти к научным достижениям Григория Абрамовича, которые он   сформулировал сам:

– критерий пространственной самоорганизации населения;

– коэффициент транспортной обеспеченности;

– пространственно-временной изоморфизм территориальной организации;

–связь между социальной напряженностью и социально-информационным обеспечением;

– реальная урбанизация и её расчет;

–метод высокоточного моделирования социально-экономических процессов.

Г.А. писал мне: «Это, на мой взгляд, самое главное. Со стороны могут быть и другие оценки». Я бы очень рекомендовал нашим коллегам (и себе!) периодически останавливаться и так же беспощадно как Г.А. подводить итоги сделанному.

И ещё одна фраза из письма, которая применительно к Г.А. кажется мне ключевой: «Получается в итоге, что это…больше тянет не на «чистого» транспортника, а на транспортника философа…В таком духе сейчас мало кто работает».

Г.А. брался за решение в стране и за рубежом совершенно нетривиальных практических задач – эта сторона его деятельности, на мой взгляд, совершенно не изучена. В одном из писем он писал: «И ещё у меня есть одна способность. Свои фундаментальные результаты я не отказывался внедрять в практику, если есть ясно выраженная потребность или заказ, в тех случаях, когда никто другой не берется за решение задачи. В такой работе я получаю истинное удовольствие» вот другое письмо: «Вчера выступал в Государственной Думе (23 июня 2008г. Г.А.Гольц в рамках проекта «Транспорт объединяет Россию» выступил с докладом «Стандарты транспортной мобильности и доступности отдаленных районов России» - СВ) Основная идея – необходимость синхронного развития транспорта с жилищным строительством, особенно в городах. В Москве, например, этот процесс десинхронизации уже вошел в состояние необратимости».

Этот материал начинается со слов «неповторимый Гольц». Неповторимый не в том смысле, что каждый человек неповторим Гриша ясно ощущал свою особость: «…мне представляется, что мои рецензенты далеко не раскусили мой характер и идеалы. Главное, они всё время стремились меня уложить в определенную школу, направление. Это бесполезно. Каждый раз я настраиваюсь на решение сверхзадачи, зная, что без фундаментальной основы её не решить».

Наконец последнее: «Решил тебе написать о себе потому, что как я не противился, ты всё равно будешь писать обо мне. Думаю, что в таком духе, как здесь изображено, мало кто меня представляет…Понимаю, что может быть я тебя обескуражил, но пойми, что писать о себе самому очень и очень трудно. Пусть пишут другие…».

Мне хочется, чтобы коллеги, которые имели счастье общаться с Григорием Абрамовичем, работать с ним написали свои воспоминания; мечтаю найти спонсоров, чтобы издать книгу о Г.А.Гольце.



© S.Waksman, 2002