Совершенствование методов организации дорожного движения в Донецком регионе

И.П. Энглези, И.Я. Денищенко, Е.А. Рейцен

Рассматриваются пути совершенствования методов организации дорожного движения на примере Донецкого региона (Украина) и освещается возможный методологический подход к исследованию этих вопросов.

 

На сегодня проблема обеспечения безопасности дорожного движения является сверхактуальной. Все попытки решить эту проблему в рамках существующей уже более 50 лет структуры к положительным результатам не приводят. Одной из причин, порождающей данную ситуацию, является отсутствие чётких, однозначных формулировок для категорий, понятий и терминов, используемых в исследовании проблемы. Сделаем попытку устранить этот недостаток применительно к исследованию такой области предметной деятельности как управление обеспечением безопасности дорожного движения.

Авторы [3] формулируют проблему следующим образом: «Проблема в обеспечении безопасности дорожного движения состоит в осознании специалистами данной области предметной деятельности невозможности кардинального улучшения настоящей ситуации (снижения уровня ДТП с гибелью и травмированием людей, утратой автотранспортных средств, потерей грузов и крайне негативного влияния последствий аварий на техногенно-экологическую обстановку окружающей среды) существующими управляющими воздействиями, методами и средствами». Эта проблема порождает другую – необходимость разработки методологии исследования системы управления обеспечением безопасности дорожного движения (СУОБДД), которая заключается в целесообразности решения научно-технических и проектных задач данного научного направления на единой, эффективной и верифицированной методологической основе, начиная с задач построения моделей систем для различных уровней эпистемологии (познания) различной степени декомпозиции (подсистемы, функциональные компоненты, элементы и т.д.) и заканчивая задачами оценки технико-экономической эффективности процессов системного управления. Парадигма научного исследования СУОБДД заключается в применении современного аппарата научных исследований, использующего системный анализ в приложении к сложным транспортным организационно-техническим системам в совокупности с методами рискологии и теории возможностей (теории нечётких множеств). Теперь сформулируем объект и предмет исследования и цель работы.

Объект исследования: Система управления обеспечением безопасности дорожного движения (СУОБДД).

Предмет исследования: Методология анализа и синтеза (исследования) СУОБДД.

Цель работы: Разработка эффективной методологии анализа и синтеза СУОБДД, позволяющая проводить исследования сложной транспортной организационно-технической, социотехнической системы на различных уровнях отображения действительности.

В нашем случае научная концепция исследования состоит в том, что при анализе сложившегося состояния и синтезе перспективной СУОБДД на основе современной системной методологии принципиально не разграничиваются интегративно-функциональный, процессуальный, ситуационный, сценарный, логический подходы, а используются их положительные аспекты с целью максимального приближения к решению реально существующей проблемы обеспечения безопасности дорожного движения.  Чтоб указанная парадигма была воплощена в жизнь, для Донецкого региона уже сейчас разрабатывается экспертная система принятия решений по повышению безопасности движения в городах, суть которой представлена в [4].

Донецку выпала честь вместе с Киевом, Днепропетровском и Львовом принимать чемпионат Европы по футболу «Евро-2012». Естественно, Донецк готовит и обновляет к предстоящему футбольному форуму всю дорожно-транспортную и спортивную инфраструктуру. В Донецке готов новый стадион «Бриллиантовая арена», рассчитанный на 50 тыс. мест (стоимость проекта $250 млн., работа над ним велась в Лондоне, Манчестере и Донецке);  стадион претендует на пятизвёздочную аккредитацию УЕФА. При его проектировании одним из важнейших вопросов стала безопасность людей и в этом плане сооружение в полной мере отвечает как украинским, так и общеевропейским стандартам. Подъезды и оборудованные турникетами входы позволяют полностью заполнить стадион за 1 час, а  в случае необходимости эвакуировать всех посетителей в течение восьми минут. Напомним в этой связи печальный опыт Киева, где разгрузочную для пешеходов площадь перед стадионом «Олимпийский» застроили торговым комплексом «Троицкий», который сейчас сносят…

Например, ведётся строительство взлётно-посадочной полосы аэропорта «Донецк» и планируется постройка нового международного терминала. Исправно функционируют в Донецке и основные виды общественного транспорта: автобусы, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы. На стадии строительства находится метрополитен, который свяжет центр города с железнодорожным вокзалом и жилыми массивами. Сам же железнодорожный вокзал подлежит реконструкции, и сейчас власти города ищут для этого проекта инвесторов. Добраться от вокзала до стадиона не составит никакого труда – 10 минут езды .

  Донецк позаботится и о гостях, которые приедут на Евро-2012. К городу ведут европейский маршрут Е50, международная автомобильная дорога М 04, национальные автомобильные дороги Н 15, Н 20, Н 21.К 2011 году город собирается приобрести 250 новых автобусов, 150 троллейбусов и 150 трамваев. Планируется заменить 1500 существующих микроавтобусов на 340 автобусов большой вместимости. 80 новых троллейбусов и 54 трамвая позволят разгрузить улицы и дороги Донецка, обеспечив его жителей и приезжих хорошим транспортным обслуживанием. А гостей, которые будут жить за пределами города, порадуют  обновленный автобусный парк на пригородном сообщении и качество дорог.

  Много внимания уделяется избавлению от возможных заторов и организации автостоянок. Требования УЕФА предполагают размещение парковочных мест на территории, прилегающей к стадиону в радиусе до 1,5 км. Непосредственно возле спортивной арены планируется сооружение парковки.

  Однако, с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения  по сравнению с другими областями Украины (2005 г.) наихудшая ситуация сложилась в Донецкой области, на которую приходится 9,22 % всех ДТП по Украине, на втором месте Днепропетровская обл. (9,14%) и на третьем – Киев (7,22 %).

Распределение ДТП по городам Донецкой области, где их сосредоточено более 50, показано в табл. 1.

 

Табл. 1. Распределение ДТП  в городах Донецкой области

 

Группа городов с населением

 

К-во городов

Доля (в %) от всего населения городов области

Доля ДТП (в %) от общего к-ва ДТП в городах области

Крупнейшие (свыше 1 млн.)

1

26,0

33,3

Большие (250 – 500 тыс.)

3

29,8

26,2

Средние (50 – 250 тыс.)

12

26,5

23,1

Малые (до 50 тыс.)

36

17,7

17,4

 

Для Донецка «Гипроградом» заканчивается разработка нового генплана и разработку его в основном ведут выпускники транспортной специализации факультета городского строительства КИСИ (Э. Шаповалов, Б. Скоробогатов, Д.Жуков, А. Богданов и др.). Следующим этапом будет последовательная разработка КСТ и КСОД для Донецка, который станет первым городом в Украине (не считая Киева, где такую работу выполняет «Киевпроект»), который пройдёт всю градостроительно-транспортную цепочку. К сожалению, новый ДНБ по проектированию комплексных схем организации дорожного движения в городах Украины, из-за бюрократических проволочек, вот уже несколько лет находится на «утверждении».

В преддверии «Евро-2012» Главным управлением промышленности и развития инфраструктуры облгосадминистрации и Областным научно-методическим центром Донецкого института автомобильного транспорта, а также УГАИ ГУ МВД Украины в Донецкой области разработана «Программа развития автомобильного транспорта Донецкой области на 2008 – 2012 гг.» [1]. Цель программы – повышение качества предоставления транспортных услуг населению, а также безопасности дорожного движения, снижение аварийности на УДС области. В декабре 2005 года началась работа над проектом «Безопасный город» [2]. Проект реализуется на базе программного комплекса «Интеллект», производства компании ITV. Цель проекта – оснастить ключевые объекты города масштабной видеоохранной сетью, помогающей обеспечить повышенные меры безопасности в общественных местах, а также усилить информационную базу правоохранительных органов и других уполномоченных служб. В данное время централизованной системой видеоконтроля оборудованы центральные площади города, здания Областной Администрации, управление ГАИ УМВД Донецкой области, дороги, перекрёстки на центральных улицах, и пешеходные зоны. Предполагается, что в едином комплексе, на базе «Интеллекта», кроме функционирующей системы видеонаблюдения, будет реализована система экстренной связи на улицах города, развитие мониторинга дорожного движения, распознавания государственных регистрационных автомобильных знаков. Дальнейшие перспективы проекта состоят в объединении видеоинформации, получаемой из разных городов Донецкой области, в установке телекамер на центральных площадях города, вокзалах и т.п. Столь масштабная система видеоконтроля на территории Украины организуется впервые.

 

Литература

1. Енглезі І.П., Бєлов Ю.В., Долгополов С.М., Рейцен Є.О. Програма підвищення безпеки руху у Донецькому регіоні /Наук.-техн. Збірник «Містобудування та територіальне планування» №30, 2008, К.: КНУБА С.107-115.

2. Доклады участников 1 Международной научно-практической конференции «Безопасный город: организационные механизмы разработки и финансирование проекта с учётом международного опыта», 15 ноября 2006г., гиев, 48с.

3. Петрашевский О.Л., Редзюк А.М. Методологические аспекты исследования системы управления обеспечением безопасности дорожного движения //Збірник доповідей 10 Міжнар. Науково-практ. Конференції «Ринок послуг комплексних транспортних систем та прикладні проблеми логістики» - К.: Міністерство транспорту та зв’язку України, 2008, С. 3-7.

4. Толок А.В. Проблемы создания экспертной системы принятия решений по повышению безопасности движения в городах // Збірн. «Містобудування та територіальне планування» №31, 2008, К.: КНУБА С.374-379.