ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Краткая история конференции «Социально-экономические
проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния»

 

Настоящая конференция под названием «Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния»  является юбилейной – она 15 международная. Одновременно она 18-ая свердловско-екатеринбургская и 20-ая по проблемам транспортных систем городов  c 1973 года. В период 1973-2009гг. выпущено 22 сборника, включая материалы конференций 1973 и 1974гг. и семинара 1991г. – (см. перечень статей в разделе «Образование. Критика. Библиография»). Так как настоящая конференция завершает определенный цикл, подведем некоторые смысловые и цифровые итоги.

Свердловские научно-практические конференции «Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов» были учреждены в 1986г. из-за отсутствия в пространстве СССР постоянного форума для обсуждения проблематики этого направления. В 1990г. конференция получила трактовку «III Свердловская». В 1992г. в связи с известными политическими изменениями конференция стала четвертой екатеринбургской и первой международной. Этот статус имеют все последующие конференции.

С 1986 по 1998 гг. конференции проходили один раз в два года. В 1991г. по рекомендации третьей Свердловской конференции проведен научно-практический семинар «Схемы и проекты организации движения в городах в условиях самоуправления территорий». Предполагалось, что в промежутках между конференциями, проводимыми по четным годам, в дальнейшем будут проходить семинары. Однако, экономическая ситуация в странах СНГ не позволила реализовать эти планы. Поэтому после 1998г. конференции проводятся ежегодно. Более подробно – см. [1,2]. Всего в сборниках 1986 – 2009 гг. опубликовано 703 работы. Так как материалы ранних конференций стали библиографической редкостью, по конференциям 1986-2006гг. выпущен диск, к которому приложены «Указатель литературы по транспортным системам городов на русском языке» и «Указатель авторефератов кандидатских и докторских диссертаций…» по данному направлению (составитель – С.А.Ваксман).

Литература

1.Ваксман С.А. Транспортные системы городов: наука и практика первого десятилетия XXI века //Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния /Материалы Х международной (13 екатеринбургской) науч.-практ. конф.- Екатеринбург: Издательство АМБ, 2004 – с.12-18

2.Ваксман С.А. Транспортные системы городов за 20 лет: что сделано и не сделано? //Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния /Материалы ХII международной (15 екатеринбургской) науч.-практ. конф.- Екатеринбург: Издательство АМБ, 2006 – с.13-21

 

Говорят Лауреаты  Международной медали

им. А.А.Полякова  «За выдающиеся достижения

в развитии транспортных систем городов и зон их влияния»

 

Агасьянц А.А. (Москва, Россия). Приветствие участникам конференции

В этот поистине юбилейный год, насыщенный знаменательными датами от Санкт-Петербурга, Минска, Москвы, Екатеринбурга … и до Владивостока, хочется поблагодарить всех преданных участников с XV Юбилейной международной конференцией, которую возродил в 1992 году именно как международную Семён Аронович Ваксман! Благодаря его неистощимой энергии, энтузиазму, преданности специальности удалось подключить к работе многих здравствующих ветеранов, крупнейших авторитетов в области городских транспортных систем, дерзающих соискателей и просто неравнодушных к судьбе отечественных городов и регионов. За это им всем громадное спасибо! Именно совместными усилиями удалось ликвидировать образовавшуюся брешь в информационном поле по нескончаемым и все обостряющимся транспортным проблемам городов. Особая признательность уважаемым коллегам из ближнего зарубежья, которые, не смотря на усилия неутомимых «национальных мстителей», поддерживают добрые отношения с российскими специалистами. Хотелось бы в этой связи узнать «тайну» отмалчивающихся московских коллег, ежегодно затрачивающих миллиарды на транспортные программы и достигших реализации единственного принципа: «тише едешь – дальше будешь». Всем коллегам пожелание крепкого здоровья и благополучия!

 

Ф.Г.Глик (Минск, Республика Беларусь)

Обмен накопленными знаниями, опытом активно влияет на принятие тех или иных конкретных решений. И несомненно, что проводимые уже более 20 лет екатеринбургские конференции по вопросам функционирования транспортных систем значимы по существу. Благодаря материалам указанных конференций, очным и заочным знакомствам со специалистами и новыми идеями, дискуссиям возникает возможность видеть направления, положительные и отрицательные стороны развития транспортных систем в разных странах и отдельных территориальных образованиях.

Несмотря ни на что, екатеринбургские конференции проводились и проводятся с похвальным постоянством. В период перестройки материалы конференций являлись чуть ли ни единственным источником информации о транспортных системах городов и зон их влияния. Следует особенно отметить, что получаемая информация используется нами в практической работе, как при анализе транспортных систем, так и при проведении перспективных транспортных расчетов.

От имени транспортников-градостроителей Беларуси выражаю глубокое уважение и искреннюю благодарность всем лицам, причастным к организации конференций и публикации материалов, и, в первую очередь, замечательному человеку и специалисту С.А.Ваксману  за очень нелегкий труд, любовь и преданность нашему общему делу.

 

Христюк Н.М. (Киев, Украина)

С первого (1986г.) и до последнего выпуска материалов Екатеринбургских научно-практических конференций я с большим интересом просматривал и как автор принимал в них непосредственное участие. Об этом уникальном в познавательном и профессиональном плане издании у меня сложилось и остаётся самое благоприятное мнение.

Благодаря ежегодному выпуску сборников, транспортники-градостроители республик бывшего Союза имеют возможность высказаться по различным профессиональным вопросам, знакомиться и получать информацию, где и кто занимается  проблемами развития пригородно-городских транспортных систем, какие нормативно-методические документы в этом направлении подготовлены, появились и действуют.

Честь и хвала коллективам и отдельным специалистам городов Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург, Минск, Киев и др., и, прежде всего, организатору конференций и научному редактору их материалов С.А.Ваксману, благодаря инициативе и настойчивости которого это консолидирующее издание сохранилось и существует до настоящего времени.

 

Коссой Ю.М. (Нижний Новгород, Россия)

Тридцать пять лет тому назад, в далёком 1974 году я искренне радовался, получив из Свердловска тоненькую тетрадочку, в которой на обложке было напечатано «Тезисы докладов второй Свердловской научно-практической конференции», а на двух последних её страницах  - моя небольшая статья. Тогда я и представить себе не мог, что в 2009 году (!) буду держать в руках солидный сборник материалов XVIII Екатеринбургской (уже в ранге XV Международной) конференции, в которой среди других будет и моя статья, двадцать вторая в этом уважаемом и любимом мною издании. Уверен, такие мысли разделяют многие мои коллеги, для которых Свердловские сборники и встречи, хотя и с некоторых пор ставшие виртуальными, являются желанными и необходимыми.

Целый ряд отраслевых периодических изданий продолжает, правда по-разному, выходить в свет.  Свои журналы имеют железнодорожники, водники, автомобилисты, издаются газеты общего транспортного направления. Отраслевики объединены и организационно:  есть Академии, Ассоциации, Союзы работодателей… Специалистов, занимающихся городскими и региональными транспортными системами, объединяет только наш ежегодник, ставший по существу, давно уже журналом, по уровню и содержанию, по крайней мере.

А ведь делает его, честно говоря, даже не оргкомитет, обозначенный в выходных данных, а один — единственный С.А. Ваксман, причём, не только безвозмездно, а иногда и просто за свой счёт. Низкий поклон ему от читателей и почитателей!

Задуматься об этом давно пора. И не только читателям, а и некоторым власть (и средства) имущим структурам.

 

Свердлин Л.И. (Санкт-Петербург, Россия). К юбилею Сборника

Ежегодная Екатеринбургская конференция, материализованная в сборники тезисов и докладов  – это, пожалуй, почти все, что осталось от некогда профессионального бурного общения 60-80 годов прошлого века. В этом ее ценность и уникальность.

Вот уже 17 лет, в том числе  15, когда конференция приобрела международный статус, неизменно  предвкушаю получение очередного нового сборника. Для меня помещенные в ней публикации не только средство профессионального обогащения, но и способ опосредованного общения с коллегами, многих из которых знаю лично, ценю и восхищаюсь их неувядающим научным, практическим и чисто человеческим потенциалом. Вот этот автор поделился мыслями, которые не пришли тебе самому в голову – радуешься и завидуешь белой завистью, а другой – к сожалению, повторяется, но надеешься, что это временное явление. Третий – высказался созвучно твоим собственным идеям, что вызывает чувство собственного удовлетворения, мол, и ты «не лыком шит». В статьях некоторых молодых авторов ощущаешь недостаточное знание предшествующих работ, сознательную или подсознательную замену смысловой части нагромождением математических построений. Во всех случаях, каждый новый сборник позволяет критически оценить твой собственный уровень со всеми вытекающими из этого выводами.

Наконец, многолетние публикации – это огромный коллективный труд, к которому постоянно  обращаешься в процессе практической транспортно-градостроительной деятельности, помогающий вырастить новую смену ученых и проектировщиков.

Жизнеспособности Конференции, ее содержательности мы все обязаны неоценимой деятельности неутомимого С.А. Ваксмана, его блестящим обобщениям и разработкам,  тактичности и снисходительности при отборе материалов. Очень надеюсь, что жизненные обстоятельства и здоровье позволят ему и в дальнейшем осуществлять эту тяжелую, но такую полезную и благородную миссию.