Анализ транспортной инфраструктуры [1-3] рекомендуется проводить при широком использовании компьютеров с включением оценок транспортной обслуженности населения и рассматриваемой территории.
1. Схема транспортной инфраструктуры. Информация представляется в виде карты (картосхемы) «Транспортные коммуникации» и таблицы «Характеристика транспортных сетей» рассматриваемой территории на определенный исходный год.
Источники информации: а) для картосхемы – данные кар-тографических материалов, титульный список автомобильных дорог различного значения, схема автомобильных дорог с указанием дорожного покрытия отдельных участков; б) для таблицы – вышеуказанные титульные списки автомобильных дорог с протяженностью в пределах рассматриваемой территории, площадь этой территории, замеры на картографических материалах.
На картосхеме выделяются автомобильные дороги с твердым покрытием с показом их классификации, железные дороги, судоходные пути. В табличной форме (табл. 1) приводится протяженность железных и автомобильных дорог по значению (в соответствии с действующей классификацией) и типу покрытия, судоходных путей, плотность транспортных коммуникаций.
Выходные данные: доля протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием, сопоставление плотностей путей сообщения данной территории с другими аналогичными территориями по функциональному и др. значению, анализ иерархических связей населенных пунктов между собой по установленному принципу.
2. Транспортная обслуженность населения и территории. Информация представляется в виде кортосхемы «Доступность линий пригородного пассажирского транспорта» и двух таблиц 2 и 3 соответственно: «Характеристика сетей пригородного пассажирского транспорта» и «Показатели транспортной обслуженности населения».
Табл. 1. Характеристика транспортных сетей
(для условий Беларусии)
Наименование транспортных
коммуникаций |
Протяженность
путей сообщения, км |
Плотность
транспортных сетей, км/100км2 |
1
Автомобильные дороги: |
||
республиканские
магистральные (международные) |
||
республиканские
магистральные (национальные) |
||
республиканские
прочие |
||
местные |
||
- в том числе с твердым покрытием |
||
внутрихозяйственные
(для территорий на уровне сельсовета, при необходимости
– административного района) |
||
в
том числе с твердым покрытием |
||
Всего
дорог с твердым покрытием |
||
Железные
дороги: |
||
двухпутные
магистральные |
||
однопутные
магистральные |
||
Всего
магистральных дорог |
||
подъездные
пути |
||
3 Судоходные пути |
Источники получения информации: а) для картосхемы – схема линий пригородных пассажирских путей сообщения и размещения железнодорожных вокзалов, станций и остановочных пунктов (отделения железных дорог, расписания движения пригородного транспорта для пассажиров); б) для табл. 2 – замеры протяженности пригородных путей сообщения по карте; в) для табл. 3 – данные по размещению населенных пунктов и численности населения в них по зонам, ограниченным подходом к линиям пригородного автобусного транспорта, к станциям и остановочным пунктам поездов пригородных и местных сообщений на расстоянии до 1, 1-2, 2-3 и более 3 км. Для получения показателей таблицы 3 используются: схема линий пригородных пассажирских путей сообщения с километровыми зонами их доступности и данные по расселению населения.
На картосхему наносятся сеть автомобильных дорог, железнодорожных и водных пригородных путей сообщения, а также железнодорожные пассажирские вокзалы, станции и остановочные пункты поездов пригородных и местных сообщений.
На транспортных сетях строятся изолинии одно-, двух- и трехкилометровой доступности в масштабе карты. В табличной форме представляются показатели: протяженность и плотность автобусной и железнодорожной сетей, абсолютные и долевые величины расселения населения и размещения поселений по километровым зонам доступности.
Табл.2. Характеристика пригородного пассажирского транспорта
Виды массового пассажирского
транспорта |
Протяженность
линий, км |
Плотность
сетей, км/100км2 |
Автобусный |
||
Железнодорожный |
||
Речной |
||
Итого
(без речного) |
Табл.3. Показатели транспортной обслуженности населения
Обслуживаемый
вид транспорта |
Расселение
населения и размещение поселений по условиям доступности
линий и остановочных пунктов пригородного транспорта
в километровых зонах |
||||
благоприятные
(до 1км) |
огранич.
благопр. |
удовлетворительные |
неудовлетворительные
(более 3 км) |
итого |
|
(1-2
км) |
(2-3
км) |
||||
Населения: | . | . | . | . | . |
автобусный | |||||
железнодорожный | |||||
Поселений: | |||||
автобусный | |||||
железнодорожный | |||||
. |
Выходные данные: анализ транспортной обслуженности населения и территории линиями массового пассажирского транспорта.
3. Транспортная доступность городов – центров систе-мы расселения. Информация представляется картографическим материалом с показом пригородных зон и зон активного влияния городов-центров на прилегающие территории по транспортным критериям [1] в виде изохронограмм транспортной доступности, а также в виде показателей, приведенных в табличной форме.
Источники информации для получения картографических материалов «Зоны влияния города-центра на прилегающие территории» – радиус действия автобусного и железнодорожного транспорта пригородных сообщений (см. п.2) и изохронограмма, построенная по нормативным затратам времени на центростремительные поездки населения к центрам городов различной величины; для показателей табличной формы (табл. 4) – границы пригородной зоны и зоны активного влияния города-центра (по картографическим материалам), численность населения расселяющегося в этих зонах.
Табл.4. Показатели, характеризующие зоны влияния
города-центра
Наименование показателей | Единица | Величина |
измерения | показателей | |
Пороговое время поездки к городу-центру от границ: | минут | . |
пригородной зоны | ||
зоны активного влияния города-центра | ||
Численность расселяющегося населения: | . | . |
- в пригородной зоне | тыс. чел. | |
- в зоне активного влияния города-центра | тыс. чел. | |
. | % от значений для пригородной зоны | |
Количество поселений в пределах: | . | . |
- пригородной зоны | един. | |
- зоны активного влияния города-центра | един. | |
. | % от значений для пригородной зоны |
Выходные данные: анализ территории по затратам времени с определением границ возможного расселения населения города-центра по транспортным критериям (выхода городской застройки на прилегающие территории) и другие выводы для градостроительного проектирования.
4. Качество пассажирских сообщений. Оценивается при необходимости (оговаривается техническим заданием на проектирование) по характеристике существующей организации пассажирских сообщений с выводом о потребности увеличения частоты рейсов автобусного транспорта (при сопоставлении с рекомендуемыми значениями, обеспечивающими удовлетворительное качество пассажирских сообщений), предоставления товаров и услуг сельскому населению по месту их жительства, организации при низкоплотной застройке движения маршрутных такси или внедрение новой системы обслуживания населения по методу «автобус по заявкам».
Информация представляется в виде картосхемы
с цифрограммой суточного количества автобусных рейсов и
пар поездов пригородных и местных сообщений (в одну сторону)
на линиях массового пассажирского транспорта «Рейсограмма
пригородных пассажирских сообщений» и в табличной форме
«Характеристика существующей организации пассажирских сообщений»
(табл. 5).
Источники получения информации – схема линий и маршрутов
пригородного транспорта (п. 2), расписания движения пригородных
автобусов, поездов пригородных и местных сообщений (данные
вокзалов и станций городов-центров систем расселения).
В характеристику организации пассажирских сообщений может быть включено: количество пригородных автобусных маршрутов и пар поездов, количество населенных пунктов и численность населения (абсолютные и относительные величины), которые охвачены автобусным сообщением с определенной сетевой частотой движения (например, 4 и более автобусных рейсов в сутки).
Табл.5. Характеристика существующей организации
пассажирских сообщений
Вид транспорта |
Количество
маршрутов пригородных и местных
сообщений |
Охват
транспортным сообщением с сетевой частотой 4 и более
автобусных рейсов или 2 и более пар поездов в сутки |
|||
поселений, |
населения, |
доля
от значений для рассматриваемой территории в целом,
% |
|||
ед. |
тыс.чел. |
||||
. |
. |
поселений |
населения |
||
Автобусный | . | ||||
Железнодорожный | . | ||||
Итого | . |
Выходные данные: оценка организации пассажирских связей конкретного поселения или группы поселений с городом-центром системы расселения на определенной транспортной ли-нии.
Следует отметить, что качество пассажирских сообщений не является градостроительным (транспортно-планировочным) фактором и отражает обеспеченность поездок населения общественным пассажирским транспортом, которая зависит от экономических возможностей транспортных предприятий (в частности) и республики в целом. Однако важность этого фактора диктует возможность его применения в отдельных случаях.
Перечисленный выше состав работ применяется
при разработке:
· национального плана – п.1,
· региональных планов на уровне областей – п.п. 1 и 3,
· региональных планов на уровне группы административных
районов – п.п. 1 и 3 (возможно дополнительно п.2),
· региональных планов отдельных административных районов
– п.п. 1-4,
· генеральных планов городов, других поселений, территорий,
административных районов, территорий сельских Советов –
п.п. 1-4.
Литература
1. Глик Ф.Г. Исследование зон активного влияния
городов-центров по транспортным составляющим ¤¤ Социально-экономические
проблемы развития трансп. систем городов и зон их влияния
¤ Материалы V междун. (восьмой екатеринбургской) науч.-практ.
конф.- Екатеринбург: Комвакс, 1999, с.53-56.
2. Глик Ф.Г. Формирование транспортной инфраструктуры во
внегородских системах расселения ¤¤ Социально-экономические
проблемы развития трансп. систем городов и зон их влияния
¤ Материалы V междун. (восьмой екатеринбургской) науч.-практ.
конф.- Екатеринбург: Комвакс, 1999, с.68-70.
3. Глик Ф.Г. Системообразующие факторы транспортного обслуживания
территорий в ареале влияния городов ¤¤ Социально-экономические
проблемы развития трансп. систем городов и зон их влияния
¤ Материалы VII междун. (десятой екатеринбургской) науч.-практ.
конф.- Екатеринбург: Комвакс, 2001,с. 40-45.